N°108
23 июня 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  23.06.2009
Подрывной элемент
Смертник ранил президента Ингушетии

версия для печати
В Москву спецрейсом МЧС РФ вчера вечером был доставлен президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, раненный в результате совершенного на него покушения. Утром 22 июня, когда глава республики направлялся на работу, на окраине Назрани террорист-смертник на пути его кортежа подорвал начиненный взрывчаткой автомобиль.

В результате мощнейшего взрыва (эксперты оценили его мощность приблизительно в 70--100 кг тротила) бронированный «Мерседес» г-на Евкурова отбросило на несколько метров в кювет, после чего автомобиль загорелся. Из четырех человек, находившихся в президентском лимузине, один погиб. Остальные трое, в том числе сам Юнус-Бек Евкуров и глава личной охраны президента, его родной брат Увайс, с серьезными травмами были отправлены в республиканскую больницу. Главе Ингушетии была сделана операция, позже медики сообщили, что его состояние тяжелое, но стабильное. После консилиума было принято решение о переправке братьев Евкуровых в Москву в один из военных госпиталей, для чего в аэропорт Беслана (Северная Осетия) прибыл специальный самолет Ил-76, оборудованный модулями для перевозки тяжелораненых.

По неофициальной информации врачей и помощников Юнус-Бека Евкурова, в результате покушения он получил сотрясение мозга, перелом ребер, ожоги и повреждения внутренних органов.

Покушение на г-на Евкурова вызвало почти моментальную резкую реакцию федерального центра. Тем более что оно продолжило целую серию подобных ЧП, совершенных на Северном Кавказе за последнее время. Уже через два часа после взрыва на окраине Назрани президент Дмитрий Медведев встретился в Москве с руководителями МВД и ФСБ Рашидом Нургалиевым и Александром Бортниковым, поручив им усилить меры безопасности в регионе, «держать ситуацию под контролем, проводить расследование и докладывать регулярно». В Назрановском районе Ингушетии был объявлен режим контртеррористической операции, на дорогах появилась бронетехника. В Ингушетию срочно вылетели полпред президента в Южном федеральном округе Владимир Устинов, глава МВД России Рашид Нургалиев и глава Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкин.

Кроме того, глава государства обсудил ситуацию на экстренной встрече в Москве с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым. Последний чуть позже публично пообещал «жестоко отомстить» организаторам покушения на г-на Евкурова.

В качестве основной официально была озвучена версия о том, что покушение на главу Ингушетии «совершили члены незаконных вооруженных формирований с целью дестабилизации обстановки». Впрочем, очевидно, предположение это было сугубо гипотетическим, первым приходящим на ум с учетом общей ситуации и последних событий в регионе. С начала месяца на Северном Кавказе было совершено два громких убийства представителей власти. 5 июня в Махачкале неизвестными застрелен глава МВД Дагестана Адильгирей Магомедтагиров, 10 июня в той же Назрани в результате покушения погибла заместитель председателя Верховного суда (ВС) Ингушетии Аза Газгереева.

Кроме того, нельзя забывать, что сама Ингушетия за последние несколько лет стала еще более взрывоопасным регионом, чем в свое время Чечня. С лета 2007 года нападения на представителей власти стали совершаться там почти ежедневно. На спад эта волна терроризма в республике более-менее пошла лишь в конце прошлого года, после того как в отставку ушел прежний глава республики Мурат Зязиков. Пришедший ему на смену Юнус-Бек Евкуров в первую очередь попытался снять политическую напряженность в регионе, примирить враждовавшие политические кланы и даже привлечь на свою сторону местную оппозицию. Устранение нового главы республики однозначно вызвало бы новый взрыв ситуации в Ингушетии -- как из-за того, что боевики почувствовали бы, что теракт остается по-прежнему эффективным методом достижения их целей, так и из-за банального обострения борьбы за власть среди местной элиты.

На этом фоне последовавшее нападение на Юнус-Бека Евкурова действительно выглядит как спланированная и тщательно продуманная кампания лидеров бандподполья по активизации диверсионной войны на всем Северном Кавказе. Впрочем, никаких объективных подтверждений у этой версии пока нет. Убийства главы МВД Дагестана и замглавы ВС Ингушетии не раскрыты, и кто их мог организовать, достоверно неизвестно. В связи с этим не исключено, что последние теракты, в том числе и вчерашний, могли иметь и сугубо «узкорегиональную» подоплеку. И за ними могут стоять те или иные местные силы, в каждом из всех последних терактов, в том числе и в случае покушения на г-на Евкурова, преследовавшие конкретные личные, а не «общеполитические» цели. А политические последствия организаторов покушения могли вообще не волновать.

Примечательно, что уже вчера некоторые политики заявляли, что за покушением на главу Ингушетии могли стоять вовсе не боевики (хотя они могли быть использованы как исполнители), а кто-то из недовольных начатой г-ном Евкуровым методичной и жесткой работой по борьбе с коррупцией в регионе. "Юнус-Бек Евкуров -- смелый, отважный человек. И я считаю, что причиной покушения на него стали его энергичные шаги по наведению порядка в республике и его борьба с коррупцией", -- заявил глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин. И эта версия также выглядит вполне обоснованно.

Уголовные дела о многомиллионных хищениях в республике (в разных сферах -- от строительства до ЖКХ) после прихода г-на Евкурова стали следовать одно за другим. И довольно скоро стало понятно, что уровень коррупции при прежнем руководстве в регионе достигал масштабов стихийного бедствия. Понятно, что действия нового главы Ингушетии очень больно ударили по многим местным чиновникам, бизнесменам и кланам. Врагов из этого круга у г-на Евкурова было достаточно -- как из числа тех, кто уже сел в тюрьму, потерял «теплые» должности и сотни миллионов рублей, так и тех, кто только опасался разоблачения.

Также некоторые эксперты не исключали вариант, что сепаратисты и местные коррупционеры могли вступить в своеобразную кооперацию. По данным местных спецслужб, последнее время в северокавказских республиках были отмечены попытки боевиков обложить данью различные предприятия и хозяйствующие структуры, причем не только частные, но и государственные. Бизнесмены таким образом «покупают» для своих структур своего рода гарантию, что атаки террористов обойдут их стороной. А боевики получают средства на новые акции.

В случае с покушением на г-на Евкурова интересы подпольных финансовых воротил и боевиков могли совпасть. Для сепаратистов глава Ингушетии, очевидно, может являться объектом для нападения не просто как один из видных представителей власти, а как личный враг. Вскоре после прихода г-на Евкурова борьба с боевиками действительно стала намного эффективнее. Местные спецслужбы перестали, как раньше, проводить повальные жесткие зачистки, в ходе которых, как заявляли правозащитники, часто гибли и арестовывались совершенно посторонние люди, выставлявшиеся боевиками, чтобы просто прикрыть бессилие силовиков. Вместо этого в Ингушетии в последнее время прошло несколько точечных и весьма успешных спецопераций.

Так, в конце мая -- начале июня по договоренности между Юнус-Беком Евкуровым и Рамзаном Кадыровым в горных районах на границе Чечни и Ингушетии спецслужбы обеих республик провели масштабную операцию, в ходе которой, как сообщалось, удалось блокировать крупный отряд лидера чеченских сепаратистов Доки Умарова. В ходе операции было уничтожено несколько баз боевиков, в ожесточенных боях убито более 20 бандитов, также появлялась информация, будто бы тяжело ранен сам Умаров.

Впрочем, пока все это не более чем гипотезы. Но в любом случае независимо от того, связаны ли между собой последние громкие теракты на Северном Кавказе или нет, общая ситуация для федеральных властей после покушения на главу Ингушетии выглядит крайне напряженной. Очевидно, сам факт того, что такие политически значимые и масштабные теракты следуют один за другим, демонстрирует, что власти пока по-прежнему толком не контролируют положение на Кавказе.

Вчерашний теракт тем более символичен, что покушение на г-на Евкурова произошло именно 22 июня -- в пятую годовщину нападения боевиков Шамиля Басаева на республику в 2004 году. Тогда бандитам на несколько часов удалось фактически взять под контроль часть крупных населенных пунктов и разграбить оружейные склады. В ходе ожесточенных боев тогда погибли 98 человек, в том числе 67 сотрудников спецслужб.

Что касается расследования покушения на г-на Евкурова, пока оно ограничилось, по имеющейся информации, лишь констатацией технических обстоятельств. Сам террорист-смертник (пока даже толком не установлено, один он был или их было двое) погиб, а установить его личность будет крайне сложно. И заминированную машину, и находившихся в ней людей буквально разорвало на мелкие части, разбросав в радиусе 500 метров. В такой ситуации найти какие-либо улики, которые могли бы вывести на организаторов преступления, крайне сложно. Очевидно, следствию придется рассчитывать лишь на результаты экспертиз и оперативную работу, а и то и другое -- процессы весьма длительные.

По данным управления СКП по Ингушетии, нападение произошло около 8.30 на окраине Назрани в Насыр-Кортском муниципальном округе на федеральной трассе «Кавказ», когда г-н Евкуров, как обычно, направлялся на работу в Магас. Президентский кортеж состоял из трех машин -- милицейского «Мерседеса» сопровождения, джипа «Тойота-Лендкрузер» охраны и бронированного «Мерседеса» самого главы республики.

Юнус-Бек Евкуров сидел на заднем сиденье вместе со своим братом Увайсом, который возглавляет его личную охрану. За рулем лимузина находился водитель Рамзан Евкуров, также дальний родственник президента, впереди на пассажирском кресле располагался сотрудник охраны Мустафа Котиев.

По предварительным данным, шедшая впереди машина сопровождения «расчищала» дорогу, давая указания водителям других автомобилей прижаться к обочине. «Тойота-Камри» темного цвета, встретившаяся на пути кортежа, такому приказу поначалу подчинилась, съехав на обочину и то ли притормозив, то ли вообще остановившись. Но когда передняя машина сопровождения проехала, водитель «Тойоты» неожиданно начал снова выруливать на дорогу, оказавшись фактически посередине кортежа. Взрыв прогремел, когда лимузин г-на Евкурова оказался всего в нескольких метрах от «Тойоты». Основной удар пришелся на переднюю и боковую часть «Мерседеса» -- автомобиль взрывной волной бросило в сторону, и он, пролетев несколько десятков метров, оказался в кювете. И машина террориста, и лимузин г-на Евкурова загорелись. Но тем не менее броня лимузина спасла жизнь президенту и двум его спутникам. Машины сопровождения также посекло осколками, но в них никто не пострадал.

Сотрудники охраны бросились к горевшему президентскому «Мерседесу» и стали доставать людей. Охранник Котиев, по словам оперативников, был уже мертв, он получил осколочные ранения и тяжелую черепно-мозговую травму. Сам Юнус-Бек Евкуров, его брат и водитель были срочно отправлены в больницу. По словам его соратников, президент, когда его достали из искореженной машины, был в сознании. В больнице ему сразу же сделали операцию. По предварительному заключению медиков, г-н Евкуров получил сотрясение мозга, переломы ребер, ожоги и порезы. Кроме того, специалисты не исключали, что из-за сильного динамического удара он мог получить и повреждения внутренних органов, но точно это будет установлено после тщательного обследования. Увайс Евкуров, по сообщению медиков, получил серьезные травмы, но состояние его оценивается как средней тяжести. Наиболее тяжелые ранения получил водитель президентского лимузина Рамзан Евкуров.

Вчера утром почти сразу после известия о покушении из Москвы в Беслан прибыл спецсамолет МЧС Ил-76, оборудованный для перевозки тяжелораненых, с двумя бригадами врачей. После консилиума медики пришли к выводу, что состояние г-на Евкурова позволяет его транспортировать в Москву.

К исполнению обязанностей главы республики вчера временно приступил глава правительства Ингушетии Рашид Гайсанов. После совещания в Магасе он заявил, что ситуация в республике стабильная и полностью контролируется. "Органы власти, управления и все службы работают в обычном режиме. Усилены только меры безопасности", -- сказал он. Президент России Дмитрий Медведев в свою очередь провел телефонный разговор с г-ном Гайсановым, поручив ему усилить меры безопасности. Кроме того, Дмитрий Медведев, как сообщила его пресс-служба, поручил своему полпреду в ЮФО Владимиру Устинову на месте контролировать ситуацию. "Я направляю туда полномочного представителя президента для того, чтобы федеральное начало там было представлено в концентрированном виде. Как минимум на время", -- сказал президент России.
Алексей ГРИШИН

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  23.06.2009
Дмитрий Довгий сказал суду последнее слово
В Мосгорсуде, где подходит к концу процесс над экс-начальном Главного следственного управления (ГСУ) СКП Дмитрием Довгием, обвиняемым в превышении полномочий и получении крупной взятки, подсудимые вчера выступили с последним словом. В заключительной речи г-н Довгий сообщил, что в будущем собирается стать правозащитником... >>
//  читайте тему:  Борьба с коррупцией
  • //  23.06.2009
Смертник ранил президента Ингушетии
В Москву спецрейсом МЧС РФ вчера вечером был доставлен президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, раненный в результате совершенного на него покушения. Утром 22 июня, когда глава республики направлялся на работу, на окраине Назрани террорист-смертник на пути его кортежа подорвал начиненный взрывчаткой автомобиль... >>
//  читайте тему:  Ситуация в Ингушетии
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика