N°206
06 ноября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  06.11.2002
Лучше меньше, да лучше
Завтра исполнилось бы 100 лет Рине Зеленой

версия для печати
На самом деле, конечно, не завтра. Годик в официальной биографии она себе все-таки убавила -- по свидетельствам родных, родилась в 1901-м. Простительный каприз молодящейся женщины. А может быть, неосознанное желание быть поближе к детству, которое стало для Зеленой смысловым центром ее творчества. Она никогда не торопилась взрослеть.

Пик ее славы пришелся как раз на предвоенное десятилетие, когда по радио стали передавать ее выступления «Взрослым о детях», -- актриса декламировала стихи, изумительно точно передавая детскую манеру чтения, и обращалась к аудитории с потешными монологами от лица детей. «Я прошу вас немедленно написать, в чьих руках находится воспитание этого талантливого ребенка», -- требовала в письме радиослушательница, купившаяся на достоверную игру. А после войны были мультфильмы -- «Кентервильское привидение», «Кто сказал «мяу»?», «Мама для мамонтенка»... Ну и, конечно, черепаха Тортилла в «Приключениях Буратино», самая знаменитая ее «детская» кинороль. Она никогда не подделывалась «под детей», не сюсюкала, не играла голосом, как актеры, дублирующие на российском ТВ диснеевские мультики. Странные, эксцентричные, задорные персонажи всегда были ей впору, как ладно скроенный костюм.

И имя-то у нее было какое-то детское, уменьшительное. На заре карьеры «Екатерина» не уместилась на афише какого-то очередного кабаре или подвального театрика, и первая половина была безжалостно отрезана. Так же безжалостно Рина Зеленая отрезала подолы и рукава, торчавшие из-под крышки с таким трудом закрытого гастрольного чемодана, -- не паковаться же заново!

В кино -- три десятка ролей, все не главные. Лучше меньше, да лучше. Еще неизвестно, кто стал «лицом» любимого советского телесериала о Шерлоке Холмсе -- заглавный герой или миссис Хадсон, эталон лукавого здравомыслия, оплот порядка и традиций. Жажда работать в кино была у нее так велика, что свои роли второго плана и даже совсем крохотные эпизоды она отшлифовывала в маленькие шедевры. Многие роли, как, например, болтливую домработницу Аришу из «Подкидыша», она придумала сама. Режиссеры знали о ее талантах и частенько предлагали импровизировать. «Вот вы пришли в комендатуру и что-то говорите коменданту. Быстро придумайте, что», -- распоряжался Григорий Александров на съемках «Встречи на Эльбе». В считанные секунды Зеленая сочинила эпизод, который, наверное, один только и останется из этого фильма для истории. Потертая немка входит в советскую комендатуру. -- Что вам угодно, фрау? -- О, ничего. Я только хотела спросить вас: там бомба, неразорвавшаяся, лежит у меня под кроватью. Нет-нет, она мне совсем не мешает. Я только хотела узнать, можно ли ее мыть мылом...

Ее воображение и чувство юмора и в старости сохраняли сверхъестественную гальваническую подвижность -- свидетельством тому может послужить дивная книга мемуаров «Разрозненные страницы». Как пела Тортилла в своем бессмертном «романсе»: «Юный друг, всегда будь юным, ты взрослеть не торопись...» То, что исполнять его довелось именно Зеленой, -- это больше чем совпадение.
Алексей МЕДВЕДЕВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  06.11.2002
Александр Калягин озвучил «Последнюю запись Крэппа»
Именно «запись», а не «ленту», как переводилось искони. Программка это подчеркивает: слово «запись» в ней напечатали ярко-красными буквами. «Последнюю» и «Крэппа» - черными, имя автора - серыми, все остальные слова - белыми на черном фоне. Осмысленное буквоедство всегда умиляет критиков... >>
  • //  06.11.2002
Главным героем антикварной ярмарки в ЦДХ стал салонный академизм
Поводом продолжить разговор о салоне и салонном искусстве явилась «юбилейная» XIII ярмарка антиквариата в ЦДХ. Уровень ее средний. И это хорошо. От сенсационных фальшивок и фальшивых сенсаций хочется отдохнуть. Символом стабильности можно считать академический салон. На большинстве стендов розовели закаты, голубели рассветы и аловели жирные, с одышкой, розы. Кроме того, было много томной бледной «немощи» времен fin de siecle. Имена творцов такого искусства, как правило, оканчиваются на «ский»: Айвазовский, Семирадский, Судковский, Крачковский, Васильковский, Александровский и ветвистый куст Маковских. Почему так получилась -- проблема отдельная... >>
  • //  06.11.2002
7 ноября премьерой пьесы братьев Пресняковых «Терроризм» в постановке модного режиссера Кирилла Серебренникова откроется четвертый фестиваль NET (Новый европейский театр). Контур этого театра, каким он видится организаторам фестиваля, составят как спектакли, привезенные из Европы, так и наши, отечественные. Гастролеров можно будет увидеть на сцене Центра имени Мейерхольда, с прошлого года ставшего соучредителем фестиваля. Московские спектакли -- на своих площадках. Так что откроется NET там, где и поставлен «Терроризм», -- во МХАТе, что согласитесь, слегка неожиданно и символично. О фестивале и о том, что можно будет увидеть в Москве с 7 по 23 ноября, рассказывает один из организаторов NET театральный критик Марина ДАВЫДОВА... >>
  • //  06.11.2002
Завтра исполнилось бы 100 лет Рине Зеленой
На самом деле, конечно, не завтра. Годик в официальной биографии она себе все-таки убавила -- по свидетельствам родных, родилась в 1901-м. Простительный каприз молодящейся женщины. А может быть, неосознанное желание быть поближе к детству, которое стало для Зеленой смысловым центром ее творчества. Она никогда не торопилась взрослеть... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика