N°158
30 августа 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  30.08.2002
Шариков обрастет шерстью на глазах у публики
версия для печати
Начинается новый театральный сезон. Большой театр и МХАТ на днях при активном внимании прессы провели собрания коллективов, объявив о грядущих планах. О том, какие спектакли готовят другие московские театры и каким будет гастрольный театральный год, рассказывает Павел РУДНЕВ.

Новая драма

Наиболее востребованным драматургом сезона будет Максим Курочкин -- тот самый, что написал для Меньшикова «Кухню», а за пьесу с загадочным названием «Стальова Воля» получил поощрительную премию Антибукеровского комитета «За поиск новых путей в драматургии». К сожалению, театры пока не ставят его оригинальные пьесы, а просят переделывать чужие. В октябре в его версии «Пигмалиона» Бернарда Шоу после 13-летнего перерыва вернется на сцену Анастасия Вертинская. Спектакль продюсерского центра Face fashion и режиссера Нины Чусовой будет называться «Имаго», в нем Элиза Дулитл оказывается инопланетным существом, и уж теперь не ее станут воспитывать, а напротив, она образумит профессора Хиггинса (Владимир Симонов).

Для Театра им. Пушкина Курочкиным обработано странное произведение русского писателя первой половины ХХ века Сигизмунда Кржижановского. Называется оно «В зрачке», и в нем речь идет об особенностях строения женского тела, от которых у медиков волосы встанут дыбом. Молодой человек, заснув в объятиях любовницы, загадочным образом оказывается внутри ее зрачка, в котором сохранена память о прошлых любовных похождениях. Проснувшись, мужчина спешно ретируется: он и не знал, со сколь опытной женщиной имел дело. Спектакль в постановке Юрия Урнова сыграют уже 14 сентября.

Художественный руководитель Театра им. Пушкина Роман Козак сам хочет поставить две современные пьесы: «Черного принца» Айрис Мэрдок, где сыграют Александр Феклистов, Оксана Мысина и Алексей Кравченко, и «Детей священника» югослава Мате Матишича. Сюжет последней пьесы исполнен совершенно в традициях Эмира Кустурицы. Католический пастор тайно дырявит все презервативы в аптеках его родного хорватского городка. Рождаются дети, и люди живут счастливо и дружно. Но идиллия превращается в трагедию, когда герой гибнет на балканской войне, а его невеста вынуждена сделать аборт.

За совсем свежую европейскую пьесу решили взяться режиссер Миндаугас Карбаускис и Театр Олега Табакова. В «Синхроне» Томаса Хюрлимана действуют неудавшийся писатель и неталантливая актриса. Она озвучивает порнофильмы, пытаясь синхронно стонать и подвизгивать. Это ей удается, чего не скажешь об умении попасть в синхрон с собственной жизнью.

Островский forever

Четыре крупных московских театра заявили на будущий сезон премьеры по пьесам Александра Островского. Предыдущий «бум Островского» наблюдался в начале 90-х. Режиссер Сергей Женовач и замечательная актерская команда Малого театра (Василий Бочкарев, Евгения Глушенко, Людмила Полякова, Глеб Подгородинский) поставят пьесу «Правда хорошо, а счастье лучше». Марк Захаров поставит в «Ленкоме» «Последнюю жертву» с Марией Мироновой и Александром Збруевым. Мироновой придется изобразить простодушную девушку, до самого финала не замечающую, что ее безбожно обирает любовник. Евгений Каменькович выпустит во МХАТе им. Чехова «Горячее сердце» с Вячеславом Невинным и Александром Семчевым. Константин Райкин в «Сатириконе» намерен ставить «Доходное место» с Григорием Сиятвиндой. В планах «Сатирикона» и «абсолютно русский мюзикл» по мотивам «Снегурочки». Неясно, будет ли это «Снегурочка» Островского.

Из Петербурга в Москву

Великое переселение петербуржцев коснется и театра. В труппе МХАТа с этого сезона Петр Семак, ведущий актер петербургского МДТ, лучший артист Льва Додина. В Москве он дебютирует 4 сентября в «Амадее» (роль короля Иосифа II), а чуть позже сыграет в новой комедии «От четверга до четверга» (Театр Олега Табакова).

Петербургский режиссер Григорий Дитятковский, обладатель трех «Золотых масок», в Театре Et cetera на открытие 27 сентября готовит пьесу Стриндберга «Игра снов», а в Театре им. Вахтангова он же должен ставить сказку Гоцци «Король-олень». В «Табакерку» позвали режиссера БДТ Темура Чхеидзе -- он сделает с Олегом Табаковым, Ольгой Яковлевой и Борисом Плотниковым пьесу «Копенгаген». Это история отношений двух великих физиков Нильса Бора и Вернера Гейзенберга с одной женщиной.

Актерские выходки

Самое амбициозное театральное событие готовит «Сатирикон». Владимир Машков репетирует булгаковское «Собачье сердце». Константину Райкину после столетнего старика Тодеро предстоит сыграть и Шарика, и Шарикова. Поговаривают, роль профессора Преображенского сначала была предложена Олегу Табакову, но Табаков, занятый в двух своих театрах и несколько обиженный, что Машков, его ученик, работает на стороне, отказался от роли. И она перешла Сергею Юрскому. «Сатирикон» готовит умопомрачительную смету этого крупного события. Особенно не скупится театр на спецэффекты: известно, что самым грандиозным трюком станет мгновенное обрастание Шарикова собачьей шерстью.

Вслед за Райкиным в образ дряхлого старца вживается в новом сезоне Александр Калягин -- под руководством Роберта Стуруа. Калягин 4 ноября, отмечая десятилетие театра и собственное 60-летие, сыграет на сцене своего театра монопьесу Сэмюэля Беккета «Последняя запись Крэппа». Раз в год Крэпп записывал свои впечатления на магнитофонную пленку. Перед смертью старик слушает записи, вспоминает и видит, как резко меняется его сознание с годами. Пьеса Беккета -- безжалостное сочинение о власти вечности над временем и смерти над жизнью.

Актер МХАТа им. Чехова Виктор Гвоздицкий в спектакле с голливудским названием «Тварь» (инсценировка сологубовского «Мелкого беса») сыграет Передонова. Вторым подарком для актера станет главная роль в пьесе «Тот, кто получает пощечины», в которой ее автор Леонид Андреев скрестил христианские мотивы и мир цирка.

В старинном водевиле Петра Каратыгина «Чудак-покойник, или Таинственный ящик» Юрий Соломин сыграет в Малом театре не признанного публикой актера, влюбленного в сцену и мечтающего о собственном театре.

Глава театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз решился восстановить спектакль «Уходил старик от старухи», в котором некогда играли Мария Миронова и Михаил Глузский. Теперь на ту же сцену выйдут Ольга Аросева и Лев Дуров.

Пополнится московский репертуар и двумя «Королями Лирами». В Театре Вахтангова безумного старика сыграет Максим Суханов (режиссер Владимир Мирзоев), а в Театре им. Моссовета -- Михаил Козаков.

В отсутствии «Золотой маски»

Гастрольная афиша этого сезона оскудеет -- фестиваль «Золотая Маска» впервые за свою историю переедет в Санкт-Петербург, где разделит с городом торжество его 300-летней годовщины. Небольшую часть петербургской афиши обещают показать и в Москве, но что и как получится, пока неизвестно. Отсутствие «Золотой маски» компенсирует V чеховский театральный фестиваль и IV фестиваль нового европейского театра NET.

NET пройдет в ноябре при поддержке Центра им. Мейерхольда. Фестиваль откроют «Дядей Ваней» пражского театра «На забрадли». Это последний спектакль покойного чешского авангардиста Петра Лебла, которого хорошо знали в Москве. По традиции новый проект на NETе представит Евгений Гришковец. Завершится NET гастролями знаменитого хореографа Жозефа Наджа (Национальный хореографический центр в Орлеане) со спектаклями «Войцек» и «Время падения».

Пятый чеховский фестиваль начнется в мае. Зрителей ждут «Войцек» Боба Уилсона, «Ревизор» Томаса Лангхофа, «Прекрасная мельничиха» Кристофа Марталера и спектакль о Шостаковиче «Шум времени» театра De Complicite. В июньской афише фестиваля не обойтись без программы уличных театров (немногим меньшей, чем на Олимпиаде), которую будет венчать новый спектакль конного театра «Зингаро». О премьере в рамках фестиваля пока ничего не известно, кроме того что спектакли снова пройдут в Коломенском, а глава театра Бартабас подыграть своим коням пригласил тибетских музыкантов.
Павел РУДНЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  30.08.2002
Главный фельдмаршал России удостоился выставки в честь своего 350-летия
Борис Петрович Шереметев был первым русским графом. Но это не самое главное. Борис Петрович Шереметев как первый главный фельдмаршал выиграл множество баталий Северной войны со Швецией. Но и это не самое главное. Борис Петрович Шереметев в качестве дипломата был принят знатнейшими европейскими монархами: Августом II в Польше, Леопольдом I в Вене. В Риме получил благословение Папы Римского. На острове Мальта был награжден алмазным Мальтийским крестом и стал первым в России кавалером Мальтийского рыцарского ордена. Знание сих достойных подробностей, увы, не делает личность фельдмаршала нам ближе. Это тоже не самое главное. А главное другое: Борис Петрович Шереметев был первым «новым русским» эпохи Петра Великого... >>
  • //  30.08.2002
Начинается новый театральный сезон. Большой театр и МХАТ на днях при активном внимании прессы провели собрания коллективов, объявив о грядущих планах. О том, какие спектакли готовят другие московские театры и каким будет гастрольный театральный год, рассказывает Павел РУДНЕВ... >>
  • //  30.08.2002
Русская тема в Венеции
Все кому не лень уже написали о том, что русские фильмы наконец-то завоевали Венецию. Пусть не по качеству, но по количеству русское присутствие в Венеции в этом году действительно велико. Но самое удивительное, что речь идет не только об отечественных фильмах, представленных в различных программах («Дом дураков» Андрея Кончаловского, «Медвежий поцелуй» Сергея Бодрова, «Змей» Алексея Мурадова, «Небо. Самолет. Девушка» Веры Сторожевой...), но и о западных картинах, так или иначе использующих русскую тему... >>
  • //  30.08.2002
В Москве начался прокат французского молодежного фильма «Денди»
В России, где залы и буфеты кинотеатров заполняются школьниками старших классов и студентами младших курсов, фильм «Денди» легко найдет свою аудиторию. Нашим зрителям не составит труда отождествить себя с французской молодежью, с Филиппом, Марком, Натали и Шарлоттой, ведь в свое время они легко отождествляли себя с «Элен и ребятами» из известного французского сериала. В сущности, «Денди» и представляет собой очередной молодежный сериал, но только на широком экране, со звуком Dolby Surround, с картинами природы (в одном кадре пасутся коровы, в другом -- кружится чайка) и с более изощренным монтажом. Поставил всю эту красоту Франсуа Армане, журналист французской газеты «Либерасьон», три года назад написавший книгу о молодежи шестидесятых и культовом клубе Drugstore, сгоревшем в семидесятых... >>
  • //  30.08.2002
В Московском Доме фотографии очередная выставка проекта «24 кадра»
В августе традиционно отдыхают музеи и галереи, и только архитектурно-фотографический проект Юрия Аввакумова в Московском Доме фотографии работает без перерывов и отпусков. Неотвратимо открылась его очередная, двадцать седьмая выставка. В ней проект, пройдя тюремные зоны, южные небеса и медные трубы провинциальных первомайских демонстраций, вернулся к тому, с чего начинался и для чего был изобретен -- к архитектурной фотографии. Показалось даже, что и архитектуры, и фотографии в последней выставке слишком много. Положенные по регламенту проекта двадцать четыре фотографии Натальи Жерновской просто изнемогают под натиском Красоты (именно так, с большой буквы). Чтобы увидеть Ее, правильно ехать в Италию или, на худой конец, -- в Петербург. А там идти не в Эрмитаж, как многие подумали, а через мост на другой берег Невы -- в позабытое-позаброшенное здание Академии художеств. И снимать там -- в фокусе и не в фокусе -- все, что попадется на глаза... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ