N°4 15 января 2010 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Неправильные правила Россия пока не справляется с реформой технического регулирования
В конце ноября прошлого года Дмитрий Медведев публично заявил, что закон "О техрегулировании" до сих пор не заработал. "Просто не знаю, что делать, может быть, распустить эти органы наши по техническому регулированию... Надо новые правила создавать", -- заявил тогда г-н Медведев. 2 декабря три бывших руководителя Госстандарта обратились с открытым письмом к президенту с призывом вовсе отменить федеральный закон "О техническом регулировании" и вернуться к системе советских ГОСТов (первый из них появился в 1968 году). Пока президент распорядился поправить закон "О техническом регулировании", предусмотрев использование на территории России не только новых отечественных техрегламентов, но и международных стандартов. О нынешнем состоянии технического регулирования в стране рассуждает кандидат технических наук, эксперт в области качества и сертификации Владимир НЕЙМАН.
Промежуточные итоги реформы технического регулирования, которые в соответствии с законом «О техническом регулировании» должны быть подведены к 2010 году, пока обозначились выходом в свет одиннадцати брошюр -- текстов технических регламентов плюс прилагаемых к ним перечней стандартов. Таков итог работы многочисленных департаментов, управлений, отделов, комитетов, организованных в различных государственных структурах и общественных организациях. Результаты любой полезной работы заслуживают уважения, но полученные на выходе документы не вполне оправдали ожидания общественности, создавались слишком медленно. Внесенный по инициативе президента Дмитрия Медведева 16 декабря в Государственную думу проект закона «О внесении изменений в ФЗ «О техническом регулировании» призван ускорить этот процесс. Одновременно проект закона предусматривает параллельное применение двух режимов технического регулирования: один на основе национальных стандартов, другой на требованиях иностранных технических регламентов и стандартов. Скорее всего это усложнит ситуацию и без того неоднозначную, т.к. режим технического регулирования на основе принятых национальных технических регламентов и стандартов с самого начала вызывал в профессиональных кругах противоречивые оценки. В процессе развития реформы недостатки и противоречия основополагающего закона «О техническом регулировании», отмечаемые оппонентами, плавно перешли в недостатки создаваемых на его основе документов. Одни регламенты, как, например, «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств», оказались чрезмерно громоздкими и включают в себя практически все, что известно авторам в этой области. Другие, как, например, «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», имеющий статус федерального закона (№123-ФЗ) не могут принадлежать к классу технических регламентов, т.к. представляют собой, по сути дела, правила безопасности. В данном случае правила противопожарной безопасности, которые не подпадают под сферу применения закона «О техническом регулировании», имеющего отношение исключительно к продукции. Таким образом, ФЗ №123 вошел в противоречие с ФЗ «О техническом регулировании». Третьи («Технический регламент о безопасности машин и оборудования», «О техническом регламенте «О безопасности зданий и сооружений») малоинформативны, содержат самые общие требования по обеспечению безопасности продукции, а вся ответственность за полноту учета возможных последствий перекладывается на проектировщика (разработчика) и изготовителя. При этом возможен пропуск существенных рисков. Так, недавно принятый «Технический регламент о безопасности машин и оборудования» не содержит требований по обеспечению вибрационной безопасности самих объектов регулирования. К тому же в этом регламенте, как и в других, не прослеживается комплексный подход к оценке безопасности продукции. Вопросы обеспечения электромагнитной совместимости (ЭМС) машин и оборудования решаются отдельным техническим регламентом. При этом учет требований ЭМС (равно как и требований других обособленных технических регламентов), произведенный, например, после сертификации в соответствии с требованиями «Технического регламента о безопасности машин и оборудования», может привести к полному пересмотру исходных технических решений, отмене результатов первоначальной оценки соответствия. Кроме того, область применения данного регламента очень широка и охватывает перечень машин и оборудования от турбин электростанций (в том числе таких, как на Саяно-Шушенской ГЭС), взрывозащищенных угольных комбайнов, турбин самолетных двигателей и других сложнейших устройств до гаражного оборудования автотранспортных предприятий, козловых кранов, резцов, фрез, цепей и отверток. Очевидно, что в одном кратком документе невозможно изложить содержательные требования по обеспечению безопасных свойств такого широкого спектра продукции. В этом плане уже принятые технические регламенты представляют собой малополезные документы. Неоднозначной представляется постановка темы ответственности за обеспечение безопасности продукции и технологических процессов. Авторы технических регламентов предоставляют проектировщику свободу выбора, полагая при этом, что его ответственность за принятие решений по обеспечению безопасности должна быть повышена. А в чем состоит эта ответственность? В возможности понести наказание после аварии, произошедшей в результате реализации ошибочного решения? Но уже поздно, особенно, если погибли люди. В вопросах обеспечения безопасности так поступать нельзя. Настоящая ответственность состоит в неустанной заботе о предотвращении проявления рисков. Ни один проектировщик не вправе принимать одному ему или группе лиц известное решение, которое может оказать влияние на жизни и здоровье людей. Дело должно быть поставлено так, чтобы предельно детализированные для каждого вида продукции и технологической операции способы и средства обеспечения безопасности, включая методики выполнения работ, методики выполнения измерений, результаты всех сертификаций технических устройств, программы подготовки персонала и т.п. были бы абсолютно прозрачны и одобрены всем профессиональным сообществом. Только после этого возможно их массовое внедрение в практику. В таком виде задача обеспечения товарной и промышленной безопасности ранее не ставилась, что, на наш взгляд, является главной причиной возникновения аварийных рисков в различных отраслях экономики страны. Кроме того, принятые регламенты не очень хорошо проработаны стилистически, содержат серьезные технические неточности, которые дезориентируют проектировщика. В «Техническом регламенте по безопасности машин и оборудования» в статье II.8 говорится об обеспечении взрывобезопасности объекта регулирования. Но забывается, что термин «взрывобезопасность» имеет отношение к состоянию производственных процессов, а в отношении машин и оборудования следует говорить об их взрывозащищенности, уровнях и видах взрывозащиты, способах и средствах обеспечения взрывозащищенности. Термин «промышленная безопасность» также не имеет отношения к объекту регулирования. Здесь уместно было бы говорить о функциональной безопасности машин и оборудования, а это совсем другая обширная сфера специальных знаний, имеющих к тому же тесную привязку к конкретным отраслям и технологическим процессам. Таким образом, принятые технические регламенты не могут стать для разработчиков, изготовителей и пользователей продукции достоверной профессиональной образовательной базой, руководством к действию, не в полной мере способствуют обеспечению безопасности применения продукции на опасных производственных объектах. Что же делать? На наш взгляд, необходимо разделить сферу технического регулирования на сферу обеспечения безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, и сферу обеспечения безопасных свойств товаров народного потребления. Здесь следует вспомнить, что наличие или отсутствие обязательных требований не носит абсолютный характер, а увязано с областью применения продукции. Известно, что требования к продукции, применяемой на опасных производственных объектах, приведены в соответствующих разделах отраслевых правил безопасности. Задача состоит в том, чтобы насытить такие разделы конкретными детально проработанными для каждого вида продукции техническими требованиями. Этот подход позволит отказаться от нереальной задачи изложения в одном документе (техническом регламенте) того, что он объективно не может вместить в себя в отношении многочисленных объектов технического регулирования, тем более применяемых в различных отраслях со взаимоисключающими требованиями. С другой стороны, появится реальная возможность в рамках соответствующих отраслевых правил безопасности осуществить формирование полного набора конкретных обязательных требований, предъявляемых к каждому из этих объектов технического регулирования. При этом достигается органическая увязка задач технического регулирования и обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов. |
Действия людей в погонах на Северном Кавказе никто не координирует Омбудсмен Чечни Нурди Нухажиев вчера пожаловался на произвол милиционеров на постах, расставленных на административных границах Чечни с другими республиками, например с Северной Осетией и Дагестаном... >>
Владимир Путин попытался найти замену "ножкам Буша" Вчера деревня Снегиревка Ленинградской области на несколько часов стала всероссийским центром национального проекта "Развитие АПК". Премьер-министр России Владимир Путин провел в ее культурно-спортивном комплексе совещание о перспективах внутреннего рынка мяса птицы... >>
Совет Федерации пополнится еще одним отставным губернатором Совет Федерации вскоре пополнится еще одним отставным главой региона. Новый губернатор Волгоградской области Анатолий Бровко собирается пристроить в верхнюю палату своего предшественника Николая Максюту (на снимке)... >>
КПРФ обещает всероссийские митинги протеста против роста цен 22--23 января Компартия собирается провести всероссийскую акцию протеста против повышения тарифов на ЖКХ и транспортные услуги. В Москве акция запланирована на субботу, 23 января... >>
Россия пока не справляется с реформой технического регулирования В конце ноября прошлого года Дмитрий Медведев публично заявил, что закон "О техрегулировании" до сих пор не заработал. "Просто не знаю, что делать, может быть, распустить эти органы наши по техническому регулированию... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|