N°207
11 ноября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  11.11.2002
В рейх и обратно
Данцигский коридор на «большую землю»

версия для печати
Федеральный канцлер Шредер вполне допускает разрешение калининградской проблемы путем создания «транзитного коридора» для авиа- и железнодорожных сообщений. Однако президент Польши Квасьневский об этом не желает ничего слышать «по моральным и историческим причинам», приблизительно в таком же ключе излагает свою позицию и руководство Литвы. Для цивилизованных межгосударственных отношений начала XXI века подход достаточно странный, ведь не грозит сегодняшней Европе ни «коричневая», ни «красная», ни какая-либо иная чума. Да и «холодная война», слава богу, ушла в прошлое.

Путь из Германии в Германию

После первой мировой войны отношения поверженной Германии с остальным миром и, главным образом, с соседями регламентировались Версальским договором 1919 года, в соответствии с которым Восточная Пруссия с ее административным центром Кенигсбергом была отрезана от «большой земли» Польшей в ее новых послевоенных границах. Проблема была решена в 1921 году в Париже, когда германский рейхс-министр Герхард фон Мутиус и директор департамента польского МИДа Казимир Ольцовский подписали специальное «Соглашение о сквозном проезде между Восточной Пруссией и остальной Германией», а парламенты обеих стран приняли на его основе соответствующие законы. И в течение 20 лет кенигсбергская окраина была соединена с остальной частью Германской империи транзитными путями, которые называли «данцигским (или, по-иному, «польским») коридором».

Согласно условиям этого двустороннего соглашения Польша обязалась предоставить Германии свободу транзитного проезда для людей, товаров, морских и речных судов, автотранспорта, железнодорожных вагонов, почтово-телеграфно-телефонной службы через ту часть территории, что перешла к ней от Германии по Версальскому договору. Несмотря на то что одна из высоких договорившихся сторон была побежденной (Германия), а другая, напротив, оказалась в числе победителей (Польша), последняя предоставила немцам достаточно либеральные по тем временам условия транзита. При этом даже всемерная забота об удобстве и безопасности пассажиров в «сквозном сообщении» в полной мере возлагалась на Польшу. Более того, польским властям вменялось в обязанность обращаться с немецкими пассажирами и их багажом, следовавшими через «польский коридор» в районе «свободного города Данцига», точно так же, как с «лицами польской или данцигской национальностей». Аналогичные обязанности возлагались на немецкие пограничные и таможенные службы, когда речь заходила об оформлении польских пассажиров, следовавших до Данцига и обратно частично через территорию Германии на правобережье Вислы.

Транспортное сообщение между Восточной Пруссией и остальной Германией было обусловлено соответствующим германо-польским соглашением.

За зашторенными окнами – Польша

Пассажиры и следовавший с ними багаж были полностью освобождены от любого вида паспортных или таможенных формальностей. Вместе с тем им в стране транзита «обязательно запрещалось» принимать и выдавать предметы любого рода, а также выходить из вагонов -- кроме тех исключительных случаев, которые были предусмотрены отдельно.

С точки зрения обеспечения безопасности и соблюдения порядка пассажиры таких поездов были обязаны соблюдать законы страны транзита -- Польши. Польша имела право на ограничение сквозного железнодорожного и прочего сообщения лишь в исключительных случаях, детально расписанных в обоюдном соглашении. Задерживать или же просто проверять документы у пассажиров-немцев польские чиновники имели право лишь, если те совершали правонарушения.

При нормальном течении транзитной жизни между двумя странами их правительства были обязаны «предпринимать все необходимые шаги с тем, чтобы пассажирам поездов оказывались всемерная помощь и защита». Их «личные и имущественные права» не должны были подвергаться никаким ущемлениям. Сразу же после подписания этого германо-польского соглашения в обеих странах вышли распоряжения правительств, адресованные полицейским и пограничным службам, а также местным властям. В них «строжайше предписывалось» следить, чтобы все параграфы соглашения исполнялись «тщательно и с большим тактом».

Процедура поездок немцев через «польский коридор» была простой. Тот, кто направлялся из Восточной Пруссии в Берлин, неизбежно должен был проследовать по польской территории.

Транзит на случай войны

На вокзале в Мариенбурге (Мальборк) находилась немецкая таможня, которая, по договоренности с польской стороной, в случае необходимости осуществляла требуемый досмотр. Затем железнодорожная трасса проходила небольшой отрезок (около 16 км) по Данцигской области. И вслед за этим, миновав мост через Вислу в районе Диршау (Тчев), уходила в «данцигский коридор». В Диршау вагоны поездов опломбировывались. Пассажиры того времени рассказывают, что чаще всего во время таких поездок в вагонах были задернуты даже занавески на окнах.

Приблизительно сто километров длилась поездка в юго-западном направлении по «данцигскому коридору» через польскую территорию. Уже после станции Кониц (Хойнице) следовавший из Восточной Пруссии состав подъезжал к новым границам рейха. Через Шнайдемюль (Пила) и, наконец, уже немецкий Ландсберг-на-Варте лежал путь на Берлин.

Высшая мера тактичности соблюдалась также и в таких пикантных вопросах, как перевозка через «данцигский коридор» различного рода грузов из Восточной Пруссии в рейх и обратно. В ст. 7 соглашения об этом говорилось достаточно лаконично: «Запреты на ввоз и вывоз в стране транзита не могут применяться на сквозное сообщение». Таким образом, все те товары, перевозка которых допускалась внутри каждой из стран, могли точно так же беспрепятственно следовать транзитным путем. Ни для ввоза, ни для вывоза не требовалось никаких специальных разрешений. Эти товары также не могли быть «конфискованы административным путем».

Германия и Польша настолько серьезно отнеслись к взаимному транзитному соглашению по «данцигскому коридору», что предполагали его жизнеспособность даже в случае начала войны. По этому поводу (напомним, что текст составлялся в 1921 году) в ст. 9 соглашения сказано: «Если в случае начала войны в Европе одна из транзитных стран сочтет уместным ограничить по своей территории сквозное сообщение, то она должна об этом уведомить другую сторону дипломатическим путем и имеет право ввести эти ограничения лишь через 48 часов после данного уведомления».

Первым и последним нарушителем 9-й статьи стал, как известно, Адольф Гитлер, вероломно двинувший в сентябре 1939 года войска вермахта через «данцигский коридор».

Поезд для господ офицеров

До войны же взаимный транзит военного персонала и грузов через Германию и Польшу был расписан в соглашении самым тщательным образом, вплоть до того, каким образом немецкие военнослужащие могли добираться в отпуск из Восточной Пруссии в «великую Германию». Для этого, как правило, выделялись специальные и дополнительные отпускные («рождественские», «пасхальные» и т.п.) поезда, которыми военнослужащие могли пользоваться как в униформе, так и в гражданской одежде.

Помимо этого раз в неделю из Кенигсберга и обратно двигался специальный «военный поезд». На нем, как правило, не разрешалось перевозить военную технику или боеприпасы (для этого существовали иные возможности), однако господам офицерам дозволялось провозить с собой личное холодное оружие, оформленные пистолеты, ружья и револьверы с соответствующим набором боеприпасов. Правда, на время поездки по территории «сопредельной страны» все это добро предписывалось сдавать в специально оборудованный для этой цели вагон. К нему приставлялись два охранника, выделяемых страной транзита.

Также специально оговорены были и условия перевозки военной техники. Такие военно-товарные составы по территории Польши имели право сопровождать немецкие военнослужащие -- «по двое в вагонах для перевозки лошадей и по одному в вагонах с техникой». Польские таможенники имели право осматривать эти поезда. Собственно, немецкими были лишь вагоны. Паровозы и персонал для перевозки грузов германского вермахта по своей территории через «данцигский коридор» предоставляла польская сторона.

Польский транзитный коридор исправно, можно даже сказать, беспроблемно действовал почти два десятилетия. И существовал он в те драматичные для Европы годы, когда она залечивала раны одной войны, гитлеровская Германия готовилась к новой, а в Советском Союзе все прочнее утверждалась сталинская диктатура. Поэтому сегодня трудно представить себе реальные мотивы «морального неприятия» нынешними Польшей и Литвой, без пяти минут членами ЕС, идеи современного транзитного коридора из Калининградской области на «российский материк». Руководство Германии, которое сегодня довольно трудно заподозрить в военных приготовлениях, идею такого коридора готово поддержать и словом, и делом.

Вокруг калининградской проблемы в Германии циркулирует немало экстравагантных идей, которые в основном ходят в кругах ультранационалистов и неонацистов. Например, о возвращении «Кенигсберга» Германии, но с предоставлением России права преимущественного пользования этим «земельным участком», в частности сохранением российской военной базы в Балтийске (бывшем Пиллау). Другая «идея» связана с созданием в Калининградской области «зоны совместного управления» -- кондоминьона. Такой формой государственного устройства пользовались, например, Франция и Испания, совместно управляя Андоррой. Это карликовое государство на Пиренеях было кондоминьоном с 1278 по 1993 год.

Другой пример: Франция и Англия длительное время совместно управляли тихоокеанским архипелагом Новые Гебриды (теперь это Республика Вануату). Автору этих строк в свое время пришлось побывать там в период расцвета амбиций каждой из управлявших на архипелаге сторон. Всего было по паре: два официальных языка, две денежных единицы, две больницы и две тюрьмы и, соответственно, две полиции. Любопытно, что полицейский-«француз» не имел права арестовать «англичанина». И, разумеется, наоборот. Каждое утро в строго определенное время на строго одинаковую высоту поднимались флаги обеих стран. Правда, движение автомобилей по новогебридским дорогам было левосторонним. Англичанам удалось добиться этого на том основании, что первый автомобиль был завезен сюда из Великобритании. Хорошо, что хоть в этом вопросе у русских с немцами в Калининграде--Кенигсберге проблем бы не возникло.
Юрий ШПАКОВ, Берлин

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  11.11.2002
Россия и ЕС решают, нужны ли они друг другу
Сегодня в Брюсселе проходит саммит между Россией и Евросоюзом, который определит тональность будущих отношений между Москвой и единой Европой. Хотя еврочиновники поспешили заявить, что вопрос о борьбе с международным терроризмом будет на саммите одним из главных, важнейшей, во всяком случае для нас, станет все же проблема свободного транзита российских граждан в Калининградскую область... >>
  • //  11.11.2002
Данцигский коридор на «большую землю»
Федеральный канцлер Шредер вполне допускает разрешение калининградской проблемы путем создания «транзитного коридора» для авиа- и железнодорожных сообщений. Однако президент Польши Квасьневский об этом не желает ничего слышать «по моральным и историческим причинам», приблизительно в таком же ключе излагает свою позицию и руководство Литвы. Для цивилизованных межгосударственных отношений начала XXI века подход достаточно странный, ведь не грозит сегодняшней Европе ни «коричневая», ни «красная», ни какая-либо иная чума. Да и «холодная война», слава богу, ушла в прошлое... >>
  • //  11.11.2002
Президент землячества Восточной Пруссии Вильгельм фон Готтберг родился на территории нынешней Калининградской области в Домнау (Домново) в отцовском поместье. В январе 1945 года семья с девятью маленькими детьми (Вильгельму было тогда 5 лет) бежала на запад Германии. Фон Готтберг вспоминает, что в течение первых двадцати лет после бегства ему пришлось девять раз переезжать с места на место в поисках работы и нормальной жизни. «Сначала я прошел профобучение в сельском хозяйстве, затем в полиции, затем учился в вузе. Теперь преподаю в полицейской школе, создал семью, приобрел небольшую собственность на севере Германии, где теперь и живу. С молодых лет принимаю участие в деятельности нашего землячества, а с 1992 года являюсь президентом землячества Восточной Пруссии» -- рассказал наш собеседник. Собкор газеты «Время новостей» в Берлине Юрий ШПАКОВ спросил ВИЛЬГЕЛЬМА фон ГОТТБЕРГА, что думают он и его товарищи о проблеме сообщения между Калининградской областью и «материковой» Россией... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика