N°89
25 мая 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  25.05.2006
Денис Синяков
Роджер Норрингтон: Я музыкальный большевик!
версия для печати
В Большом зале Консерватории с московским камерным оркестром Musica viva выступил один из легендарных дирижеров-аутентистов англичанин Роджер НОРРИНГТОН. С ним поговорила Екатерина БИРЮКОВА.

-- Вы стояли у истоков аутентизма. Что это направление дало современному исполнительству?

-- Должен сказать, что никогда не употребляю термин "аутентизм". Я говорю -- "историзм". Потому что если я играю Моцарта, то прежде всего стараюсь понять, как играли во времена Моцарта. Так же я подхожу к Брамсу или Шостаковичу. К ним те же вопросы, что к Баху или Монтеверди.

-- Что за вопросы?

-- Во-первых, достоверна ли партитура? Могу ли я ее правильно прочитать? Сколько музыкантов должны сидеть на сцене? Как они там располагаются? Что за инструменты у них в руках? Старинные или современные? Что мы знаем о темпах? О стиле игры? О звучании? Принято считать, что только в старинной музыке мы не должны использовать игру с вибрато у струнных. А в музыке попозже -- пожалуйста. Но это неправильно! И Вагнер, и Малер никогда не слышали оркестра, играющего вибрато, которое сейчас заполонило весь мир! Все симфонические оркестры в мире за исключением моего -- Штутгартского -- играют с вибрато. Разница огромная. Без вибрато звук получается чистый, как снег, проникает прямо в сердце. Это не значит, что в нем нет эмоций -- он очень теплый. То есть я ничего не теряю. Зато, когда левая рука не занята вибрато, у правой руки, которая держит смычок, больше возможностей для фразировки. Отсутствие вибрато -- это не минус, это плюс!

-- А какое это может иметь отношение к Шостаковичу?

-- Он начинал в 20--30-е. Возможно, русские оркестры тогда еще играли без вибрато. Во времена Чайковского уж точно никакого вибрато не было -- тогда в России было сильно немецкое влияние. А в Вене и Берлине с этим строго было. Можно записи послушать. Первая запись Венской филармонии, где они играют с вибрато, -- 1940 год! Да, да, не 1840-й, а 1940-й! Они дольше всех держались.

-- А кто первыми сдались?

-- Французские оркестры. Потом британские, голландские. Но немецкие говорили -- "нет". Для них это была не настоящая музыка, это музыка кафе и коктейлей, кинематографа, Голливуда, зарождающегося радио, самолетов, шикарных отелей. Музыка нового мира после первой мировой войны.

-- В 60-е годы, когда вы начинали, историческое исполнительство было революционным направлением. Сейчас превратилось в мейнстрим. Вы не скучаете по тем временам?

-- Нет, потому что я до сих пор революционер. Когда-то я был революционером в том, как играть Моцарта. А сейчас все так делают. Но я сейчас революционер в Малере, Вагнере, Брукнере. Так что революция для меня продолжается. Я все еще музыкальный большевик! Люди до сих пор шок испытывают на моих концертах. Я единственный дирижер в мире, который такое делает.

-- Николаус Арнонкур тоже Брукнера играет.

-- Арнонкур? Вы его послушайте! Везде сплошное вибрато! Может, он думает, это правильно. Но я так не считаю.

-- Значит, вы сейчас предпочитаете играть позднеромантическую музыку?

-- Да нет, я всякую играю. В этом году две мировые премьеры сыграл. Просто когда я исполняю современного композитора, я ему звоню и обо всем спрашиваю. А когда играю Моцарта, то звонить некуда, и я изучаю книгу его отца про искусство игры на скрипке.

-- Когда вы работаете не со своим оркестром, то тоже заставляете его играть без вибрато?

-- Не то что заставляю, я приглашаю к этому. Десять лет назад большинство отказывалось. Но сейчас в оркестрах много новых, молодых людей. Они слушают записи -- мои и других людей. И они слышат, что это прекрасно. Почему бы не попробовать? Венская филармония часто соглашается. Берлинская -- тоже. Лейпцигский "Гевандхауз", амстердамский "Концертгебау", лондонская "Филармония", Осло, Филадельфия, Детройт, Цинциннати, Оркестр де Пари, Немецкий симфонический -- всегда. С Musica viva мы, конечно, играем без вибрато, точно тем составом, который подразумевали Моцарт и Шуман: Восемь первых скрипок. На самом деле не так уж много надо знать, чтобы правильно играть. Симфонию Гайдна можно научить играть за три часа. Может, даже за два. Для этого не надо заниматься пять лет и сидеть на йогуртовой диете. Но есть определенные вещи, которые важны: темпы, рассадка, фразировка. Это не так сложно, но это надо знать. Ведь когда вы садитесь за руль, вы должны знать, что красный означает "стоп". Иначе -- катастрофа.
//  читайте тему  //  Музыка


  КУЛЬТУРА  
  • //  25.05.2006
Кирилл Каллиников
Названы лауреаты первой национальной детской литературной премии
Победителей оказалось много. Три лауреата Большой премии (за роман): первое место и приз в 450 тыс. руб. жюри во главе с Эдуардом Успенским присудило писателю из Израиля Фреду Адра за романтико-ироническую сказку «Лис Улисс»... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  25.05.2006
Кирилл Каллиников
Лауреаты премии за самое смешное произведение Андрей Жвалевский и Игорь Мытько, получившие награду за свой новый роман «Здесь вам не причинят никакого вреда», по просьбе «Времени новостей» взяли интервью друг у друга... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  25.05.2006
Сергей Хачатуров
В Манеже проходит Третий Московский международный салон изящных искусств
Судя по составу экспозиции очередного респектабельного салона искусств, он желает соперничать теперь не только с Антикварным салоном, но и с завершившейся в понедельник и наторговавшей более 3 млн долл. ярмаркой «Арт-Москва»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  25.05.2006
Денис Синяков
В Большом зале Консерватории с московским камерным оркестром Musica viva выступил один из легендарных дирижеров-аутентистов англичанин Роджер НОРРИНГТОН. С ним поговорила Екатерина БИРЮКОВА... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  25.05.2006
Московской публике покажут настоящую британскую драму
В Москве с 3 по 11 июня пройдет фестиваль современной британской драматургии. За это время будут показаны восемь спектаклей, поставленных по пьесам известных и малоизвестных у нас британских драматургов... >>
//  читайте тему:  Театр
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ