N°207
11 ноября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  11.11.2002
«Гитарист-бобыль» с плейером Samsung
«Бедные» картины передвижников и богатая бытовая техника оказались странными соседями в Русском музее

версия для печати
Реализм вновь популярен. Лучшим доказательством тому стали частые кражи Ивана Айвазовского из государственных собраний, а также прошлогоднее похищение из Русского музея картины Василия Перова «Гитарист-бобыль». К счастью, картину вернули, и она висит на почетном месте среди других полотен Перова на недавно открывшейся в ГРМ выставке «Святые шестидесятые».

В корпусе Бенуа Русского музея в основном представлены сокровища петербургской коллекции. Совсем немного работ из Третьяковской галереи. Несмотря на большое количество (триста пятьдесят) экспонатов, программные гигантские полотна отсутствуют. Исключение -- «Тайная вечеря» Николая Ге, рассмотреть которую в том узком коридоре, где она повешена, практически невозможно. Небольшие картинки предполагают длительное и спокойное рассматривание, погружение в среду, сопереживание. В них нет идеальных личностей на фоне героического пейзажа, сведен к минимуму язык аллегорий, нет сложных композиций и сложных для описания сюжетов. Однако с уютным бидермейером эта живопись ничего общего не имеет тоже.

Стиль передвижников пытался покончить с украшательством Карла Брюллова и его школы и был фанатично аскетичен. Как известно, началось все с грандиозного скандала. В 1864 году Академия художеств стала Императорской. Праздник был, однако, испорчен тем, что тринадцать студентов Академии во главе с Иваном Крамским отвергли alma mater и создали собственную артель, которая решила отражать трудную жизнь народа. (Артель, организованная как коммуна из модного тогда романа «Что делать», распалась в 1870 году, а некоторые из «артельщиков» вошли в Товарищество передвижных художественных выставок.) Следует, правда, заметить, что это не только идеологический, но и экономический бунт. Живописцы попытались создать свой бизнес, оправдываясь высокими целями просвещения и борьбы за социальную справедливость. Так что эпитет «святые» применим к ним с известной долей иронии. Другое название будущих передвижников -- «шестидесятники» -- удивительно напоминает о хрущевской оттепели прошлого века. И в том и в другом случае помыслы борцов с косностью были чистыми, но дума была недодумана, миссионерские цели невнятны, средства никчемны. В карете прошлого далеко не уедешь, а старым языком новое не скажешь. Язык же был в обоих случаях кондовый. У передвижников -- выморочный академизм, у шестидесятников -- выморочное передвижничество (соцреализм), сквозь мазутную пленку палитры которого угадываются композиции русских «левых» 20-х годов. Такой вам Дейнека, вывалянный в грязи Исааком Бродским.

Бродский, в свою очередь, по заданию партии и собственному почину подвизался быть мальчиком-тягачем перовской «Тройки»; толкать в жирной, чавкающей жиже той дороги, что когда-то называлась живописью, бочку, наполненную высокими идеями народного счастья. Даже понимая, что Бродский -- лицемер, а Перов -- честный малый, трудно побороть в себе отвращение к той буро-серой распутице, что хлюпает на полотнах «святых шестидесятников». Это как бы колорит. Такой он из-за того, что гедонизм в живописи Перов презирал. Но нам сегодня от этого не легче. Потому-то глаз отдыхает на миловидной, в традициях жанров Василия Тропинина, картине Василия Максимова, на которой девушка за рукоделием сидит перед окном. Или на пейзажах тончайшего пленэриста Федора Васильева, чья жизнь оборвалась в 23 года. Или на юморесках Иллариона Прянишникова -- аналоге жанра «малых голландцев». Эта живопись лишена «тенденциозности, подчеркивания, щеголяния самобытностью», о которых предостерегал передвижников еще Тургенев.

Поскольку любоваться на выставке можно мало чем, публика перетекает туда, где время удается провести с хорошей пользой для ума и семейного бюджета. Под современную музыку недалеко от «шестидесятых» бойко торгуют бытовой техникой. «Новые технологии Самсунга» -- так называется экспозиция, открывшаяся по иронии судьбы в Бетонном зале корпуса Бенуа одновременно с выставкой разночинных «бессребреников» второй половины XIX века.
Иван ЛУКИН, Санкт-Петербург, Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  11.11.2002
Премьерой пьесы братьев Пресняковых открылся фестиваль Нового европейского театра
Перед тем как идти на спектакль «Терроризм» во МХАТ имени Чехова, я решила забежать на оптовый рынок «Динамо» за продуктами. Застала спешно закрывающиеся палатки и собирающих свой скарб продавцов, рассказавших, что идет «эвакуация рынка», так как «ждут скинов» («Спартак» играл с ЦСКА, правда, не на «Динамо» а на «Торпедо», но администрация рынка, где торгуют в основном кавказцы, решила принять превентивные меры). Какая-то женщина спрашивала охранников: «Откуда они идут? Успею я домой, я на Баррикадной живу?» Так что народ к возможному террору абсолютно готов... >>
  • //  11.11.2002
Сто лет назад родился Эраст Гарин
В свое время Эраст Павлович Гарин мог сыграть Максима в знаменитой трилогии Козинцева и Трауберга. Этого не случилось, хотя уже были готовы эскизы костюмов и проведены кинопробы. В историю отечественного кино Гарин вошел с совершенно другими ролями, а с сыгравшим-таки Максима Борисом Чирковым впоследствии дважды пересекался на экране: в «Иване Никулине» и «Каине XVIII»... >>
  • //  11.11.2002
«Бедные» картины передвижников и богатая бытовая техника оказались странными соседями в Русском музее
Реализм вновь популярен. Лучшим доказательством тому стали частые кражи Ивана Айвазовского из государственных собраний, а также прошлогоднее похищение из Русского музея картины Василия Перова «Гитарист-бобыль». К счастью, картину вернули, и она висит на почетном месте среди других полотен Перова на недавно открывшейся в ГРМ выставке «Святые шестидесятые»... >>
  • //  11.11.2002
«Тайна реки Сучжоу» в «35 ММ»
Как известно, кинопрокат в России по-прежнему бизнес не самый прибыльный, нефтяные магнаты им не интересуются, много миллионов на нем не заработаешь. И потому в среде российских прокатчиков самые заметные и любопытные фигуры -- не новоявленные олигархи (их нет), а киноманы со стажем, эстеты, фрики, люди с неординарными вкусами и самыми фантастическими представлениями о бизнесе. Чего они только не привозят в Москву: то эпическое батальное полотно о войне Таиланда с Бирмой («Воины джунглей»), то мрачную, близкую к гениальности фантазию о кролике-демоне и путешествиях во времени («Донни Дарко»), то -- теперь вот -- тончайшее китайское кино о древних легендах, современных гангстерах, контрабанде польской «Зубровки», раздвоении личности и парадоксах авторства («Тайна реки Сучжоу»). Какие уж деньги можно на этом заработать -- бог весть. Но для любителя кино это настоящее счастье... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика