N°193
17 октября 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  17.10.2008
Обязательная добровольность
В законе "О техническом регулировании" есть серьезные концептуальные изъяны

версия для печати
Судя по многочисленным откликам экспертов, идея совмещения в одном федеральном законе задач технического регулирования и задач стандартизации не нашла поддержки у большинства потенциальных пользователей закона «О техническом регулировании». Тому есть немало причин, среди которых выделим три.

Во-первых, весьма вероятно, сфера технического регулирования была определена ошибочно. Вместо ярко выраженной нацеленности на обеспечение безопасности продукции было заявлено исполнение обязательных требований к продукции наряду с исполнением требований к продукции на добровольной основе. Это придало закону размытость, которая усиливается статьей 7 (п. 1), в которой при перечислении видов безопасности, обеспечиваемых техническими регламентами, в числе других называется промышленная безопасность. Но обеспечение промышленной безопасности имеет отношение к предприятию, производству, технологическим процессам, т.е. выходит за пределы сферы регулирования действующего закона. Промышленная безопасность достигается не только применением на промышленных объектах продукции, отвечающей обязательным требованиям технических регламентов, но и соблюдением соответствующих правил безопасности.

Во-вторых, в законе не удалось четко разделить идеи обязательности и добровольности, особенно на стыке технического регулирования и стандартизации. Производители и пользователи продукции оказались в растерянности. Перед ними встали вопросы, на которые не было ясных ответов.

Вот эти вопросы. Каким образом совместить выполнение обязательных требований технических регламентов и соблюдение принципа добровольного применения стандартов (с. 7)? Ведь обязательные требования технических регламентов, соблюдение которых направлено на обеспечение условий безопасного применения продукции, могут быть реализованы только путем скрупулезного учета и обязательного исполнения набора технических требований, приведенных именно в соответствующих стандартах. Заявлено, что так называемые обязательные стандарты (а как быть с принципом добровольного применения стандартов?) могут применяться (когда могут, а когда нет?) как для сертификации продукции, так и для государственного контроля за соблюдением требований регламентов. Почему классификация объектов технического регулирования при разработке технических регламентов осуществляется с указанием кодов ОКС (ОКС -- общероссийский классификатор стандартов), а не кодов ОКП (ОКП -- общероссийский классификатор продукции), что представляется нелогичным по форме, ведь объектом регулирования является продукция, а не стандарты? Неопределенность положений закона слишком велика и создает предпосылки для вольных трактовок и злоупотреблений.

В-третьих, серьезную опасность представляет реализация идеи обязательного подтверждения соответствия путем декларирования соответствия на основе собственных доказательств. Скорее всего материалы этих деклараций, хранение которых еще необходимо организовать в архивах соответствующих органов исполнительной власти, будут грешить серьезными изъянами в оценке безопасных свойств продукции, а рынки наполняться опасной продукцией.

Пытаясь, с одной стороны, снизить давление на бизнес и в то же время создавая невнятные правила игры, государство в данном случае оказывает медвежью услугу и бизнесу, и самому себе. Бизнес, почувствовав послабления и снижение требовательности, неизбежно потеряет конкурентоспособность, а у государства существенно возрастут издержки на возмещение ущерба от техногенных катастроф и помощь пострадавшим.

Таким образом, для устранения неопределенностей положений закона необходимо законодательно разделить задачи технического регулирования и стандартизации, пересмотреть формы оценки соответствия. В свою очередь в сферу технического регулирования должны быть включены только задачи по обеспечению безопасности продукции. Говоря нормативным языком, закон должен регулировать отношения, возникающие при разработке, применении и исполнении обязательных требований к продукции.

Такое построение системы технического регулирования, на наш взгляд, будет наиболее оптимальным.
Владимир НЕЙМАН, кандидат технических наук



реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  17.10.2008
Президент намерен особо поддержать малый бизнес и оборонно-промышленный комплекс
В четвертый раз за последний месяц президент России Дмитрий Медведев собрал совещание, посвященное вопросам экономики. А точнее, борьбе с последствиями глобального финансового кризиса. На этот раз речь шла о поддержке конкретных отраслей... >>
//  читайте тему:  Мировой финансовый кризис
  • //  17.10.2008
Ингушетия становится все ближе к Чечне во всех отношениях
Правоохранительные органы Республики Ингушетия потратили вчера немало сил, чтобы опровергнуть информацию о захвате боевиками сел Яндаре и Мужичи, появившуюся рано утром на нескольких интернет-сайтах. С точки зрения ингушских правоохранителей это сообщение было направлено на дестабилизацию обстановки в республике... >>
//  читайте тему:  Ситуация в Ингушетии
  • //  17.10.2008
Президент Чечни показал премьер-министру России проспект Путина
Премьер-министр России Владимир Путин нанес вчера блицвизит в Чечню. Даже с учетом относительной стабилизации в этой республике на фоне событий в соседних с нею регионах вполне естественно, что о визите такого уровня ничего не было известно заранее... >>
//  читайте тему:  Ситуация в Чечне
  • //  17.10.2008
Кризис может привести к появлению в России новых форм торговли
Потребительский бум в стране не закончен, а замедление роста экономики объясняется исключительно кризисом ликвидности и ограниченным предложением. Такое утверждение содержится в докладе «Потребительский бум в России: вечеринка окончена?», подготовленном консалтинговой группой The Boston Consulting Group (BCG)... >>
  • //  17.10.2008
Российские регионы плохо справляются с лесным хозяйством
Лесное хозяйство страны отдали на откуп регионам, но распоряжаются они этим богатством не лучшим образом... >>
  • //  17.10.2008
Калининградских депутатов беспокоит, почему губернатор не живет на зарплату
Глава Калининградской области Георгий Боос решил увеличить себе зарплату -- она не пересматривалась три года и, как выяснилось, оказалась самой маленькой среди его коллег по цеху. Однако у некоторых региональных законодателей доходы губернатора вызвали вопросы... >>
  • //  17.10.2008
В законе "О техническом регулировании" есть серьезные концептуальные изъяны
Судя по многочисленным откликам экспертов, идея совмещения в одном федеральном законе задач технического регулирования и задач стандартизации не нашла поддержки у большинства потенциальных пользователей закона «О техническом регулировании». Тому есть немало причин, среди которых выделим три... >>
  • //  17.10.2008
Региональную политику пытаются "отвязать" от мировой экономики
Наперекор кризису подстегнуть социально-экономическое развитие российских регионов путем совершенствования законодательства собрались Министерство регионального развития и комитет Госдумы по делам федерации и региональной политики. Об этом шла речь на вчерашнем «круглом столе» по вопросам социально-экономического развития регионов... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама