N°92
30 мая 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  30.05.2006
Полетное задание
Объединенная авиастроительная компания будет формироваться вокруг частника

Объединенная авиастроительная компания (ОАК) России формально создана -- есть указ президента, собрание акционеров назначило главу нового образования Алексея Федорова. Единственными частными акционерами ОАК стали корпорация «Иркут», которой руководил г-н Федоров, и фирма «ОКБ им. Яковлева». Как известно, они объединились, получив в итоге и проектную организацию, и серийный завод. Какое место займут авиачастники в Объединенной авиастроительной компании, сказать пока трудно, поскольку еще не произведена оценка ни одного госпредприятия ОАК. «Иркут» же рынком уже оценен, его акциями торгуют. Что же представляет собой корпорация накануне вхождения в ОАК?

Сегодня «Иркут» -- интегрированная структура, состоящая из пяти подразделений: корпоративного центра, Иркутского авиационного завода и трех «дочек» -- КБ Яковлева, КБ Бериева и «Русской авионики». В прошлом году появилась еще одна 100-процентная дочка «Иркут индастри» для так называемого компонентного бизнеса с «Эрбасом».

Из продукции «Иркута» самые финансово значимые -- самолеты типа «Су». Идет лицензионное производство 140 Су-30МКИ для Индии. Срок окончания этого контракта -- 2014 год. Но вполне возможно, что по просьбе индийской стороны сроки будут сдвинуты до 2012 года. 18 истребителей будут поставлены Малайзии до 2009 года. Начало поставки 28 самолетов для Алжира -- 2008 год, окончание -- 2009 год.

Три из семи также финансово значимых для бизнеса компании многоцелевых Бе-200 уже поставлены российскому МЧС. Один Бе-200 в прошлом году был в лизинге в Италии, где отлетал успешно. В этом году ожидается контракт на лизинг одной машины на два месяца в Португалию. По результатам будет принято решение о закупке двух-четырех самолетов. Это первая страна, которая серьезно заинтересовалась Бе-200 -- на уровне правительства. В 2007 году, как ожидается, Бе-200 получит европейский сертификат. Тогда самолету будет открыта «зеленая улица» по крайней мере на европейском рынке и в Юго-Восточной Азии. Самое важное, считает президент корпорации Олег Демченко, продать хотя бы один самолет в европейскую страну, чтобы создать прецедент.

Любопытно, что сборку Бе-200 решено перенести из Иркутска в Таганрог. Дело в том, что в прошлом году к перечню финансово значимой продукции корпорации добавился учебно-боевой Як-130. Его производство было переведено из Нижнего Новгорода в «Иркут», поэтому Бе-200 пришлось потесниться. Соглашение о производстве 12 Як-130 для российских ВВС было подписано между Минобороны России, ФГУП «Рособоронэкспорт», Федеральным агентством по промышленности и двумя заводами -- «Иркут» и «Сокол». Первые два самолета корпорация создавала на свои деньги, третий проплатило Минобороны. Эти три Як-130 будут находиться на госиспытаниях до конца этого года, в начале следующего будет подключен четвертый.

Перспектива использования этого самолета -- не только как учебного, но и как легкого ударного. На четвертом Як-130 и будет отрабатываться боевое применение с оружием. ВВС России, по словам главкома генерала армии Владимира Михайлова, нужно не менее 250 самолетов.

Наконец, подписан первый экспортный контракт по Як-130 -- на 16 самолетов для Алжира. В этом году самолет будет показан вживую на салоне в Фарнборо, хотя это и выбьет его на полтора-два месяца из графика государственных испытаний. Идут переговоры с пятью странами (по некоторым данным, среди них Сирия, Ливия, Венесуэла и Гана) о поставке порядка двухсот Як-130 до 2012 года. С Венесуэлой уже проведены предварительные переговоры, их летчики полетали на российской новинке и дали положительное заключение. Другие контракты -- в стадии предварительных переговоров.

Гармонизировано техническое задание между ВВС России и Индии по многофункциональному транспортному самолету (МТС). «Наконец-то стало полностью понятно, какой именно самолет нужен», -- говорят в «Иркуте». Финансирование пойдет на паритетных началах. Российская сторона разделила траты между КБ Ильюшина и «Иркутом»: оба выделят в этом году на аванпроект по 2 млн долларов.

Проект МТС получил прописку и в государственной программе вооружения до 2012 года. Подготовлено межправительственное соглашение с Индией. По всей вероятности, до конца года оно будет подписано. В следующем году будет запущен уже эскизный проект и начато рабочее проектирование с индийской стороной. Кстати, уже есть заявка индийской стороны на покупку 45 таких самолетов. Россияне с количеством пока не определились. Но в любом случае перспективы у этого самолета весьма радужные. Дело в том, что начинается массовое списание самолетов типа «Ан» -- 12, 26, 72, 74. К 2015 году запланировано полное их списание. С МТС следует поторопиться, поскольку конкуренты -- испанцы, итальянцы, американцы -- не дремлют.

В продуктовом ряду корпорации остается МС-21, по которому есть госзаказ и уже сделана половина эскизного проекта. Строятся также самолеты дальнего радиолокационного обнаружения А-50 для Индии. Для Минобороны России работы по этой машине -- только на уровне ОКР. Олег Демченко уклонился от ответа на вопрос «Времени новостей», под какую аппаратуру делаются А-50 -- российскую или израильскую.

Корпорация продолжает осваивать выпуск беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). МЧС уже принял большой, 750-килограммовый беспилотник. Завершены испытания и подписан акт на маленькие машины -- весом от 2 до 60 кг. Подписан контракт на опытно-конструкторские работы по БПЛА «Иркут-60» и «Иркут-80».

Корпорация в последнее время открыла несколько новых направлений бизнеса. Это, в частности, модернизация самолетов «МиГ» для стран НАТО. Для улучшения послепродажной поддержки и обеспечения полного жизненного цикла самолета открыта новая дирекция -- логистической поддержки. Начато производство компонентов для аэробуса А320. Подписанные по компонентному бизнесу контракты тянут на 100 млн долл. В прошлом году 10% акций корпорации купил европейский гигант ЕАДС. Интеграция в международное авиационное сообщество -- одна из стратегических целей корпорации. На вопрос, не собирается ли «Иркут» прикупить акций EADS или «Эрбаса», Олег Демченко отшутился: «Я бы взял, да кто ж даст. Это вопрос государства, а не нашей компании. Однако считаю, что в скором времени это произойдет».

На недавно завершившемся в Берлине аэрокосмическом салоне был подписан протокол о намерениях по конвертации примерно 400 пассажирских аэробусов А320 в грузовики. В конце года планируется подписание документов о совместном предприятии (50 на 50) с "Эрбас" в подмосковных Луховицах. Этот бизнес оценивается в 200 млн долл. в год. Россияне начинают говорить с европейскими производителями на одном языке, использовать одни технологии. Уже сегодня производство деталей и сборки подузлов сертифицировано по эрбасовским меркам -- это единственное такое предприятие в России. В перспективе вполне возможно, считает Олег Демченко, создание совместных самолетов.

Выручка «Иркута» впервые перевалила за 700 млн долл., чистая прибыль составила 84 млн, собственный капитал увеличился вдвое -- до 316 млн долл. Дала свои плоды диверсификация производства: доля прибыли от производства военной техники сейчас составляет 67% против 93% в 2001 году. В следующем году, обещает вице-президент по корпоративным финансам Дмитрий Елисеев, выручка составит 1,1 млрд долл. Рассчитывать на такой показатель позволяет портфель заказов корпорации -- около 5 млрд долл. Только заказ на поставку деталей для «Эрбаса», которые «Иркут», заточенный на военную авиацию, никогда раньше не делал, составляет 340 млн долл. Имеющиеся контракты вынуждают корпорацию наращивать мощности. В советское время на Иркутском авиазаводе делали 26 самолетов в год, сейчас -- 32.
Николай ПОРОСКОВ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  30.05.2006
Роман Мухаметжанов
Правительство окончательно отказалось от задачи удвоения ВВП
Вчера на своем очередном заседании бюджетная комиссия правительства пыталась выйти на самый правильный из всех прогнозов экономического развития до 2009 года. На базе этого прогноза будут написаны бюджеты ближайших трех лет... >>
  • //  30.05.2006
Президент Чечни Алу Алханов впервые обратился с посланием к парламенту
Впервые в истории Чеченской Республики ее президент Алу Алханов обратился с посланием к парламенту. Сам Алу Алханов был избран на свой пост в августе 2004 года, а парламент появился только в ноябре 2005-го, поэтому в прошлом году обращаться президенту было попросту не к кому... >>
//  читайте тему:  Ситуация в Чечне
  • //  30.05.2006
В Еврейской автономной области в надежде получить зарплату голодают беременные женщины и кормящие матери
94 работника Хинганского горно-обогатительного комбината в Еврейской автономной области объявили бессрочную голодовку. Среди голодающих есть беременные женщины и кормящие матери... >>
  • //  30.05.2006
Объединенная авиастроительная компания будет формироваться вокруг частника
Объединенная авиастроительная компания (ОАК) России формально создана -- есть указ президента, собрание акционеров назначило главу нового образования Алексея Федорова... >>
  • //  30.05.2006
Российские бизнесмены готовы взять на содержание ПТУ и техникумы
Российский бизнес всерьез озабочен нехваткой в стране квалифицированных специалистов в востребованных рынком областях... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика