N°187
12 октября 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  12.10.2006
Чрезвычайная судьба российского кремния
Китайские производители захватывают отечественный рынок

Проволочки на переговорах по вступлению России во Всемирную торговую организацию заставили отечественных чиновников, политиков и предпринимателей задуматься, а были ли оправданны те меры, на которые уже пришлось пойти по ходу этих переговоров. Как в ходе этих переговоров, так и независимо от них Россия в последние годы постепенно открывала те или иные внутренние рынки. При этом правительственные чиновники соглашались с тем, что либерализация условий торговли принесет российским предприятиям не только выгоды, но и проблемы. Вице-президент группы СУАЛ Александр Скорняков утверждает, что принятое в 2004 году решение о существенном снижении импортной пошлины привело к сворачиванию российского производства кремния -- минерала, значение которого в современных технологиях сложно переоценить; он используется в производстве солнечных батарей, электронных систем и продукции оборонного назначения. На отечественный рынок хлынула китайская продукция, а вскоре, видимо, прибавится и казахская: недавно в Экибастузе началось строительство завода по выпуску кремния, и в течение года компания «Силициум Казахстана» планирует возвести предприятие производственной мощностью 25 тыс. тонн кремния в год. Александр СКОРНЯКОВ, который возглавляет в группе СУАЛ департамент по производству кремния и алюминиевых порошков, считает, что складывается парадоксальная ситуация: рынок кремния растет и в мире, и в России, но производство кремния в России сворачивается.

-- После отмены 20-процентной ввозной пошлины на кремний в 2004 году производство кремния было закрыто на БрАЗе (Братский алюминиевый завод). В начале года была остановлена одна из печей компании ООО «СУАЛ Кремний-Урал» (г. Каменск-Уральский), этим летом -- одна из печей ЗАО «Кремний» (г. Шелехов), готовится к остановке еще одна печь. Закрытие мощностей приведет к снижению объемов производства на 12% и сокращению рабочих мест. Консервация второй печи на ЗАО «Кремний» вызовет еще большую волну увольнений, так как по сути это будет закрытие половины завода. И при этом объем потребления кремния в России вырос с 28,6 тыс. тонн в 2002 году до 46 тыс. тонн в 2006 году.

-- За счет чего же обеспечивается этот рост потребления?

-- Я бы назвал это чрезвычайной ситуацией, и она вызвана демпинговыми и нелегальными поставками кремния из Китая, который является крупнейшим производителем в данной отрасли и основным экспортером кремния в Россию. Хотя еще совсем недавно российская промышленность была обеспечена собственным кремнием.

Отмена 20-процентной пошлины на ввоз китайского сырья в Россию, точнее, снижение ее до 5% (таков сегодня размер ставки таможенной пошлины) открыло путь для китайской продукции, цены на которую на 25--30% ниже рыночных. Важную роль в низкой стоимости китайского кремния играют такие факторы, как дешевая рабочая сила, отсутствие газоочистных сооружений (в Китае выбросы свободно идут в атмосферу), которые занимают большую долю в себестоимости кремния, поддержка государства в виде частичного возмещения затрат на электроэнергию, возврат пошлин и НДС. В то же время для российских производителей кремния установлены запредельные налоги на поставки за рубеж -- более 67% в США и 28% в страны ЕС. И это понятно -- американское правительство поддерживает американского производителя.

-- А действовавшая в России 20-процентная пошлина обеспечивала защиту национального производства?

-- Эта ставка действовала недолго, с ноября 2003 года по август 2004 года. Однако даже столь непродолжительная мера позволила российским производителям кремния вздохнуть свободнее. Уже в 2004 году рост объема производства кремния составил более 14% по сравнению с 2003 годом. У предприятий появились реальные возможности развития и совершенствования. Более того, увеличились налоговые отчисления в федеральный бюджет. Появились средства для модернизации производства, наметились положительные тенденции по улучшению технико-экономических показателей и повышению качества продукции. Были начаты работы по получению высокочистого кремния-полуфабриката для производства поли- и монокристаллического кремния, необходимого для развития российской полупроводниковой промышленности и производства солнечных батарей. Анализ данных таможенной статистики показывает, что пошлина в размере 20% позволила выравнять ценовую разницу на российском рынке. Отмена же этой пошлины сразу отразилась на деятельности отечественных производителей кремния. Объемы производства сокращены в два раза. Если в 2005 году мы выпустили для российских предприятий 46,1 тыс. тонн, то в 2006-м будет выпущено всего 26,2 тыс. тонн. Это очень опасная тенденция. Напомню, что в 1990 году потенциал российского кремния (возможности производства кремния всеми российскими производителями. -- Ред.) составлял 112 тыс. тонн!

-- Какова доля импортного кремния в общем объеме продаж в России?

-- Доля импортного кремния на внутреннем рынке России в 2005 году увеличилась до 28% (плюс 9% к 2004 году). Ожидается, что в 2006 году этот показатель достигнет рекордного за всю историю поставок импортного кремния уровня и составит 39%. Вряд ли есть основания сомневаться, что Китай, став монополистом на российском рынке, продиктует собственные условия и с лихвой возместит нынешний ценовой «недобор». Впрочем, дело не в деньгах, а в том, что стратегические отрасли, такие как оборонно-промышленный комплекс, машиностроение, авиастроение, химическая и электронная промышленность, попадут в полную зависимость от китайского импорта. Кажется не вполне логичным то, что власть, стремясь поднять долю высоких технологий в национальной экономике, создает особые технико-внедренческие зоны и мечтает о собственной «силиконовой долине», но при этом теряет контроль над их ресурсным обеспечением.

-- Какие, по-вашему, меры необходимы для реабилитации производства российского кремния?

-- Импортная пошлина в размере 20% -- это тот минимум, который позволит России защитить собственного производителя от китайского кремния. Идеальный вариант, если такая ставка будет действовать несколько лет. Принятие пошлин на постоянной основе позволит отрасли набраться сил и продолжить дальнейший рост. Кстати, именно с помощью таких, намного более жестких антидемпинговых пошлин поддерживают свою промышленность правительства зарубежных стран, защищая ее от конкуренции Китая. В странах ЕС на ввозимый китайский кремний действуют 49-процентные пошлины, в США -- 139%. Учитывая столь высокие таможенные барьеры на Западе, товарные потоки из Китая, естественно, устремляются в страны азиатского региона, где нет производства кремния, а следовательно, нет и пошлин, и на незащищенные национальные рынки, в том числе российский. Однако введение 20-процентной пошлины на постоянной основе позволит развить стратегически важное производство и довести намеченные планы до результатов, среди которых в том числе и снижение себестоимости кремния за счет поступления средств от реализации новых видов продукции.


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  12.10.2006
Reuters
«Уралкалий» отказался от IPO из-за низкой стоимости бумаг
Публичные размещения акций российских компаний все меньше привлекают внимание западных инвесторов. Крупнейший российский производитель калийных удобрений, компания «Уралкалий», отказалась проводить IPO вчера -- непосредственно в день официального размещения бумаг... >>
  • //  12.10.2006
Юрий Бойко предлагает RosUkrEnergo повременить с европейскими ценами
Министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко уточнил вчера возможности экономики страны по переходу на европейские цены. «Мы проанализировали нашу экономику и считаем, что Украине необходимо пройти трехлетний путь для того, чтобы ее экономика приспособилась хотя бы к ценам соседей», -- сказал он на пресс-конференции в Киеве... >>
  • //  12.10.2006
Кирилл Каллиников
Минтранс хочет отвечать в авиации за все
Министр транспорта Игорь Левитин высказался за изменение системы органов государственного руководства авиацией, сложившейся в результате административной реформы 2004 года... >>
  • //  12.10.2006
Reuters
Singapore Airlines сделала ставку на Boeing
Сингапурская авиакомпания Singapore Airlines подписала крупный контракт с производителем пассажирских самолетов Boeing на поставку авиалайнеров Boeing-787-9 Dreamliner. Как сообщила американская компания, Singapore Airlines уже оформила заказ на 20 самолетов и приобрела опцион на покупку еще 20 таких лайнеров... >>
  • //  12.10.2006
Мосгордума приняла новые критерии для предоставления субсидий малоимущим
Вчера Московская городская дума обозначила новые пороги для граждан, претендующих на бюджетную помощь при оплате услуг ЖКХ. Депутаты приняли в первом чтении законопроект «О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»... >>
  • //  12.10.2006
Депутаты одобрили бюджет-2007 во втором чтении за полтора часа
В среду Госдума утвердила расходы бюджета-2007 по разделам. На все обсуждение ушло не более полутора часов, палата одобрила только те поправки, которые рекомендовал профильный комитет... >>
  • //  12.10.2006
Китайские производители захватывают отечественный рынок
Проволочки на переговорах по вступлению России во Всемирную торговую организацию заставили отечественных чиновников, политиков и предпринимателей задуматься, а были ли оправданны те меры, на которые уже пришлось пойти по ходу этих переговоров... >>
  • //  12.10.2006
Концерн Siemens и группа компаний «Ренова» вчера подписали в Дрездене меморандум о взаимопонимании по развитию сотрудничества в реализации инфраструктурных проектов в России... >>
  • //  12.10.2006
Выездное заседание Государственного совета России соберется 13 октября в Ярославле, чтобы обсудить вопросы дорожного строительства в стране и проблемы функционирования автотранспортного комплекса в целом... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама