N°194
16 октября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.10.2003
Где стол был яств, там гроб стоит
Депутатов Госдумы призвали поучаствовать в спасении памятников русской старины

версия для печати
В здании Государственной думы РФ открыта фотовыставка «Русские усадьбы: прошлое и настоящее». Организована она Фондом возрождения русской усадьбы при участии Общества изучения русской усадьбы.

Выставка представляет собой около двухсот цветных фотографий с живописными видами. Расположены они так, чтобы зритель мог совершить что-то вроде прогулки по некой обобщенной усадьбе: начав с въездных ворот, пройти мимо главного дома, по парковым аллеям к хозяйственным постройкам: конюшням, птичникам, оранжереям. Использованы фотографии, сделанные в самое разное время, в том числе и в конце ХIX века, и в двадцатые годы века прошлого, и в самое последнее время. Состояние памятников весьма различно. На самых ранних -- все еще в полном порядке: клумбы и дорожки в саду, занавески на окнах, работающие фонтаны. Более поздние констатируют, что запустение началось сразу после исчезновения хозяев: на парадном крыльце растут березки, окна скрыты за нестрижеными кустами. Последние по времени работы показывают состояние памятников на сегодняшний день: одни почти полностью разрушены, остались лишь руины, другие, как, например, усадьбы в Спасском-Лутовинове, Михайловском, Шахматове, отстроены по существу заново. Некоторым усадьбам посчастливилось быть переданными музеям, другие стали санаториями или домами отдыха, третьи никому не принадлежат и мирно приходят в полное запустение.

Вот эти последние и являются объектами заботы фонда, ради них и затеяна выставка, не имеющая особого научного или художественного значения, но являющаяся призывом к думским депутатам и прочим посетителям этого государственного учреждения. По мнению создателей фонда, спасение к тающим в забвении памятникам русской усадебной культуры может прийти лишь от новых владельцев. Ими могут стать состоятельные люди, готовые вложить средства в реставрацию, ради удовольствия обладать «настоящей усадьбой». Сейчас таких примеров очень немного. Однако в фонде убеждены, что если бы законы позволяли частным лицам или организациям приобрести руины (естественно, с обязательствами по восстановлению и сохранению исторического облика, а также с неотчуждаемым земельным наделом), то нашлось бы значительное количество охотников зажить «как в старину».

Интерес к русской усадьбе как к специфически русскому образу жизни сегодня явно велик. Забавно, что подобная мода уже возникала в начале ХХ века, когда появление нового класса российских промышленников спровоцировало развитие новых видов усадьбы, не дворянской, а скорее интеллигентской, позже адаптированной к бытовой жизни в виде дач.

Каким может стать новый этап в жизни усадебной культуры? Возможно, новые владельцы, как обитатели замков во Франции, Англии или Германии, будут превращать старые усадьбы в гостиницы или музеи, а может быть, замкнутся в частной жизни, закрыв доступ в старинные парки посторонним? Энтузиасты из фонда рассчитывают воздействовать на новых собственников при помощи разнообразных налоговых льгот и специально составленных договоров, нарушение условий которых повлечет огромные штрафы. Во что это выльется в условиях нашей сегодняшней жизни, невозможно себе представить. Однако наблюдать за разрушением немногих еще оставшихся на российских просторах памятников,сложа руки тоже невозможно.
Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Выставки

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  16.10.2003
Дмитрий Борко
Открылся фестиваль «Зодчество 2003»
Как и предыдущие фестивали, «Зодчество 2003» арендует Большой Манеж. Заходим мы туда и что видим? Много-много стендов кислотного цвета вдоль стен, а в центре променад с фонариками, клумбочками и скамеечками -- зеркальное повторение декорации площади торгового центра «Охотный ряд». В конце перспективы -- муляжный кораблик из детской песочницы, вместо паруса -- плакат «Путин -- наш президент»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  16.10.2003
Подделка лучше, чем оригинал. Она дешевле, кондовее, ее не жалко. Потом, оригинал, он ведь только один, и, какой ни есть, им надо довольствоваться. То ли дело подделки! Они бывают разные: какие-то похуже, другие получше. Можно сравнивать, выбирать. Как при демократии. Поддельные чувства тоже классная вещь: их можно разменивать, ими можно играть сколь угодно долго, не боясь превратиться, как пел Джон Леннон, в «эмоциональную развалину» (Emotional Wreck)... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  16.10.2003
Депутатов Госдумы призвали поучаствовать в спасении памятников русской старины
В здании Государственной думы РФ открыта фотовыставка «Русские усадьбы: прошлое и настоящее». Организована она Фондом возрождения русской усадьбы при участии Общества изучения русской усадьбы... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  16.10.2003
В "Великолепной афере" Николаса Кейджа оставят у разбитой пепельницы
На всех знаменитых фильмах Ридли Скотта -- "Гладиатор", "Бегущий по лезвию бритвы", "Чужие" -- лежит голливудский глянец, "шикарный" на первый взгляд, но при изменении угла зрения дающий неприятные блики... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  16.10.2003
Букеровскую премию вручили наркокурьеру и аферисту
Лауреатом Букеровской премии в 2003 году стал 42-летний австралиец Питер Финлэй. Лучшим англоязычным произведением признан его литературный дебют «Маленький бог Вернон» (Vernon God Little), сообщает BBC News. Свой первый роман Финлэй опубликовал под псевдонимом Ди Би Си Пьер (DBC Pierre), по первым буквам своего старого прозвища «Грязный, но чистый» (Dirty But Clean -- DBC)... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика