N°4
15 января 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  15.01.2010
Боевики-силовики
Действия людей в погонах на Северном Кавказе никто не координирует

Омбудсмен Чечни Нурди Нухажиев вчера пожаловался на произвол милиционеров на постах, расставленных на административных границах Чечни с другими республиками, например с Северной Осетией и Дагестаном. Уполномоченный по правам человека при президенте Рамзане Кадырове обратился к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке и главе МВД Рашиду Нургалиеву с просьбой вмешаться в ситуацию.

Нурди Нухажиев рассказал о жалобах жителей Чечни на вымогательство и нарушение сотрудниками милиции права свободного передвижения. "Поборы взимаются не только с водителей машин, но и с пассажиров маршрутных такси", -- сказал он. Обращения в правоохранительные структуры, даже с указанием времени нарушения и конкретного поста, на котором оно было допущено, до сих пор завершались лишь сообщением, что «в ходе проверки установить нарушителей закона не удалось». Поводом для обращения г-на Нухажиева послужила жалоба жителя Чечни, которого остановили 19 декабря прошлого года на «пограничном» посту между Чечней и Северной Осетией, потребовали 300 руб. и избили его брата. Омбудсмен Чечни требует привлечь к уголовной ответственности «нарушителей в погонах».

Хотя масштабные боевые действия в Чечне завершились несколько лет назад, а в самой республике давно сняли большую часть блокпостов, посты на административных границах нескольких республик Северного Кавказа до сих пор выглядят так, словно весь регион продолжает существовать в условиях чрезвычайной ситуации. При этом любой пограничный пост легко пересечь за символическую взятку, даже если рядом с водителем окажется эмир боевиков Доку Умаров, а в багажнике будет целый склад оружия. Посты остаются не столько инструментом борьбы за безопасность, сколько механизмом получения коррупционных доходов. И усиливают у жителей этих регионов ощущение, что они отрезаны от остальной страны, что каждая соседняя территория не часть единой федерации, а самостоятельный удел.

Жалоба на неприятности, доставляемые водителям-чеченцам милиционерами-соседями, выглядит до известной степени натянутой. Не потому, что осетинскому или дагестанскому постовому трудно решиться «докопаться» до скромной «шестерки» с чеченскими номерами. А потому, что слишком хорошо известно, с каким презрением представители чеченской власти относятся к этим постам на сопредельных территориях и сколько проблем из-за этого возникало и возникает по чеченскому периметру. Достаточно вспомнить эпизод 11 января 2005 года, когда милиция в Хасавюрте (Дагестан) остановила и задержала кортеж сестры Рамзана Кадырова в связи с тем, что у ее вооруженной охраны не было командировочных удостоверений и, как следствие, права везти с собой стрелковое оружие и боеприпасы для суточного боя. Возник конфликт. Мгновенно прибывшие сотрудники чеченской милиции фактически осадили управление внутренних дел в Хасавюрте -- как будто они были не подразделениями единой федеральной структуры, а солдатами двух небольших неприятельских армий.

Самым громким «внутриведомственным» эпизодом подобного рода стала перестрелка между чеченскими и ингушскими милиционерами на административной границе двух республик 13 сентября 2006 года, в которой погибло девять и было ранено 19 человек. В числе погибших оказался начальник штаба чеченского ОМОНа Бувади Дахиев, а плотный огонь с обеих сторон стих лишь после того, как над пограничным постом завис армейский вертолет.

Чеченские силовики вызывают у соседей смешанное чувство уважения, зависти и неприязни. С одной стороны, республиканская милиция, в которой немало бойцов, прошедших обе большие войны, причем по обе стороны фронта, контролируется президентом Чечни и реально умеет воевать. Это было доказано во время совместной операции МВД Чечни и Ингушетии по борьбе с боевиками, длившейся несколько месяцев с мая 2009 года. По свидетельствам ингушских участников операции, чеченцы шли в горы, не боясь мести со стороны боевиков, поскольку всю ответственность за них взял на себя президент Чечни, несли потери, но при этом получали отменное снабжение: «Пока ингушские милиционеры, вернувшись в лагерь, приводили в порядок камуфляж, кадыровцы просто выбрасывали грязный и доставали из пакета новый».

С другой стороны, у соседей вызывает неприкрытое раздражение манера чеченских силовиков вести оперативную работу на сопредельных территориях, не особенно согласуясь с местными коллегами. В результате, как считают правозащитники, неоднократно бесследно пропадали люди. Раздражает также привычка перемещаться по дорогам, игнорируя посты и требования правил.

В конце ноября прошлого года на границе Чечни и Ингушетии мой дагестанский коллега стал свидетелем сцены стремительного пересечения поста колонной черных «Приор» без номеров. «Кто это?» -- спросил коллега у ингушского милиционера, проверявшего его документы. «Это сотрудники правоохранительных органов Чеченской Республики, как они сами о себе думают», -- саркастически ответил милиционер.

С черными "Приорами" без номеров проблемы на Кавказе возникают нередко. Только в Ингушетии за последние месяцы произошел ряд эпизодов, в которых местная милиция останавливала такую машину, в точности подходившую под описание автомобиля, только что обстрелявшего соседний пост. А при проверке документов пассажиры «Приоры» показывали удостоверения сотрудников УФСБ одной из ближайших республик или ОРБ-2 -- оперативной милицейской структуры окружного подчинения. Задерживать и задавать в таких случаях лишние вопросы милиционеры, как правило, не решаются. Хотя, к примеру, президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров не так давно отдал своим милиционерам приказ в случае явного правонарушения открывать огонь на поражение, несмотря на удостоверения и спецпропуска. Но это скорее исключение. Везде, кроме Чечни, складывается впечатление, что силовые структуры абсолютно автономны по отношению к политической власти и в своих интересах легко игнорируют ее решения.

Нередки случаи, когда различные правоохранительные структуры пересекаются в ходе выполнения оперативной работы, вплоть до перестрелок друг с другом, и даже эпизоды, наводящие на мысль о сознательной работе силовиков, направленной на дестабилизацию ситуации. Крамольная мысль о людях в погонах, которым интересно не бороться с боевиками, а поддерживать определенный уровень напряженности, чтобы их «незримый бой» продолжали щедро финансировать, неизбежно возникает у местных жителей в случаях, когда, к примеру, прокуратура объявляет, что очередной смертник оказался тем, кого за пару месяцев до теракта, не утруждаясь объяснениями с родственниками, задержало, скажем, УФСБ. Или, как это было в декабрьском случае с подрывом автомашины, в которой ехала вдова убитого осенью ингушского общественного деятеля Макшарипа Аушева, милиция останавливает для тщательного осмотра частный автомобиль, сотрудники долго копаются под капотом, а через короткое время машина взрывается.

Очевидно, что поставленной президентом Дмитрием Медведевым цели по наведению порядка и снижению террористической угрозы на Кавказе не удастся добиться до тех пор, пока деятельность силовых структур не станет понятна их собственному руководству, сотрудникам, гражданским властям и -- в разумных пределах -- общественности.

Нельзя одним нажатием кнопки установить мир и покой на Кавказе, но можно в предельно сжатый срок сделать огромный шаг к этому без дорогостоящих и опасных чрезвычайных мер. Было бы достаточно наделить доверенного президенту России гражданского чиновника правом лично координировать всю без исключения оперативную работу всех силовых органов на Северном Кавказе, включая их субординационную вертикаль вплоть до министров обороны и внутренних дел, начальника генерального штаба и директора ФСБ. С тем, чтобы этот чиновник мог лично координировать и даже санкционировать всю их работу, точно зная, что именно делают все эти многочисленные структуры. С подробным пояснением, кто, что, зачем, какими силами, с какими издержками. Все -- это и армия, и военная разведка, и структуры ФСБ, и милиция республик, и ОРБ, и внутренние войска -- вообще все, кто на Северном Кавказе носит форму, пистолет и удостоверение с российским гербом.

Кроме того, давно напрашивается объединение ведомственных баз данных, без которого одна правоохранительная рука не знает, что делает другая, а в образовавшиеся дырки ускользает вполне реальный и опасный враг. Популярность этого врага, к слову, мигом снизилась бы, а имидж федеральной власти, наоборот, мгновенно взлетел бы ввысь, как только Кавказ увидел бы, что Москва заинтересована в реальном наведении порядка, а не в перманентном «отжиме» денег с бюджета частично имитируемой антитеррористической битвы.
Иван СУХОВ

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  15.01.2010
Действия людей в погонах на Северном Кавказе никто не координирует
Омбудсмен Чечни Нурди Нухажиев вчера пожаловался на произвол милиционеров на постах, расставленных на административных границах Чечни с другими республиками, например с Северной Осетией и Дагестаном... >>
  • //  15.01.2010
Владимир Путин попытался найти замену "ножкам Буша"
Вчера деревня Снегиревка Ленинградской области на несколько часов стала всероссийским центром национального проекта "Развитие АПК". Премьер-министр России Владимир Путин провел в ее культурно-спортивном комплексе совещание о перспективах внутреннего рынка мяса птицы... >>
  • //  15.01.2010
Совет Федерации пополнится еще одним отставным губернатором
Совет Федерации вскоре пополнится еще одним отставным главой региона. Новый губернатор Волгоградской области Анатолий Бровко собирается пристроить в верхнюю палату своего предшественника Николая Максюту (на снимке)... >>
  • //  15.01.2010
КПРФ обещает всероссийские митинги протеста против роста цен
22--23 января Компартия собирается провести всероссийскую акцию протеста против повышения тарифов на ЖКХ и транспортные услуги. В Москве акция запланирована на субботу, 23 января... >>
//  читайте тему:  Митинги
  • //  15.01.2010
Россия пока не справляется с реформой технического регулирования
В конце ноября прошлого года Дмитрий Медведев публично заявил, что закон "О техрегулировании" до сих пор не заработал. "Просто не знаю, что делать, может быть, распустить эти органы наши по техническому регулированию... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика