N°12
27 января 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  27.01.2004
Денис Синяков
Новая русская реальность
Телеканалы продолжают эксперименты с популярным жанром

версия для печати
До последнего времени оригинальных развлекательных программ в России было совсем не много. Самые успешные из них -- «КВН» и «Что? Где? Когда?» -- были созданы так давно, что и вспомнить страшно. Все остальные популярные и достаточно рейтинговые программы, будь то «Поле чудес», «Угадай мелодию», «Сто к одному» или «Своя» игра», были придуманы либо в США, либо в Великобритании. Такая же ситуация до последнего момента складывалась и в жанре reality-show. Однако в наступившем году каналы обещали переломить эту тенденцию -- они намеревались не только покупать успешные проекты на Западе по лицензии, но и выводить на экраны собственные оригинальные программы. Но если шоу «Голод» на ТНТ постепенно набирает обороты и рейтинг, то недавнюю попытку продюсерского центра «Неформат» и канала СТС воплотить в жизнь громко разрекламированный проект «Тату» в Поднебесной» пока успешной не назовешь. Причем после того, как авторы сняли из сетки канала заранее проанонсированный выпуск «Тату», телекритики заговорили как о недостаточной компетенции отечественных продюсеров, так и о кризисе жанра reality-show в целом. Продюсеры же в один голос стали оправдываться -- они утверждают, что за этим жанром будущее, он вполне может конкурировать с телесериалами и что российского зрителя «перекормить» в ближайшие годы невозможно.



«Тату» почти не видно

Проект «Тату в Поднебесной» обещал быть интересным. Буквально на глазах телезрителей самая продаваемая за рубежом российская группа и ее безумный продюсер Иван Шаповалов записывают новый альбом. Фиксирует происходящее известный теледокументалист Кремля Виталий Манский. В студию, находящуюся на тринадцатом этаже гостиницы «Пекин», зазывают известных и не очень гостей. Реалити -- полно, но шоу пока явно не получается. Да и рейтинги, несмотря на агрессивный промоушн, оставляют желать лучшего. В минувшие выходные СТС показал еще две серии проекта, из которых мы узнали, насколько «Тату» круче, чем Принц Альбер, Марайя Кэрри и Пинк, и насколько продюсеру Шаповалову наплевать на законы шоу-бизнеса. Но динамичнее и содержательнее шоу от этого не стало.

Продюсер развлекательных программ департамента собственного производства телеканала СТС Александр Цекало находится в легком недоумении. «Промоушн был сумасшедший, казалось, что после него мертвые должны были встать и посмотреть проект, -- удивляется он. -- Может, зрителям неинтересно посмотреть, как живут две девочки и продюсер, сумевшие заработать сотни миллионов долларов на продаже своих дисков во всем мире? Может, люди не хотят знать про их успех?» Тем не менее г-н Цекало утверждает, что настроен оптимистически, и надеется что через две-три недели рейтинг программы пойдет вверх. Рецепты спасения шоу он в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» раскрывать не стал, сказав лишь, что «возможно, такой нервный, непростой проект привлечет большее внимание, если будет выходить в более позднее время».

Открытие замочной скважины

Два года существования жанра reality-show в России показали, что до последнего времени отечественные продюсеры были готовы на эксперименты только в рамках опробованных, получивших высокие рейтинги в Америке и Великобритании, форматов. Началось все в октябре 2001 года с простого подглядывания, когда канал ТВ-6 запустил шоу «За стеклом», бесстыдно передрав формат голландского «Большого брата» (Big Brother). Кучку молодых людей запустили пожить в стеклянный дом, оборудованный видеокамерами. На глазах у телезрителей они ели, пили, спали, вяло исполняли задания режиссера проекта, пытавшегося хоть как-то растормошить их. У участников был свой собственный рецепт «шоу» -- продемонстрировать как можно больше обнаженного тела, заняться сексом перед телекамерами. Как только у Марго и Макса случилось ЭТО, продюсерам стало нечего показывать, а зрителям -- нечего смотреть. Продолжение проекта -- «За стеклом. Последний бифштекс» и «За стеклом. Теперь ты в армии» -- было ничуть не лучше первого «застеколья» и чуть было окончательно не дискредитировало жанр в глазах телезрителей.

Остаться в живых

Первый канал в ноябре 2001-го (называвшийся в ту пору ОРТ) отнесся к производству reality-show с большей серьезностью. Канал смог реабилитировать жанр, отказавшись от идеи тупого подглядывания. ОРТ купил у компании Castaway Production лицензию на самое успешное в тот момент в мире шоу Survivor и отправил на тропический необитаемый остров 16 «последних героев». Теперь люди на экране не просто жили, а выживали. Испытания, которые выпали на долю участников и помогли им раскрыться, а самое главное, четко выстроенная драматургия событий -- стали слагающими успеха. Финальная серия «Последнего героя 1» по рейтингу обогнала самую популярную у россиян программу -- новогоднее обращение президента к стране.

Собственно, именно настоящую драматургию в кадре телепродюсеры и сегодня называют залогом успеха проекта. Поскольку другой, ранее казавшийся беспроигрышным вариант -- приглашение в шоу звезд -- может дать сбой. В «Последнем герое 3» и в заключительной части проекта «Последний герой. Конец игры» ставка на звезд кино, музыки и шоу-бизнеса себя вполне оправдала. А вот, положившись только на обаятельность «татушек» и странности их продюсера Шаповалова, руководители СТС, похоже, погорячились. Скажем, семейка куда более экстравагантного короля тьмы Оззи Осборна тоже давно обитает «за стеклом» у MTV US. Но поклонники «Семейки Осборнов» не жалуются на скуку и наслаждаются хорошо срежиссированными и продуманными зарисовками из личной жизни рокера. Возможно, и проект «Тату в Поднебесной» был бы более удачным, будь в нем побольше режиссуры и инсценировок и поменьше философии от г-на Шаповалова.

Фабричное производство

Куда более привлекательным для зрителя является наблюдение за процессом взращивания звезд в реальном времени. Именно это направление и стало следующим шагом в освоении жанра. Осенью 2002 года стартовали сразу два музыкальных формата. В сентябре РТР запустил «Стань звездой» по лицензии британского формата Pop stars, а спустя месяц на ОРТ состоялась премьера «Фабрики звезд» -- аналога Star Academy голландской компании Endemol. Целью обоих проектов была демонстрация в эфире рождения новых поп-звезд. РТР со всей серьезностью показывал этапы их обучения. ОРТ же сделал ставку на демонстрацию личных взаимоотношений «фабрикантов» и пафосные отчетные концерты и в итоге победил.

Телекритики сошлись во мнении, что в «Стань звездой» процесс создания «музыкального продукта» был показан честнее и достовернее. Однако зрителей, как оказалось, больше волнуют танцы-обжиманцы. Тем не менее в этих двух проектах показ реальной жизни отошел на второй план. Здесь было важно потакать вкусу молодежной аудитории, на которую и были рассчитаны шоу, подбирая участников, которые потенциально смогли бы стать кумирами, объектом поклонения. Поэтому продюсеры и превратили Юлию Савичеву в Аврил Лавинь, а Ирину Ортман во вторую Валерию.

Show must go on

Однако сегодня от продюсеров избалованные российские зрители ждут новых предложений. В принципе довольно удачной была попытка Первого канала реализовать проект, в основу которого заложен банальный прием -- съемка скрытой камерой. Зрительский интерес к программе «Розыгрыш» с Валдисом Пельше и Татьяной Арно был достаточно велик, несмотря на то, что большинство «подстав» были слишком ненатуральными. Поэтому не исключено, что подобный формат тоже приживется, -- тем более что в нашей стране продюсерам не грозят судебные иски от жертв розыгрыша, с которыми уже столкнулись телевизионщики на Западе. К тому же федеральные каналы в отличие от дециметровых не могут позволить себе эксперименты и не готовы жертвовать рейтингом. Потому, видимо, они будут придерживаться выбранной стратегии -- покупать проверенные на популярность в других странах форматы.

Дециметровые же каналы, напротив, активно экспериментируют. Например, канал ТНТ, запустив довольно дерзкий оригинальный проект «Голод», участники которого должны были в незнакомой стране, без знания языка и без денег легальным способом раздобыть себе пропитание, не прогадал ни в рейтинговом, ни в финансовом плане. Этим оригинальным шоу уже заинтересовались «монстры» западного телевидения. В будущем же канал намерен предложить зрителям сразу несколько своих форматов.

В то же время ждать чудес от нашего телевидения не приходится. Несмотря на рост рынка рекламы и, следовательно, доходов телеканалов, их финансовые возможности все еще сильно уступают лидерам мирового ТВ, которые могут себе позволить право на ошибку. В Великобритании и США новые проекты в жанре реалити появляются сотнями, а выживают единицы. В России же продюсеры должны заранее гарантировать, что новая программа будет хитом.

Анонсы 2004 года

«Первый канал» уже объявил о начале кастинга для оригинального проекта под рабочим названием «Большая прогулка». Подробности проекта -- тайна за семью печатями. Известно лишь, что готовят новое реальное шоу продюсеры «Последнего героя», и, судя по тому, что съемки будут проходить в Намибии, проект станет логическим продолжением популярной игры на выживание.

В запасе у «Первого» есть заявленное еще осенью шоу «Беглец» с ведущим Николаем Фоменко. Продюсером проекта должен был стать Дэвид Гамбург, известный как автор цикла «Россия. Криминальные хроники». Новое шоу по жанру -- боевик: по городу носятся два «беглеца», в задачу которых входит поиск специальных электронных терминалов. Найти терминал -- это еще полдела. Надо успеть ответить на вопросы, тем самым заработав деньги, и скрыться от всевидящих «охотников». Съемки были намечены на осень 2003 года и должны были пройти в Москве, но после летних терактов в столице снимать подобное шоу на улицах города было бы по меньшей мере странно. Реализация проекта была отложена на неопределенное время.

По информации газеты «Время новостей», «Первый канал» не спешит расставаться с «Фабрикой звезд» и уже готовит четвертую часть проекта.

Канал «Россия», насколько нам известно, не планирует на ближайшее время запуск проектов в жанре reality-show. Вполне возможно, что руководство государственного канала и вовсе решило отказаться от этой затеи, оставив разве что продолжение «Народного артиста», вопрос о производстве которого, впрочем, пока тоже окончательно не решен.

НТВ, по крайней мере в ближайшем будущем, будет идти проторенной тропой. Канал начинает в Аргентине съемки второго сезона «Фактора страха». В новых выпусках в испытаниях будут принимать участие не только простые смертные, но и знаменитости. По словам продюсера Игоря Сборца, на канале сейчас отсматривают новые западные форматы, но ничего привлекательного для показа в России пока не нашлось.

Канал СТС закупил для показа два новых проекта. «Сейчас мы снимаем шоу «Ты -- супермодель» по лицензии компании CBS на формат Next Top Model, -- рассказывает продюсер Александр Цекало. -- По сути, это история Золушки. Приехали 32 девушки из разных городов, победит одна. Простая девушка из Самары, Тольятти, любого другого города сможет стать обладательницей четверти миллиона долларов, контракта с американским модельным агентством Next, получит возможность работать моделью, поехать в Штаты». Ведущий -- Федор Бондарчук. Второе готовящееся шоу All you need is love -- формат компании Endemol.

ТНТ пока не намерен покупать лицензионные проекты. Сразу после «Голода» в эфир выйдут собственные форматы -- шоу розыгрышей «Квартирка» и первый в России телевизионный quest «12 негритят», который, кстати, как и «Большое приключение», готовят продюсеры «Последнего героя».
Надежда СТЕПАНОВА


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  27.01.2004
Денис Синяков
Телеканалы продолжают эксперименты с популярным жанром
До последнего времени оригинальных развлекательных программ в России было совсем не много. Самые успешные из них -- «КВН» и «Что? Где? Когда?» -- были созданы так давно, что и вспомнить страшно. Все остальные популярные и достаточно рейтинговые программы, будь то «Поле чудес», «Угадай мелодию», «Сто к одному» или «Своя» игра», были придуманы либо в США, либо в Великобритании. Такая же ситуация до последнего момента складывалась и в жанре reality-show... >>
  • //  27.01.2004
ТНТ -- единственный в России канал, который выдает порцию реалити ежедневно и при этом не боится смелых экспериментов. О готовящихся новых проектах газете «Время новостей» рассказал генеральный директор ТНТ Роман ПЕТРЕНКО... >>
  • //  27.01.2004
О том, какие шоу предпочитают отечественные телевизионщики, и о перспективах развития собственного рынка форматов в России газете «Время новостей» рассказывает генеральный директор ООО Endemol Moscow Леонид ЗАГАЛЬСКИЙ... >>
  • //  27.01.2004
Об особенностях национального интереса к реалити-шоу рассказывает Сергей КОРДО, генеральный продюсер компании United Production Group, представившей на наш рынок проекты «Кто хочет стать миллионером», «Слабое звено», «Стань звездой», «Народный артист»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама