N°158
30 августа 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  30.08.2002
Муляжи академии
В Московском Доме фотографии очередная выставка проекта «24 кадра»

версия для печати
В августе традиционно отдыхают музеи и галереи, и только архитектурно-фотографический проект Юрия Аввакумова в Московском Доме фотографии работает без перерывов и отпусков. Неотвратимо открылась его очередная, двадцать седьмая выставка. В ней проект, пройдя тюремные зоны, южные небеса и медные трубы провинциальных первомайских демонстраций, вернулся к тому, с чего начинался и для чего был изобретен -- к архитектурной фотографии. Показалось даже, что и архитектуры, и фотографии в последней выставке слишком много. Положенные по регламенту проекта двадцать четыре фотографии Натальи Жерновской просто изнемогают под натиском Красоты (именно так, с большой буквы). Чтобы увидеть Ее, правильно ехать в Италию или, на худой конец, -- в Петербург. А там идти не в Эрмитаж, как многие подумали, а через мост на другой берег Невы -- в позабытое-позаброшенное здание Академии художеств. И снимать там -- в фокусе и не в фокусе -- все, что попадется на глаза. Все равно ничего другого, кроме архитектуры (роскошное здание построено в 1788 году архитекторами Деламотом и Кокориновым и, похоже, с тех пор не ремонтировалось) и теней студентов -- прошлых ли, будущих, или настоящих, -- не попадется. Модель выбрана не только по экстерьеру (и интерьеру), но и по идеологическим соображениям. Наталья Жерновская не просто фотограф, а верный адепт Новой Академии Изящных Искусств. Это потрясшее умы своей несвоевременностью заведение Тимура Петровича Новикова здания не имеет и существует скорее в умах, чем в реальности. Однако в ней собрались поборники истинной Красоты, что современным искусством предана и поругана. Поэтому и в старом здании академии для Натальи Жерновской главное -- не узкие пыльные коридоры, полуразрушенные арки и античные профили, а то, что перед нами, -- академия. Если в человеке все должно быть прекрасно, то без академии ему не обойтись. Неважно, что художников здесь изготавливали в разные времена самых разнообразных: и академистов, и передвижников, и соцреалистов, и даже просто очень плохих. Прекрасное -- все еще в ее стенах, экономно освещенных, живописно руинированных, никому, по большому счету, не нужных. В полумраке узких коридоров одни рисуют (там же, так же и то же, что и их собратья по ремеслу на протяжении двух последних столетий), другие разглядывают слепки античных статуй и модельки греческих храмов.

На выставке представлен редкий, даже уникальный вид фотографии -- того, чего нет, мифа об академии, вечном средоточии прекрасного. Новая академия вглядывается в старую, как в собственное отражение, в безуспешной попытке обнаружить что-нибудь подлинное. Фотографии имитируют то ли бывшую, то ли никогда не существовавшую реальность, как слепки в академических залах имитируют античные памятники. В результате умножения получается нечто прекрасное в квадрате. Особенно, если ингредиенты смешать, сфотографировать, отретушировать, зерно увеличить, пятна размыть. Непонятно только, кому нужны все эти воспоминания о будущем. Нет уже Тимура Новикова с его мессианским пафосом прекрасного. Следовательно, и Новая академия постепенно погружается в прошлое, на грунт, рядом со старой.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

  КУЛЬТУРА  
  • //  30.08.2002
Главный фельдмаршал России удостоился выставки в честь своего 350-летия
Борис Петрович Шереметев был первым русским графом. Но это не самое главное. Борис Петрович Шереметев как первый главный фельдмаршал выиграл множество баталий Северной войны со Швецией. Но и это не самое главное. Борис Петрович Шереметев в качестве дипломата был принят знатнейшими европейскими монархами: Августом II в Польше, Леопольдом I в Вене. В Риме получил благословение Папы Римского. На острове Мальта был награжден алмазным Мальтийским крестом и стал первым в России кавалером Мальтийского рыцарского ордена. Знание сих достойных подробностей, увы, не делает личность фельдмаршала нам ближе. Это тоже не самое главное. А главное другое: Борис Петрович Шереметев был первым «новым русским» эпохи Петра Великого... >>
  • //  30.08.2002
Начинается новый театральный сезон. Большой театр и МХАТ на днях при активном внимании прессы провели собрания коллективов, объявив о грядущих планах. О том, какие спектакли готовят другие московские театры и каким будет гастрольный театральный год, рассказывает Павел РУДНЕВ... >>
  • //  30.08.2002
Русская тема в Венеции
Все кому не лень уже написали о том, что русские фильмы наконец-то завоевали Венецию. Пусть не по качеству, но по количеству русское присутствие в Венеции в этом году действительно велико. Но самое удивительное, что речь идет не только об отечественных фильмах, представленных в различных программах («Дом дураков» Андрея Кончаловского, «Медвежий поцелуй» Сергея Бодрова, «Змей» Алексея Мурадова, «Небо. Самолет. Девушка» Веры Сторожевой...), но и о западных картинах, так или иначе использующих русскую тему... >>
  • //  30.08.2002
В Москве начался прокат французского молодежного фильма «Денди»
В России, где залы и буфеты кинотеатров заполняются школьниками старших классов и студентами младших курсов, фильм «Денди» легко найдет свою аудиторию. Нашим зрителям не составит труда отождествить себя с французской молодежью, с Филиппом, Марком, Натали и Шарлоттой, ведь в свое время они легко отождествляли себя с «Элен и ребятами» из известного французского сериала. В сущности, «Денди» и представляет собой очередной молодежный сериал, но только на широком экране, со звуком Dolby Surround, с картинами природы (в одном кадре пасутся коровы, в другом -- кружится чайка) и с более изощренным монтажом. Поставил всю эту красоту Франсуа Армане, журналист французской газеты «Либерасьон», три года назад написавший книгу о молодежи шестидесятых и культовом клубе Drugstore, сгоревшем в семидесятых... >>
  • //  30.08.2002
В Московском Доме фотографии очередная выставка проекта «24 кадра»
В августе традиционно отдыхают музеи и галереи, и только архитектурно-фотографический проект Юрия Аввакумова в Московском Доме фотографии работает без перерывов и отпусков. Неотвратимо открылась его очередная, двадцать седьмая выставка. В ней проект, пройдя тюремные зоны, южные небеса и медные трубы провинциальных первомайских демонстраций, вернулся к тому, с чего начинался и для чего был изобретен -- к архитектурной фотографии. Показалось даже, что и архитектуры, и фотографии в последней выставке слишком много. Положенные по регламенту проекта двадцать четыре фотографии Натальи Жерновской просто изнемогают под натиском Красоты (именно так, с большой буквы). Чтобы увидеть Ее, правильно ехать в Италию или, на худой конец, -- в Петербург. А там идти не в Эрмитаж, как многие подумали, а через мост на другой берег Невы -- в позабытое-позаброшенное здание Академии художеств. И снимать там -- в фокусе и не в фокусе -- все, что попадется на глаза... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ