N°113
29 июня 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  29.06.2001
Калейдоскоп ужасов
Фильмы внеконкурсной программы ММКФ

версия для печати
Предварительные киноманские восторги по поводу насыщенности фестивальной программы верно и не так уж медленно сменяются хроническим недосыпом и нервными срывами. Посмотреть все интересное невозможно чисто физически, и даже норма пять фильмов в день кажется явно недостаточной. Но как ни крути, а переизбыток впечатлений все-таки лучше, чем привычное еще несколько лет назад тоскливое ожидание одного-двух внеконкурсных хитов, билеты на которые все равно уже давно растворились во внешних сумерках. Так что в этом случае определенно полезнее объесться. Тем более что во внеконкурсной программе есть фильмы, что до сих пор принято относить к «низким жанрам», но на которых любой киноман с удовольствием справляет именины сердца. Фантастика, фильмы ужасов, эротические экзерсисы на грани и за гранью дозволенного, очень черные комедии -- без этих жанров невозможно представить себе любой крупный фестиваль. Но если, скажем, в Торонто подобные картины обитают в основном на самых поздних сеансах (одна из самых любопытных и противоречивых торонтских программ как раз и называется «Полуночное безумие»), то в Москве опусы такого рода можно преспокойно увидеть ни свет ни заря.

Подобная пересменка, впрочем, зачастую лишь усиливает обаяние этого «невероятно странного кино». Превосходно смотрелась спозаранку, например, «Битва по ту сторону Галактики» -- чудная космическая оперетта, спродюсированная Роджером Корманом в 1980 году на волне успеха «Звездных войн». Вроде бы все то же самое, только в двести двадцать раз дешевле, забубеннее и без единой задней мысли в голове. Режиссером этой разлюли-картины выступил малоизвестный Джимми Т. Мураками, в результате чего в киноманских головах произошла восхитительная путаница и по фестивальным кулуарам распространился сюрреалистический слух, что фильм-де является экранизацией неизвестного нашим читателям рассказа японского неоклассика и автора культовой «Охоты на овец» Харуки Мураками. Вряд ли можно придумать что-либо более несочетаемое, но сама по себе аберрация красивая. Точно так же в свое время многие были уверены, что сериал о приключениях Тарзана и «Голый завтрак» написал один и тот же Берроуз.

О том же, что «просто все уже было», напоминают сразу два внеконкурсных фильма, которые в «Полуночном безумии» смотрелись бы как родные, -- «Фауст: Любовь проклятого» Брайана Юзны и «Охотник на вампиров Ди» Есиаки Кавадзири. Оба 2000 года, оба являются экранизациями комиксов, и оба рассказывают новую версию истории красавицы и чудовища, которая уже не раз была перенесена на экран -- в диапазоне от черно-белой фантазии Жана Кокто до многоцветного диснеевского мультфильма (хотя наш мультипликационный «Аленький цветочек» все равно остается непревзойденным шедевром зрелищности и лиризма). Но в отличие от привычных чудовищ такого рода, грозных лишь снаружи, да и то не всегда (на канале «Культура» создание из фильма Кокто было с полным основанием названо однажды «котообразным монстром»), красавицы из «Фауста» и «Охотника» вынуждены иметь дело с форменными отродьями. Брайан Юзна экранизировал вовсе не бессмертный шедевр Гете, а одноименную серию рисованных историй Дэвида Куинна (он же стал и автором сценария) и Тима Вигила про человека, продавшего душу дьяволу, превратившегося в маньяка-убийцу, но потом, уже после смерти, решившего разорвать контракт и вступить в войну с Князем мира -- при том, что многие потусторонние способности остались при нем. Именно в него, малосимпатичного кровожадного истерика, влюбляется барышня-психиатр Джейд -- и ее не смущают даже пробивающиеся время от времени на голове у любимого рога, заострение ушей и покраснение -- в полном соответствии с демонологическим каноном -- кожных покровов. Конечно, до уровня ранних работ Юзны -- причудливых экранизаций Лавкрафта, вроде «Невесты реаниматора» или «Извне» -- он явно не дотягивает, а актеры играют безобразно плохо даже для трэш-фильма. Но есть все же какое-то очарование в том, что с широкого (да в добавок еще и фестивального) экрана на голову обрушивается саундтрек того сорта, который принято называть забойным (явно от словосочетания «забой крупного рогатого скота»), -- выворачивающие наизнанку грохот от групп вроде Fear Factory и Nailbomb. Под их аккомпанемент свое мастерство на экране демонстрирует кудесник спецэффектов, гордо и вполне официально именующийся в титрах Вопящим Безумцем Джорджем.

Впервые за долгое время попала на фестивальный экран и фирменная японская анимация для взрослых. «Охотник за вампирами Ди» -- история о бессмертном полукровке, уничтожающем кровососов на просторах постапокалиптического мира где-то в далеком будущем, где с привычной для японской фантастики такого рода эклектикой перемешались элементы футуристического киберпанка, традиционной готики и реалий Дикого Запада, почерпнутых из стилизованных спагетти-вестернов Серджо Леоне. Здесь дочь миллионера влюбляется в предводителя вурдалаков, в лучших традициях «Дракулы» Брэма Стокера и Фрэнсиса Форда Копполы. Примечателен финал: оба возлюбленных отправляются в какой-то удивительный вампирский рай, где им уготована жизнь вечная и, что называется, полнокровная. Весьма бесхитростный по сюжету, мультфильм Кавадзири безупречен в деталях -- интерьеры, оружие, мутанты всех мастей придуманы и нарисованы так, что становится понятно: подобный полет фантазии возможен пока только в анимации.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  29.06.2001
В самом конце Олимпиады нам показали еще одну "Чайку" -- Люка Бонди
Люк Бонди принадлежит к числу тех крупных европейских режиссеров, которые еще нуждаются в представлении русским читателям. На прошлые Чеховские фестивали он свои работы не привозил, и организаторы нынешнего форума справедливо решили, что этот просчет пора исправить. Уже по составу аудитории на гастрольном спектакле можно было понять, что Бонди в оперном мире знают и ценят едва ли не больше, чем в мире драматического театра. Этот режиссер-космополит, родившийся в Швейцарии, дебютировавший во Франции, долгие годы работавший в Германии, а ныне возглавляющий драматическую дирекцию Венского фестиваля, считается чрезвычайно смелым интерпретатором оперной классики... >>
  • //  29.06.2001
Фильмы внеконкурсной программы ММКФ
Предварительные киноманские восторги по поводу насыщенности фестивальной программы верно и не так уж медленно сменяются хроническим недосыпом и нервными срывами. Посмотреть все интересное невозможно чисто физически, и даже норма пять фильмов в день кажется явно недостаточной. Но как ни крути, а переизбыток впечатлений все-таки лучше, чем привычное еще несколько лет назад тоскливое ожидание одного-двух внеконкурсных хитов, билеты на которые все равно уже давно растворились во внешних сумерках. Так что в этом случае определенно полезнее объесться. Тем более что во внеконкурсной программе есть фильмы, что до сих пор принято относить к «низким жанрам», но на которых любой киноман с удовольствием справляет именины сердца... >>
  • //  29.06.2001
Сергей Ливнев нашел для него оптимальное сочетание цены и качества
Пока отечественные кинематографисты размышляют, чем мы могли бы быть интересны Западу (симпозиум на эту тему провел Союз кинематографистов), бывший руководитель студии им. Горького, автор пресловутой программы малобюджетного кино Сергей Ливнев, ныне проживающий в США, обратился к знаменитому Роджеру Корману с предложением начать русский проект. Первый плод этого соглашения -- фильм «Арена» -- был представлен в рамках ММКФ самим Роджером Корманом -- его генеральным продюсером. >>
  • //  29.06.2001
О первом томе нового труда Александра Солженицына
О выходе в свет первого тома исследования Александра Солженицына "Двести лет вместе. (1795--1995)" наша газета сообщила 21 июня. Откликнулись на труд писателя о "русско-еврейском вопросе" и другие СМИ. В разноголосице (имею в виду не только публичные высказывания, но и то, что "висит в воздухе") несколько лейтмотивов. Отмечают стремление Солженицына предоставить слово разным свидетелям (иногда не интерпретируя тенденциозные суждения). Прозвучало даже слово "компиляция" -- без осуждения, но с удивлением (не царское, дескать, это дело -- не великому писателю надлежит сводить цитаты и корпеть над статистической цифирью). Наконец толкуют о мере актуальности книги. Кто-то верно замечает, что еврейская проблема ныне отошла на задний план; кто-то вспоминает пословицу "не буди лихо, пока оно тихо"... >>
  • //  29.06.2001
Питерские трущобы стали эстетическими объектами
В эти дни отечественной архитектурной фотографии исполнился ровно год. То есть, конечно, она возникла гораздо раньше, но модной стала лишь в июне 2000 года -- после того, как московский архитектор Илья Уткин получил приз Венецианской биеннале как раз за «лучшую архитектурную фотографию». В Венеции он показал снимки руин московских особняков и домов и назвал проект «Меланхолией»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика