N°158
30 августа 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  30.08.2002
Покажи мне...
Русская тема в Венеции

версия для печати
Все кому не лень уже написали о том, что русские фильмы наконец-то завоевали Венецию. Пусть не по качеству, но по количеству русское присутствие в Венеции в этом году действительно велико. Но самое удивительное, что речь идет не только об отечественных фильмах, представленных в различных программах («Дом дураков» Андрея Кончаловского, «Медвежий поцелуй» Сергея Бодрова, «Змей» Алексея Мурадова, «Небо. Самолет. Девушка» Веры Сторожевой...), но и о западных картинах, так или иначе использующих русскую тему.

Самым приятным сюрпризом на 59-м Венецианском фестивале оказался фильм молодого шведского режиссера Лукаса Мудиссона («Покажи мне любовь», «Вместе») -- «Лиля навсегда». Эта картина участвует в параллельном конкурсе «Против течения», в котором, по мнению нового директора фестиваля Морица де Хадельна, сосредоточены основные находки обновленной биеннале. Русские актеры, среди которых восходящая звезда Оксана Акиньшина («Сестры», «В движении»), русская атмосфера (фильм снимался в Таллине, рассчитываются там в кронах и вызывают «полицию», но все главные герои говорят по-русски, и фактура хрущевской пятиэтажки нисколько не отличается от аналогичного здания в Кимрах или Владивостоке) и, наконец, русские штампы.

О штампах разговор особый: есть в фильме и несчастная-невинная девочка-проститутка, и нюханье клея «Момент», и сцена изнасилования, и несбывшаяся мечта о лучшей жизни... Есть даже звучащая в первой сцене песня всенародно популярного в России Rammstein (Mein Herz Brennt, тоже своего рода «русский штамп»), под которую отчаявшаяся героиня собирается покончить с собой. Но штампы покоряются тому, кто обладает достаточной смелостью и наглостью, чтобы ими пользоваться. Я не знаю ни одного режиссера в современной России, который мог бы пройти по лезвию бритвы опасного сюжета о 16-летней девушке, брошенной уехавшей в Америку матерью и в итоге оказавшейся сексуальной рабыней в туманной и отвратительной Швеции, и не скатиться в чернуху или пошлость. Мудиссону удается показать нам, как снимать кино о нас самих. Огромное ему за это спасибо. В фильме масса «клюквы», драматургических просчетов, но есть пара гениальных кадров. Вот Лилю, обкорнавшую себя, чтобы хоть ненадолго отдохнуть от гнусных шведских педофилов, сутенер-поляк приводит в магазин -- прикупить шапочку, чтобы скрыть нежелательное уродство. Камера, как доверчивый щенок, то тычется в заплаканное лицо горе-проститутки, то скользит по физиономии откормленной шведской кассирши, обреченной проработать всю свою жизнь в супермаркете. Самое примечательное в этом этюде -- одинаковая степень жалости и сочувствия, с которой режиссер относится к обеим.

Фильм открытия -- «Фрида» Джулии Тэймор --не столь щедр на русские аллюзии, но и здесь мы увидим Льва Троцкого в отличном исполнении Джеффри Раша, коммунистическую лихорадку в Мексике и убедительный портрет Ленина, нарисованный Диего Ривейрой на стене рокфеллеровского офиса. Сельма Хайек в роли мексиканской художницы Фриды Калло превзошла саму себя, а картина в целом далеко вышла за ограниченные рамки «биопика», от которого не ожидаешь ничего, кроме культурно значимой скуки. Интервью с создателями «Фриды» читайте в следующем номере газеты.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Венеция

  КУЛЬТУРА  
  • //  30.08.2002
Главный фельдмаршал России удостоился выставки в честь своего 350-летия
Борис Петрович Шереметев был первым русским графом. Но это не самое главное. Борис Петрович Шереметев как первый главный фельдмаршал выиграл множество баталий Северной войны со Швецией. Но и это не самое главное. Борис Петрович Шереметев в качестве дипломата был принят знатнейшими европейскими монархами: Августом II в Польше, Леопольдом I в Вене. В Риме получил благословение Папы Римского. На острове Мальта был награжден алмазным Мальтийским крестом и стал первым в России кавалером Мальтийского рыцарского ордена. Знание сих достойных подробностей, увы, не делает личность фельдмаршала нам ближе. Это тоже не самое главное. А главное другое: Борис Петрович Шереметев был первым «новым русским» эпохи Петра Великого... >>
  • //  30.08.2002
Начинается новый театральный сезон. Большой театр и МХАТ на днях при активном внимании прессы провели собрания коллективов, объявив о грядущих планах. О том, какие спектакли готовят другие московские театры и каким будет гастрольный театральный год, рассказывает Павел РУДНЕВ... >>
  • //  30.08.2002
Русская тема в Венеции
Все кому не лень уже написали о том, что русские фильмы наконец-то завоевали Венецию. Пусть не по качеству, но по количеству русское присутствие в Венеции в этом году действительно велико. Но самое удивительное, что речь идет не только об отечественных фильмах, представленных в различных программах («Дом дураков» Андрея Кончаловского, «Медвежий поцелуй» Сергея Бодрова, «Змей» Алексея Мурадова, «Небо. Самолет. Девушка» Веры Сторожевой...), но и о западных картинах, так или иначе использующих русскую тему... >>
  • //  30.08.2002
В Москве начался прокат французского молодежного фильма «Денди»
В России, где залы и буфеты кинотеатров заполняются школьниками старших классов и студентами младших курсов, фильм «Денди» легко найдет свою аудиторию. Нашим зрителям не составит труда отождествить себя с французской молодежью, с Филиппом, Марком, Натали и Шарлоттой, ведь в свое время они легко отождествляли себя с «Элен и ребятами» из известного французского сериала. В сущности, «Денди» и представляет собой очередной молодежный сериал, но только на широком экране, со звуком Dolby Surround, с картинами природы (в одном кадре пасутся коровы, в другом -- кружится чайка) и с более изощренным монтажом. Поставил всю эту красоту Франсуа Армане, журналист французской газеты «Либерасьон», три года назад написавший книгу о молодежи шестидесятых и культовом клубе Drugstore, сгоревшем в семидесятых... >>
  • //  30.08.2002
В Московском Доме фотографии очередная выставка проекта «24 кадра»
В августе традиционно отдыхают музеи и галереи, и только архитектурно-фотографический проект Юрия Аввакумова в Московском Доме фотографии работает без перерывов и отпусков. Неотвратимо открылась его очередная, двадцать седьмая выставка. В ней проект, пройдя тюремные зоны, южные небеса и медные трубы провинциальных первомайских демонстраций, вернулся к тому, с чего начинался и для чего был изобретен -- к архитектурной фотографии. Показалось даже, что и архитектуры, и фотографии в последней выставке слишком много. Положенные по регламенту проекта двадцать четыре фотографии Натальи Жерновской просто изнемогают под натиском Красоты (именно так, с большой буквы). Чтобы увидеть Ее, правильно ехать в Италию или, на худой конец, -- в Петербург. А там идти не в Эрмитаж, как многие подумали, а через мост на другой берег Невы -- в позабытое-позаброшенное здание Академии художеств. И снимать там -- в фокусе и не в фокусе -- все, что попадется на глаза... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ