N°209
13 ноября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  13.11.2002
Паспортный контроль
В Интернете создается новая база данных по русскому искусству

версия для печати
В рамках XIII Российского антикварного салона прошла презентация интернет-проекта www.art-russia.org, демонстрационная версия которого появится в Сети в середине декабря (сам действующий сайт станет доступен для пользователей только весной следующего года). «Круглый стол», посвященный проекту, был организован Министерством культуры РФ, фондом «Русская культурная инициатива» и журналом «Артхроника».

Новый сетевой ресурс будет представлять собой двуязычный (русско-английский) сайт, посвященный отечественному искусству 1860--1930-х гг. в собраниях музеев России. Пользователь сможет узнать об основных стилистических направлениях, художественных группах, отдельных авторах и их произведениях. Каждая представленная работа будет снабжена паспортом: датировка, техника, размеры, место хранения, источник и дата поступления, важнейшие выставки, подписи и надписи, описание оборота, наличие эскизов, вариантов и авторских повторений. Предполагается также создание дополнительной базы данных по русскому искусству в зарубежных собраниях.

Попечители проекта весьма солидные: центр «Росизо», Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, Фонд Джудит Ротшильд, галерея Гмуржинска, фирма «Кун и Бюлов». В разработке проекта участвуют известные историки искусства и художественные критики. На «круглом столе» авторы рассказывали о новых принципах построения сайта, применении суперсовременных технологий. В частности, для получения изображений в Интернете будет использоваться проверенный и высоко оцененный музейными специалистами метод прямого бесконтактного сканирования, разработанный российской фирмой «Эпос».

В русскоязычном Интернете существуют десятки посвященных русскому искусству сайтов. При Историческом музее действует Регистрационный узел музейных изображений России, созданный именно для того, чтобы собрать все имеющиеся изображения и описания экспонатов отечественных музейных собраний. Но, по словам организаторов, это первый отечественный сайт, представляющий русское искусство в таком объеме (несколько тысяч произведений из 40 российских музеев).

Пока выбранный временной промежуток для представленных на сайте произведений искусства достаточно узок. Но создатели сайта пообещали, что если ресурс будет действовать успешно, а заморские фонды дадут денег, то, может быть, в будущем база дополнится и иностранные пользователи получат представление о русском искусстве предшествующих столетий, в частности о столь ценимой русской иконописи.

На обсуждении проекта искусствовед Михаил Каменский прямо спросил создателей, гарантируют ли они отсутствие в своем издании произведений русского искусства с не совсем хорошей репутацией. Возмущенные авторы проекта ответили, что на Art-russia.org будут помещаться только работы с хорошими паспортными данными, которыми можно будет не только любоваться на досуге, но и даже использовать при экспертизе в качестве эталона. Охотно верим, что все без исключения провинциальные российские музеи располагают произведениями подобного качества, но вот в иностранных собраниях работы русских художников (список которых занимает не один десяток страниц) не всегда имеют незапятнанную биографию. Так что создателям новой базы данных по русскому искусству придется отлавливать «фальшак» из-за границы, осуществляя жесткий «паспортный контроль».

Подводя итоги, заметим, что у новоявленного сайта есть как минимум два достоинства: двуязычность и использование малоизвестных работ русских художников из собраний провинциальных музеев, не всегда имеющих изданные каталоги своих сокровищ, не говоря уже о собственных сайтах в Интернете. Заморский гость получит возможность познакомиться с русским искусством вообще, а отечественный любитель искусств изучит наследие русских мастеров в частностях. Это уже неплохо, хотя реальная эффективность сайта будет зависеть от того, насколько полно будет учтена информация других интернет-ресурсов по русскому искусству. На одни и те же грабли, знаете ли, наступать никому не хочется.
Маша ЙОРГЕН

  КУЛЬТУРА  
  • //  13.11.2002
В Интернете создается новая база данных по русскому искусству
В рамках XIII Российского антикварного салона прошла презентация интернет-проекта www.art-russia.org. «Круглый стол», посвященный проекту, был организован Министерством культуры РФ, фондом «Русская культурная инициатива» и журналом «Артхроника»... >>
  • //  13.11.2002
Генуя восхищает прежде всего потому, что она материализовавшаяся фантазия гениального графика Пиранези. В памяти гигантские палаццо, в фундаментах которых пробиты скоростные тоннели; прокопченные стены улиц, гроты и водопады в дворцовых садах, горы, море и крики портовых грузчиков. Петербург, в принципе, тоже не «нормальный» город, а оживший, сделанный с помощью циркуля и астролябии чертеж. Точнее, архитектурный пейзаж, ведута. Пришла пора этим ведутам, Петербургу и Генуе, встретиться. В марте этого года в Палаццо Дукале открылась выставка живописи генуэзской школы из собрания Эрмитажа. Вчера в Эрмитаже открылась выставка живописи и рисунка XVI--XVIII веков из своего собрания, дополненная картинами и графикой из генуэзских музеев. Генуэзскую живопись в Росси собирали мало: маньеристический излом и омуты барочных перспектив пугали тех, чей вкус был воспитан изящной и благородной классикой. Тем интереснее оценить сегодня этот экзальтированный, на грани нервного срыва генуэзский стиль... >>
  • //  13.11.2002
Марк-Андре Амлен в камерном цикле Большого театра
Приглашение участвовать в цикле «Камерные вечера в Бетховенском зале Большого театра» принял канадец Марк-Андре Амлен -- сорокалетняя звезда, номинант «Грэмми-2002». На первый взгляд, Амлен принадлежит к академической фортепианной школе -- примерно той, которая пестует конкурсных бойцов и поставляет филармониям мастеров романтически ориентированной игры: знатоков Шопена, Листа, Брамса и Рахманинова... >>
  • //  13.11.2002
Роман Питера Хега «Условно пригодные» вышел в издательстве Simposium, Санкт-Петербург
Время -- это инструмент власти. Вершина ацтекской пирамиды, каждая ступень которой -- фаза контроля. Жертвенник, венчающий массивное здание проекта новейшей истории... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика