Время новостей
     N°158, 30 августа 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.08.2002
Муляжи академии
В Московском Доме фотографии очередная выставка проекта «24 кадра»
В августе традиционно отдыхают музеи и галереи, и только архитектурно-фотографический проект Юрия Аввакумова в Московском Доме фотографии работает без перерывов и отпусков. Неотвратимо открылась его очередная, двадцать седьмая выставка. В ней проект, пройдя тюремные зоны, южные небеса и медные трубы провинциальных первомайских демонстраций, вернулся к тому, с чего начинался и для чего был изобретен -- к архитектурной фотографии. Показалось даже, что и архитектуры, и фотографии в последней выставке слишком много. Положенные по регламенту проекта двадцать четыре фотографии Натальи Жерновской просто изнемогают под натиском Красоты (именно так, с большой буквы). Чтобы увидеть Ее, правильно ехать в Италию или, на худой конец, -- в Петербург. А там идти не в Эрмитаж, как многие подумали, а через мост на другой берег Невы -- в позабытое-позаброшенное здание Академии художеств. И снимать там -- в фокусе и не в фокусе -- все, что попадется на глаза. Все равно ничего другого, кроме архитектуры (роскошное здание построено в 1788 году архитекторами Деламотом и Кокориновым и, похоже, с тех пор не ремонтировалось) и теней студентов -- прошлых ли, будущих, или настоящих, -- не попадется. Модель выбрана не только по экстерьеру (и интерьеру), но и по идеологическим соображениям. Наталья Жерновская не просто фотограф, а верный адепт Новой Академии Изящных Искусств. Это потрясшее умы своей несвоевременностью заведение Тимура Петровича Новикова здания не имеет и существует скорее в умах, чем в реальности. Однако в ней собрались поборники истинной Красоты, что современным искусством предана и поругана. Поэтому и в старом здании академии для Натальи Жерновской главное -- не узкие пыльные коридоры, полуразрушенные арки и античные профили, а то, что перед нами, -- академия. Если в человеке все должно быть прекрасно, то без академии ему не обойтись. Неважно, что художников здесь изготавливали в разные времена самых разнообразных: и академистов, и передвижников, и соцреалистов, и даже просто очень плохих. Прекрасное -- все еще в ее стенах, экономно освещенных, живописно руинированных, никому, по большому счету, не нужных. В полумраке узких коридоров одни рисуют (там же, так же и то же, что и их собратья по ремеслу на протяжении двух последних столетий), другие разглядывают слепки античных статуй и модельки греческих храмов.

На выставке представлен редкий, даже уникальный вид фотографии -- того, чего нет, мифа об академии, вечном средоточии прекрасного. Новая академия вглядывается в старую, как в собственное отражение, в безуспешной попытке обнаружить что-нибудь подлинное. Фотографии имитируют то ли бывшую, то ли никогда не существовавшую реальность, как слепки в академических залах имитируют античные памятники. В результате умножения получается нечто прекрасное в квадрате. Особенно, если ингредиенты смешать, сфотографировать, отретушировать, зерно увеличить, пятна размыть. Непонятно только, кому нужны все эти воспоминания о будущем. Нет уже Тимура Новикова с его мессианским пафосом прекрасного. Следовательно, и Новая академия постепенно погружается в прошлое, на грунт, рядом со старой.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ