N°207
11 ноября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  11.11.2002
Россия для Евросоюза -- пока всего три процента
версия для печати
Накануне десятого, юбилейного саммита Россия -- Европейский Союз основное внимание привлечено к проблеме калининградского транзита. Тем не менее на повестке дня встречи в Брюсселе стоят и гораздо более важные в стратегическом плане вопросы. Речь о результатах пяти лет экономического взаимодействия в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и о перспективах отношений после расширения ЕС на восток и его внутренней реформы.

Оценивая пятилетний опыт сотрудничества, нужно отметить, что поставленные цели пока далеки от реализации. Торговые связи состоят в основном из обмена российских энергоресурсов на готовые товары из Европы. При этом экспорт из России в страны Евросоюза составляет более 30% всего российского экспорта, но в масштабах ЕС это до смешного мало: это лишь 3% импорта, поступающего в ЕС вообще. Инвестиционные же отношения остаются на почти зачаточном уровне: европейские инвесторы предпочитают вкладывать деньги в страны Центральной и Восточной Европы, а не в Россию.

Основная причина застоя в экономических отношениях -- российская система правового регулирования, которая, несмотря на реформы последних лет, по-прежнему сохраняет «специфику». Для более тесного сотрудничества необходимо правовое сближение. Но это означает адаптацию Россией вторичного законодательства ЕС, а в его выработке наша страна не участвует. А ведь неизбежность такого пути демонстрирует опыт Швейцарии и Норвегии. Не являясь членами ЕС, они должны тем не менее приводить свое законодательство в соответствие с общеевропейскими директивами и регламентами.

Особенно острой станет данная проблема при выработке нового совместного проекта -- общего европейского экономического пространства (ОЕЭП). Для его успеха Россия, по мнению ЕС, должна более активно проводить свою конкурентную политику и либерализацию внутреннего рынка, приводить экологические нормы и правила защиты потребителей в соответствие с европейскими.

Таким образом, очевидно, что углубление интеграции с единой Европой неминуемо требует от России ограничения самостоятельности при выработке правовых норм. Это требует повышенного внимания к законодательному процессу в ЕС. Россия должна найти способ участия в этом процессе как на государственном уровне (привлечение российских экспертов в рабочие группы Совета ЕС), так и на частном (участие компаний и их ассоциаций в проектах ЕС).

В контексте создания общего экономического пространства встанет и вопрос адекватности самого Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Существующий документ предусматривает условия для движения товаров и услуг, в меньшей мере капитала, в то время как концепция ОЕЭП должна включать распространение на Россию уже четырех основных «европейских» свобод: движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В этой связи СПС перестанет быть адекватным, и потребуется заключение нового соглашения. Заметим, что свободное движение рабочей силы, например, потребует еще и активизации сотрудничества в области правосудия и борьбы с преступностью, которое до сегодняшнего дня, несмотря на совместный план действий, подписанный в апреле 2000 года, остается малоэффективным. Хотя, конечно, принятие нового договора займет много времени (новый договор, как и нынешний, будет подписываться от лица и европейского сообщества, и его членов, что влечет за собой длительный процесс ратификации).

Одним словом, у России и ЕС есть что обсудить на саммите, и остается надеяться, что болезненное решение проблемы калининградского транзита и дипломатический конфликт между Копенгагеном и Москвой из-за проблемы Чечни не заслонят собой его главное содержание -- взвешенный анализ проблем взаимодействия и определение перспектив их решения.
Татьяна РОМАНОВА, кандидат политических наук

  ЗАГРАНИЦА  
  • //  11.11.2002
Китайские коммунисты встали на защиту нетрудовых доходов
В Пекине продолжается работа XVI съезда Компартии Китая -- уже в конце этой недели у китайских коммунистов может появиться новый генеральный секретарь. Долгожданный доклад уходящего с поста генсека Цзян Цзэминя не содержал революционных новаций. Это указывает на подготовку к смене власти, так как при передаче руководства чрезмерные новшества могут повредить стабильности внутри страны. Высокопоставленные китайские чиновники особо подчеркивают преемственность между нынешним XVI и предыдущим XV съездом КПК, прошедшим сразу после смерти Дэн Сяопина, -- по их словам, такого рода консервативность лучше всего гарантирует стабильность в стране... >>
  • //  11.11.2002
Накануне десятого, юбилейного саммита Россия -- Европейский Союз основное внимание привлечено к проблеме калининградского транзита. Тем не менее на повестке дня встречи в Брюсселе стоят и гораздо более важные в стратегическом плане вопросы. Речь о результатах пяти лет экономического взаимодействия в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и о перспективах отношений после расширения ЕС на восток и его внутренней реформы... >>
  • //  11.11.2002
Как убить террориста, не уволив чекиста
Выступая на днях на своей первой пресс-конференции после промежуточных выборов, давших республиканцам большинство в обеих палатах конгресса, президент Буш заявил, что его первоочередной задачей будет проталкивание через сенат резолюции о создании нового министерства внутренней безопасности. В связи с изменившейся расстановкой сил в Вашингтоне сделать это ему будет легче, чем еще неделю назад... >>
  • //  11.11.2002
Парламент Латвии утвердил правительство, сформированное по итогам выборов 5 октября. В кабинет министров вошли четыре правые партии: «Новое время», Первая партия Латвии, Союз «зеленых» и крестьян и объединение «Отчизне и свободе»/ДННЛ. В оппозиции остались правая Народная партия и объединение левых партий «За права человека в единой Латвии», представляющее интересы русскоязычного населения. Возглавил правительство бывший глава Банка Латвии Эйнар Репше. Пока в кабинете вакантными остаются два поста -- министра интеграции и министра благосостояния. На пост «министра-объединителя» номинировался регент православного хора «Набатъ» Александр Брандав, однако его кандидатуру отклонил премьер на том основании, что кандидат представляет нацменьшинство (Брандав наполовину русский) и исповедует православие... >>
  • //  11.11.2002
Подозрение пало на российского дипломата
Имя Ericsson знакомо любому, кто пользуется мобильными телефонами, поскольку шведский концерн -- ведущий в области телекоммуникаций, электронного оборудования и разработки систем современной связи. С 5 по 8 ноября службой госбезопасности Швеции задержано пятеро шведских граждан, сотрудников Ericsson -- трое подозреваются в промышленном шпионаже, а двое нарушили режим секретности и шпионажу содействовали. До 22 ноября всем им будет предъявлено официальное обвинение. Главному подозреваемому инкриминируется и нанесение ущерба государственной безопасности, так как он был задержан во время передачи секретного материала представителю «другой страны». Этой страной, по сообщению шведских информационных агентств, оказалась Россия. Однако старший вице-президент концерна Генри Стенсон отказался комментировать корреспонденту газеты «Время новостей» эти «слухи», но и не опроверг их... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика