Время новостей
     N°89, 25 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.05.2006
Роджер Норрингтон: Я музыкальный большевик!
В Большом зале Консерватории с московским камерным оркестром Musica viva выступил один из легендарных дирижеров-аутентистов англичанин Роджер НОРРИНГТОН. С ним поговорила Екатерина БИРЮКОВА.

-- Вы стояли у истоков аутентизма. Что это направление дало современному исполнительству?

-- Должен сказать, что никогда не употребляю термин "аутентизм". Я говорю -- "историзм". Потому что если я играю Моцарта, то прежде всего стараюсь понять, как играли во времена Моцарта. Так же я подхожу к Брамсу или Шостаковичу. К ним те же вопросы, что к Баху или Монтеверди.

-- Что за вопросы?

-- Во-первых, достоверна ли партитура? Могу ли я ее правильно прочитать? Сколько музыкантов должны сидеть на сцене? Как они там располагаются? Что за инструменты у них в руках? Старинные или современные? Что мы знаем о темпах? О стиле игры? О звучании? Принято считать, что только в старинной музыке мы не должны использовать игру с вибрато у струнных. А в музыке попозже -- пожалуйста. Но это неправильно! И Вагнер, и Малер никогда не слышали оркестра, играющего вибрато, которое сейчас заполонило весь мир! Все симфонические оркестры в мире за исключением моего -- Штутгартского -- играют с вибрато. Разница огромная. Без вибрато звук получается чистый, как снег, проникает прямо в сердце. Это не значит, что в нем нет эмоций -- он очень теплый. То есть я ничего не теряю. Зато, когда левая рука не занята вибрато, у правой руки, которая держит смычок, больше возможностей для фразировки. Отсутствие вибрато -- это не минус, это плюс!

-- А какое это может иметь отношение к Шостаковичу?

-- Он начинал в 20--30-е. Возможно, русские оркестры тогда еще играли без вибрато. Во времена Чайковского уж точно никакого вибрато не было -- тогда в России было сильно немецкое влияние. А в Вене и Берлине с этим строго было. Можно записи послушать. Первая запись Венской филармонии, где они играют с вибрато, -- 1940 год! Да, да, не 1840-й, а 1940-й! Они дольше всех держались.

-- А кто первыми сдались?

-- Французские оркестры. Потом британские, голландские. Но немецкие говорили -- "нет". Для них это была не настоящая музыка, это музыка кафе и коктейлей, кинематографа, Голливуда, зарождающегося радио, самолетов, шикарных отелей. Музыка нового мира после первой мировой войны.

-- В 60-е годы, когда вы начинали, историческое исполнительство было революционным направлением. Сейчас превратилось в мейнстрим. Вы не скучаете по тем временам?

-- Нет, потому что я до сих пор революционер. Когда-то я был революционером в том, как играть Моцарта. А сейчас все так делают. Но я сейчас революционер в Малере, Вагнере, Брукнере. Так что революция для меня продолжается. Я все еще музыкальный большевик! Люди до сих пор шок испытывают на моих концертах. Я единственный дирижер в мире, который такое делает.

-- Николаус Арнонкур тоже Брукнера играет.

-- Арнонкур? Вы его послушайте! Везде сплошное вибрато! Может, он думает, это правильно. Но я так не считаю.

-- Значит, вы сейчас предпочитаете играть позднеромантическую музыку?

-- Да нет, я всякую играю. В этом году две мировые премьеры сыграл. Просто когда я исполняю современного композитора, я ему звоню и обо всем спрашиваю. А когда играю Моцарта, то звонить некуда, и я изучаю книгу его отца про искусство игры на скрипке.

-- Когда вы работаете не со своим оркестром, то тоже заставляете его играть без вибрато?

-- Не то что заставляю, я приглашаю к этому. Десять лет назад большинство отказывалось. Но сейчас в оркестрах много новых, молодых людей. Они слушают записи -- мои и других людей. И они слышат, что это прекрасно. Почему бы не попробовать? Венская филармония часто соглашается. Берлинская -- тоже. Лейпцигский "Гевандхауз", амстердамский "Концертгебау", лондонская "Филармония", Осло, Филадельфия, Детройт, Цинциннати, Оркестр де Пари, Немецкий симфонический -- всегда. С Musica viva мы, конечно, играем без вибрато, точно тем составом, который подразумевали Моцарт и Шуман: Восемь первых скрипок. На самом деле не так уж много надо знать, чтобы правильно играть. Симфонию Гайдна можно научить играть за три часа. Может, даже за два. Для этого не надо заниматься пять лет и сидеть на йогуртовой диете. Но есть определенные вещи, которые важны: темпы, рассадка, фразировка. Это не так сложно, но это надо знать. Ведь когда вы садитесь за руль, вы должны знать, что красный означает "стоп". Иначе -- катастрофа.

//  читайте тему  //  Музыка