N°113
29 июня 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  29.06.2001
Окно во двор
Питерские трущобы стали эстетическими объектами

версия для печати
В эти дни отечественной архитектурной фотографии исполнился ровно год. То есть, конечно, она возникла гораздо раньше, но модной стала лишь в июне 2000 года -- после того, как московский архитектор Илья Уткин получил приз Венецианской биеннале как раз за «лучшую архитектурную фотографию». В Венеции он показал снимки руин московских особняков и домов и назвал проект «Меланхолией». Вскоре после этого выставка Ильи Уткина открылась в московском Музее архитектуры -- она прошла в рамках проекта архитектора, дизайнера и куратора Юрия Аввакумова «24» (имеется в виду 24 выставки 24 фотографов по 24 снимка каждая), посвященного архитектурной фотографии. Первые 12 выставок проекта регулярно (раз в месяц) проходили в Музее архитектуры. Но тринадцатая открылась уже в Московском доме фотографии. Что, впрочем, тоже вполне логично.

Выставка «проЛЕТы/проЕМы» питерского фотографа Дмитрия Конрадта посвящена, соответственно, местным дворам-колодцам и прочим архитектурным особенностям Петербурга -- обшарпанным, облезлым, руинированным. Фотограф снимает глухие стены, всякий раз находя в них дырки -- окна, двери, лестницы, те самые «пролеты-проемы». Фотографии цветные, хорошо напечатанные, очень красивые. Даже эстетские. Возникает странное ощущение, что фотограф смотрит на всю эту архитектуру глазами не петербуржца, переживающего плачевное состояние города как личную драму, а туриста -- москвича или даже иностранца. Словно он видит в них ту природную дикость и естественность, которая давно исчезла из его родного цивилизованного, скажем, Кайзерслаутерна, и удивленно восхищается. В этом смысле серия Конрадта сродни модной нынче (особенно, на Западе, но и у нас тоже) социальной черно-белой фотографии, показывающей бедствия русского народа при демократической власти. Бомжи, пьяницы, инвалиды, проститутки, неофашисты и прочие, так сказать, отбросы (они же -- лицо) общества. Здесь все то же самое, только переведенное на язык архитектуры.

Есть, впрочем, одно «но»: сама эта архитектура все-таки очень красивая. Пусть дома и обшарпаны, пусть лестницы и загажены, но заложенная в них красота сохраняется вопреки времени и человеческим усилиям. Поэтому фотограф смотрит на них не как на социальные, а как на эстетические объекты. Здесь нет критики, есть созерцание руин и примерно та же, что и у Уткина, меланхолия. Характерно, что в этой архитектуре нет места человеку -- присутствие людей, как известно, пагубно сказывается на красоте.
Николай МОЛОК

  КУЛЬТУРА  
  • //  29.06.2001
В самом конце Олимпиады нам показали еще одну "Чайку" -- Люка Бонди
Люк Бонди принадлежит к числу тех крупных европейских режиссеров, которые еще нуждаются в представлении русским читателям. На прошлые Чеховские фестивали он свои работы не привозил, и организаторы нынешнего форума справедливо решили, что этот просчет пора исправить. Уже по составу аудитории на гастрольном спектакле можно было понять, что Бонди в оперном мире знают и ценят едва ли не больше, чем в мире драматического театра. Этот режиссер-космополит, родившийся в Швейцарии, дебютировавший во Франции, долгие годы работавший в Германии, а ныне возглавляющий драматическую дирекцию Венского фестиваля, считается чрезвычайно смелым интерпретатором оперной классики... >>
  • //  29.06.2001
Фильмы внеконкурсной программы ММКФ
Предварительные киноманские восторги по поводу насыщенности фестивальной программы верно и не так уж медленно сменяются хроническим недосыпом и нервными срывами. Посмотреть все интересное невозможно чисто физически, и даже норма пять фильмов в день кажется явно недостаточной. Но как ни крути, а переизбыток впечатлений все-таки лучше, чем привычное еще несколько лет назад тоскливое ожидание одного-двух внеконкурсных хитов, билеты на которые все равно уже давно растворились во внешних сумерках. Так что в этом случае определенно полезнее объесться. Тем более что во внеконкурсной программе есть фильмы, что до сих пор принято относить к «низким жанрам», но на которых любой киноман с удовольствием справляет именины сердца... >>
  • //  29.06.2001
Сергей Ливнев нашел для него оптимальное сочетание цены и качества
Пока отечественные кинематографисты размышляют, чем мы могли бы быть интересны Западу (симпозиум на эту тему провел Союз кинематографистов), бывший руководитель студии им. Горького, автор пресловутой программы малобюджетного кино Сергей Ливнев, ныне проживающий в США, обратился к знаменитому Роджеру Корману с предложением начать русский проект. Первый плод этого соглашения -- фильм «Арена» -- был представлен в рамках ММКФ самим Роджером Корманом -- его генеральным продюсером. >>
  • //  29.06.2001
О первом томе нового труда Александра Солженицына
О выходе в свет первого тома исследования Александра Солженицына "Двести лет вместе. (1795--1995)" наша газета сообщила 21 июня. Откликнулись на труд писателя о "русско-еврейском вопросе" и другие СМИ. В разноголосице (имею в виду не только публичные высказывания, но и то, что "висит в воздухе") несколько лейтмотивов. Отмечают стремление Солженицына предоставить слово разным свидетелям (иногда не интерпретируя тенденциозные суждения). Прозвучало даже слово "компиляция" -- без осуждения, но с удивлением (не царское, дескать, это дело -- не великому писателю надлежит сводить цитаты и корпеть над статистической цифирью). Наконец толкуют о мере актуальности книги. Кто-то верно замечает, что еврейская проблема ныне отошла на задний план; кто-то вспоминает пословицу "не буди лихо, пока оно тихо"... >>
  • //  29.06.2001
Питерские трущобы стали эстетическими объектами
В эти дни отечественной архитектурной фотографии исполнился ровно год. То есть, конечно, она возникла гораздо раньше, но модной стала лишь в июне 2000 года -- после того, как московский архитектор Илья Уткин получил приз Венецианской биеннале как раз за «лучшую архитектурную фотографию». В Венеции он показал снимки руин московских особняков и домов и назвал проект «Меланхолией»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ