N°30
20 февраля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
  ПОИСК  
  • //  20.02.2001
C милого Севера
Вчера в ГМИИ имени Пушкина представили "посольское искусство" скандинавских стран

версия для печати
Посольским искусством называют картины (рисунки, ковры или вазы), изображающие родные осины или исторических персонажей, написанные (нарисованные, вытканные или вылепленные) в национальном стиле и предназначенные для украшения интерьеров посольств. Лишь такое искусство может культурно и парадно репрезентировать страну и дать дипломатичное представление о ее национальной идентичности.

Выставка в Пушкинском музее, на которой представлены живопись, графика и декоративно-прикладное искусство скандинавских стран XVIII -- начала XX века, прекрасно отвечает всем этим требованиям. И хотя вещи хранятся в музеях (самом ГМИИ, а также Эрмитаже, Третьяковке, Кускове, Петергофе), о посольствах, где они могли бы висеть, на вернисаже напоминало огромное количество послов, культурных атташе и прочих официальных лиц.

Устроители выставки подчеркивают, что скандинавское искусство в столь большом объеме в России не показывалось более ста лет (последняя выставка проходила в 1897 году). Обидно, конечно, но вместе с тем, что, собственно, показывать? Скандинавское искусство не столь великое, как итальянское или французское, знаменитых мастеров и шедевров там не так уж много. Национальные школы сложились очень поздно. Большинство северных художников учились в Париже или Берлине (Цорн), некоторые вошли в интернациональную среду Рима (Торвальдсен). Поэтому и производимое ими искусство было интернациональным, при этом за редкими исключениями вторичным. То есть практически как и русское, которым пусть вторичным мы по понятным причинам все равно гордимся. В конце XIX века как в России, так и в скандинавских странах началось национальное возрождение и вместе с ним поиски национального стиля. Поиски дали тот же, что и у нас, результат -- модерн. Причем, скажем, финский модерн в первую очередь в архитектуре, но и в живописи тоже получился не хуже нашего и во многом повлиял на петербургскую архитектуру и на «мирискусников».

Выставка наглядно показывает эту эволюцию от интернационального к самобытному. Здесь есть национальные версии общеевропейских стилей и явлений: шведский неоклассицизм (много работавшие в России Александр Рослин и Вигилиус Эриксен), шведский Шарден (трогательная картина Пера Хиллестрема-старшего «Разбитая посуда»), финский реализм (Альберт Эдельфельт), норвежский импрессионизм (Фриц Таулов, впрочем, он же мог писать и в реалистической манере), норвежский же экспрессионизм (Эдвард Мункт). А за ними уже модерн -- тут и Андерс Цорн (его «Портрет Саввы Мамонтова» -- одна из лучших вещей на выставке) и Аксели Галлен-Каллела и много чего еще.

В России всех скандинавов и во все времена очень любили. Но особенно в начале XX века -- когда на сцене МХАТа давали Ибсена, музыканты исполняли Грига и Сибелиуса, в выставки «Мира искусства» включались работы Галлен-Каллелы, а Гумилев написал о Скандинавии слова, которые и дали название выставке. Любовь, может, и странная, но понятная. Во-первых, соседи. В этом смысле тогдашнее отношение к Скандинавии напоминает восторженные чувства советского человека к Прибалтике, которая казалась «внутренним», то есть достижимым Западом. Во-вторых, многие европейские мастера отказывались ехать в Россию, боясь морозов (как сказано в пресс-релизе), а скандинавам, ясное дело, морозы нипочем, и многие приезжали. В-третьих, скандинавское искусство вполне качественное, интересное и даже красивое. В чем и убеждает выставка.
Николай МОЛОК

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  20.02.2001
Лауреатом премии имени Аполлона Григорьева стала Вера Павлова
Победу Веры Павловой, ставшей лауреатом премии Аполлона Григорьева, не назовешь ожидаемой. Против автора поэтической книги "Четвертый сон" работало по крайней мере три фактора. Во-первых, вранье. Нашлись журналисты, поспешившие просигнализировать общественности о малой добропорядочности поэта, балующегося ненормативной лексикой... >>
  • //  20.02.2001
В Музее кино открылась выставка «Новое анимационное кино Германии»
Выставку и ретроспективу новых немецких мультфильмов привез в Москву Альбрехт Аде, руководитель Штутгартской киноакадемии, представивший самые популярные, интересные и новаторские фильмы 90-х годов. >>
  • //  20.02.2001
Вчера в ГМИИ имени Пушкина представили "посольское искусство" скандинавских стран
Посольским искусством называют картины (рисунки, ковры или вазы), изображающие родные осины или исторических персонажей, написанные (нарисованные, вытканные или вылепленные) в национальном стиле и предназначенные для украшения интерьеров посольств. Лишь такое искусство может культурно и парадно репрезентировать страну и дать дипломатичное представление о ее национальной идентичности. Выставка в Пушкинском музее прекрасно отвечает всем этим требованиям. >>
  • //  20.02.2001
Мода на перепечатку литературоведения 1920-х годов не стихает. Дело простое. Чем ждать, пока сегодняшний филолог сподобится сочинить нечто "читабельное", платить ему гонорар, а потом дрожать за распространение, тиснем-ка книжку, читанную в советские студенческие годы и всего вероятнее тогда же купленную в букинистическом. Словно время на месте стоит и с наукой ничего не происходит. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика