N°221
29 ноября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  29.11.2002
Плацкарта до Сеула
Транскорейской магистрали нужна международная поддержка

версия для печати
Вчера Северная и Южная Кореи после трехнедельной отсрочки возобновили работу по разминированию в демилитаризованной зоне. Это создает реальный шанс для подготовки стыковки веток железной и шоссейной дорог в первой декаде декабря. Стороны одновременно начали работу на своих участках демилитаризованной зоны, находящихся в 100 метрах от демаркационной линии. Воссоединение транспортных артерий КНДР и РК будет важным событием в деле сближения двух Корей, что поможет смягчить напряженную обстановку на полуострове.

Еще несколько недель назад казалось, что шумиха вокруг «ядерной программы» КНДР окончательно задвинула в тень планы многостороннего сотрудничества на Корейском полуострове. Стоит напомнить, что новаторская идея трехстороннего сотрудничества с участием обеих Корей была выдвинута именно Россией. Это было сделано не только в целях достижения взаимной выгоды, но и для создания на полуострове атмосферы доверия, вовлечения Пхеньяна в полноценное международное разделение труда.

Центральным проектом стало создание железнодорожного транспортного коридора, соединяющего две Кореи с Транссибом по восточному побережью Кореи. Это позволит кратчайшим путем перевозить контейнеры между Европой и Азией, сократив время в пути с одного месяца до 12 суток. По оценкам специалистов, это выгодно всем. России это может принести до 1 млрд долл. в год, не останутся внакладе Пхеньян и Сеул, равно как и грузоотправители из азиатских и европейских стран, чьи товары станут попадать на рынки дешевле и быстрее. Есть, правда, вариант прокладки трассы по западному побережью Кореи в Китай. Грузы в этом случае все равно попадут на Транссиб в районе Байкала, но протяженность российского участка пути (и, соответственно, прибыли) будет куда меньше. За этот вариант выступает не только Пекин, но и Сеул, для которого, видимо, отношения с Китаем важнее, чем с Россией.

Речь идет о создании новой «евроазиатской оси», которая изменит существующее международное разделение труда. Кто-то от этого выиграет, а кто-то проиграет. Не исключено, что именно с этим обстоятельством связано очередное обострение в Корее. Инспирированная США кампания давления на Пхеньян ставит под угрозу не только с трудом созданную за последние два года атмосферу диалога и сотрудничества на Корейском полуострове, но и российские экономические и политические интересы. Заметим, что на днях американский генерал Сулиган предостерег, что КНДР якобы сможет использовать межкорейскую трассу «в качестве коридора вторжения на Юг».

За два с небольшим года России удалось сделать многое. На высшем уровне мы договорились с КНДР о приоритетности прохождения маршрута с южной стороны демилитаризованной зоны на российско-северокорейскую границу. Россия за свой счет обследовала трассу и подготовила несколько вариантов технических решений. Первый этап работы российских железнодорожников в КНДР завершился в прошлом году, когда наши специалисты обследовали 781 км будущей Транскорейской магистрали. Россия приступила к модернизации 240-километрового участка дороги от пограничной с КНДР станции Хасан до стыка с Транссибом у станции Барановская под Уссурийском. Подписанный в ноябре в Пхеньяне главами железнодорожных ведомств меморандум предусматривает изменение трассы главного хода Транскорейской магистрали ближе к морю. Правда, пока не удалось договориться по колее -- будет она российского или международного стандарта.

Россия убедила южнокорейцев в перспективности именно такого варианта «железного шелкового пути», идея которого близка сердцу нынешнего президента РК нобелевского лауреата Ким Дэ Чжуна. Правда, уже в декабре на Юге будет избран новый президент -- скорее всего из оппозиции. Так что надо спешить «застолбить» этот проект. России удалось уговорить Север и Юг на беспрецедентную встречу в трехстороннем формате, которая запланирована во Владивостоке. Это даст гарантии грузопотока с Юга по магистрали. Однако в РК считают восточный вариант трассы более дорогим и требующим большего времени, чем западный, -- в этом случае южанам придется построить 170 км путей.

Остается еще проблема денег. Ведь только модернизация (а по сути -- новое строительство) трассы в КНДР обойдется как минимум в 2 млрд долларов. Прежнее руководство МПС заявляло о готовности «платить за все», однако вряд ли тут уместна купеческая щедрость. Точный расчет показывает, что данный проект в случае составления грамотного коммерческого обоснования может привлечь средства с международного рынка капитала. Заинтересованность уже проявляют Япония, некоторые страны ЕС, а также Тайвань, Австралия, Таиланд, международные финансовые организации. Иными словами, речь может идти о международном консорциуме, ключевую роль в котором будут играть Россия, КНДР и РК.

«Проект века» по своему значению выйдет далеко за рамки субрегиона, он нуждается в соответствующей международной поддержке. Именно это должно стать приоритетной задачей российской дипломатии. Практические шаги в этом направлении позволили бы реализовать наш подход -- обеспечить мир, стабильность и процветание на Корейском полуострове через многостороннее сотрудничество и диалог. Любые попытки изоляции и нажима, а тем более силовые действия под лозунгом «борьбы с осью зла», могут привести к катастрофе и значительно повредить нашим национальным прагматическим интересам.

Вчера Пхеньян обвинил США в искажении смысла своего заявления о возможности создания северокорейского ядерного оружия. После визита в КНДР помощника госсекретаря США Джеймса Келли Вашингтон заявил, что в Северной Корее уже сегодня разрабатывают атомную бомбу. По мнению же Пхеньяна, Северная Корея всего лишь «не считает себя обязанной соблюдать мораторий на разработку ядерного оружия, если США откажутся от выполнения рамочного соглашения 1994 года». Соглашение 1994 года о поставке двух реакторов на легкой воде в обмен на прекращение ядерных разработок было подписано президентом Клинтоном, однако Джордж Буш приостановил его действие. В Пхеньяне считают, что КНДР из-за невыполнения США своих обязательств понесла значительные энергопотери и более не связана соглашением. Вашингтон же настаивает на ядерном разоружении страны, признанной частью так называемой «оси зла».
Георгий ТОЛОРАЯ, профессор МГИМО-Университета - специально для газеты «Время новостей»

  ЗАГРАНИЦА  
  • //  29.11.2002
Израильские консерваторы выбирают будущего премьера
В четверг в Израиле 305 тысяч членов правящего «Ликуда» решали, кто поведет партию на досрочные парламентские выборы 28 января, по результатам которых будет избран премьер страны. А поскольку правая партия «Ликуд» имеет большие шансы победить на январских выборах, то ее лидер сегодня - это премьер Израиля в следующем году. И скорее всего им снова станет 74-летний Ариэль Шарон... >>
  • //  29.11.2002
Благополучные страны страшатся терактов на Филиппинах
Правительства Австралии и Канады «на неопределенный срок» закрыли свои посольства на Филиппинах из-за опасения атак исламских экстремистов. Канберра якобы получила «правдоподобные и точные» предупреждения. По словам главы МИДа Александра Даунера, «в ближайшие дни имеется реальная угроза нападения на посольство». Полученная информация уточняет «не только место -- а именно здание австралийского посольства, -- но и время нападения»... >>
  • //  29.11.2002
Рада не дала отправить в отставку Владимира Стельмаха
Украинская гривна останется стабильной -- вчера Рада не поддержала предложение президента Леонида Кучмы сменить нынешнего главу Национального банка Владимира Стельмаха. По сути дела речь шла о замене нейтрального должностного лица на известного банкира, лидера одной из пропрезидентских партий Сергея Тигипко. Поясним, что эту и другие ключевые должности в правительстве Кучма обещал мощным финансово-политическим группам в благодарность за его поддержку в Раде... >>
  • //  29.11.2002
Транскорейской магистрали нужна международная поддержка
Вчера Северная и Южная Кореи после трехнедельной отсрочки возобновили работу по разминированию в демилитаризованной зоне. Это создает реальный шанс для подготовки стыковки веток железной и шоссейной дорог в первой декаде декабря... >>
  • //  29.11.2002
Герхард Шредер споет на «Евровидении»
Немцы были сильно обескуражены, когда в один прекрасный летний день по нескольким региональным каналам радио раздался знакомый голос бундесканцлера: «Я принял решение, -- сообщал он своим выдержанным баритоном слушателям популярной молодежной программы, -- сложить с сегодняшнего дня обязанности федерального канцлера и председателя социал-демократической партии. Свое будущее я намерен посвятить собственному развлекательному шоу». Через несколько секунд на редакции обрушился шквал электронных посланий и телефонных звонков -- доверчивые немцы хотели узнать о причинах столь неординарного решения Герхарда Шредера... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ