N°220
28 ноября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  28.11.2002
Дионисий пресловущий
В Третьяковской галерее открылась выставка года

версия для печати
Выставка «пресловущего», по мнению современников, иконописца конца XV -- начала XVI века Дионисия хороша всем: и уровнем научной подготовки, и качеством репрезентации. Представленные иконы сколь возможно полно позволяют понять путь художника в искусстве. Предпринята уникальная реконструкция деисусного чина иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, разрозненного ныне по трем музеям. Собраны все главные житийные иконы кисти Дионисия. У зрителя появилась возможность изучить множество авторских вариантов особо почитаемой на Руси иконы «Богоматерь Одигитрия», увидеть богословские книги, оформленные артелью и учениками Мастера. И конечно, вспомнить знаменитые копии фресок Ферапонтова монастыря, выполненные в 60--70-е годы Н.В. Гусевым для задуманного в Москве специального музея. Но экспонируются копии тактично, отдельно от подлинных икон пятисотлетней давности. К выставке выпущен фундаментальный каталог. Экспонаты собраны из дюжины музеев по всей России, от Москвы и Петербурга до Кирилло-Белозерска и Ростова Великого.

2002 год объявлен ЮНЕСКО годом Дионисия. Чей современник Дионисий? Открывшаяся вчера выставка приурочена к 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Кто творил в начале XVI века? Вспомним... 1495--1498. Фреска Леонардо «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие, Милан. 1502. Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». 1505. Один из лучших алтарных образов Венеции «Мадонна со святыми» церкви Сан-Дзаккария. Возможно, сюжет «Дионисий и Ренессанс» еще ждет своего интерпретатора. Сейчас хочется обозначить другую тему: «Дионисий и готика». Прекрасно понимаю, что о готике Дионисий понятия не имел и никогда не видел работы готических мастеров. Отдаю себе отчет в том, что прямые сопоставления стиля Дионисия со стилем не только готических, но и так называемых «итало-греческих» мастеров несостоятельны и непрофессиональны. И все же... Конфигурация звезд на небе нас вдохновляет или нет?

По мнению известного медиевиста Льва Лифшица, Дионисию была близка идея «строительства» человеческой жизни. «Строительства» крепкого и богатого. Одним из заказчиков Дионисию фресковой росписи для монастыря под Волоколамском был богослов Иосиф Волоцкий, считавший, что умение быть добропорядочным и рачительным хозяином -- та же гарантия неколебимости веры, что и сверхсильная «умная молитва», которой учил оппонент Волоцкого «нестяжатель» Нил Сорский. Если сумеешь выстроить жизнь свою и тех, кто от тебя зависит, так, чтобы забылись слова «нужда», «нищета» и «разорение», будешь угоден Богу. Знатные и щедрые в своем убранстве церковные сооружения являлись прямым аналогом доброго душевного порядка и здоровья.

Амплуа удачливого строителя выбрал и правитель Московской Руси великий князь Иван III. Начал с новых фундаментов власти и государственности, освободившись от ордынского ига, назвав себя «государем всея Руси» и женившись на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Продолжил возведением Московского кремля с Успенским собором и Грановитой палатой.

Если изучим живопись Дионисия пристрастно, поймем, что ее образ -- идеальная архитектоника, мир, преображенный гением Бога-зодчего. Лев Лифшиц весьма точно фиксирует внимание на том, что фигуры святителей на житийных иконах («Митрополит Петр», «Митрополит Алексей») уподоблены триумфальным столпам. Более сложные композиции, добавим мы, вторят ритму архитектурного декора фасадов храмов. Изящные, вытянутые, слегка вибрирующие в складках длинных одеяний фигуры собраны плавной арочной дугой. Нимбы -- люкарны. Глаза святых -- звезды, что светят в окна. Никакой суеты. Ничего преходящего и случайного. Идеальное архитектурное пространство без самой архитектуры -- это и есть готика.

Великий австрийский искусствовед Макс Дворжак (1874--1921) считал, что основой «готического» искусства были понятия дедукции и редукции. Искусство не подражало природе, но, наоборот, корректировало несовершенную природу ценностями надчувственного порядка, «совершенством» (perfectum) божественных помыслов. В соответствии с этой внутренней дисциплиной на место многословной, чреватой случайностями картины мира приходит качество «прогрессивного упрощения», создание некой лествицы универсума, где каждой вещи указана ее ступень по значению, от низших существ к абсолютной, всеохватной, не подвластной преходящим различиям единой Сущности. Парадигма «концентрированной сущности», согласно Дворжаку, соответствует критериям красоты, сформулированным крупнейшим «готическим» философом, теологом-схоластом Фомой Аквинским. Первый критерий -- ясность (claritas). Второй критерий -- цельность (integritas). Третий критерий -- согласованность (consonantia). Сходите на выставку Дионисия, чтобы понять, как эти три критерия обуславливают рождение мягкого, кроткого, напоенного чистым светом и прозрачным сиянием, вдруг явленного во всей своей небесной грации мира.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  28.11.2002
В Третьяковской галерее открылась выставка года
Выставка «пресловущего», по мнению современников, иконописца конца XV - начала XVI века Дионисия хороша всем: и уровнем научной подготовки, и качеством репрезентации. Представленные иконы сколь возможно полно позволяют понять путь художника в искусстве... >>
  • //  28.11.2002
В понедельник телеканал «Культура» начал показ нового цикла передач по изобразительному искусству «Воображаемый музей Михаила Шемякина». Проект анонсировался как просветительский и революционный одновременно. Просветительский, поскольку художественное образование в России недостаточно, а источники его ограничены (вывод сделан Михаилом Шемякиным на основе собственного опыта). А революционный, поскольку существующая история искусств Шемякина по разным причинам (понятным и не очень) не устраивает. Хотя доля истины в первом утверждении присутствует (библиотеки плохо комплектуются, музеи плохо финансируются, выставочный процесс далек от современных требований, за границу не наездишься), но проблема, как всегда, в голове, а информацию и образование при желании все-таки получить можно даже в России, и примеров тому немало. Но Шемякин идет дальше, утверждая, «что в мире нет серьезных профессиональных книг по изобразительному искусству» (!!!)... >>
  • //  28.11.2002
Вчера в «Пушкинском» состоялась торжественная премьера юбилейного фильма о Джеймсе Бонде -- «Умри, но не сейчас» режиссера Ли Тамахори. На этот раз Бонду противостоит северокорейский мегаломаньяк, задумавший покорить южного собрата с помощью спутника с гигантским зеркалом, фокусирующим солнечную энергию. Создатели добавили фильму драматизма (Бонда подозревают в предательстве) и убавили мужского шовинизма (теперь Бонд предпочитает позицию «женщина сверху»). 142 миллиона бюджета потратили с таким энтузиазмом, что это уже почти не кино, а виртуальный симулятор для выработки адреналина. Хорошо это или плохо -- решают наши обозреватели... >>
  • //  28.11.2002
Открылась ярмарка non/fiction
К хорошему привыкаешь быстро. Международная ярмарка интеллектуальной книги, более известная под именем non/fiction, проходит в четвертый раз. Все там же -- в Центральном Доме художника на Крымском валу. Все тогда же -- на переходе от осени к зиме, в «затакте» подведения литературных итогов и раздачи премиальных слонов. С теми же главными фигурантами. Эффект, понятно, уже не тот, что был в 1999 году, когда non/fiction грянула громом с мутного ноябрьского неба. Мол, и интеллектуалы любить (в смысле издавать-продавать книги) умеют. Мол, у нас не какая-нибудь вокзально-официальная ММКЯ, а сплошной пир разума... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ