N°84
17 мая 2005
Время новостей
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  17.05.2005
AP
Киев ждет бензина
А Виктор Ющенко -- российских нефтяников

Разразившийся в последние дни на Украине бензиновый кризис стал первым следствием политики правительства Юлии Тимошенко на снижение энергетической зависимости от России. Политический кризис может стать вторым последствием. Вчера президенту страны Виктору Ющенко пришлось критиковать жесткую позицию кабинета министров и пойти на «мирные» переговоры с российскими нефтяниками. Переговоры назначены на четверг.

«Я бы хотел пригласить российских предпринимателей, работающих на поставке сырой нефти, нефтепродуктов, пригласить руководителей нефтезаводов, в том числе частных заводов, и нам нужно с чистого листа начать разговор», -- заявил вчера Виктор Ющенко. По его словам, которые цитирует Интерфакс, «обе стороны допустили определенные шаги, которые нанесли вред репутации друг друга и организации здорового рынка», однако есть возможность «договориться об урегулировании конфликта взамен изменения позиции Украины -- прогнозированной, ожидаемой, более ясной -- в таком деликатном вопросе, как ценообразование». Г-н Ющенко признал, что в вопросе ценообразования «не лучшим образом поступила украинская команда».

Очевидно, что пойти навстречу российским нефтяникам президента Украины заставила угроза нестабильности в стране в связи с бензиновым кризисом. Ведь топливо пропало не где-нибудь, а в столице государства. На многих заправках бензина нет вовсе, где-то он продается по талонам.

В середине апреля Украина ввела регулируемые цены на нефтепродукты. Российские нефтяники, которые занимают две трети украинского рынка, заявили, что при такой системе им придется работать себе в убыток. И хотя Виктор Ющенко еще 20 апреля пообещал Владимиру Путину в телефонном разговоре встретиться с российскими бизнесменами, переговоры с ними вела Юлия Тимошенко. За это время она едва ли не каждый день публично говорила о необходимости снизить зависимость Украины от российских энергоресурсов. ЛУКОЙЛ владеет Одесским НПЗ, ТНК-ВР -- Лисичанским, «Укртатнафта» («дочка» «Татнефти») -- Кременчугским, «Группа Альянс» совместно с «Казахойл» -- Херсонским. В апреле Лисичанский и Херсонский завод закрылись на ремонт.

По мнению г-жи Тимошенко, в нехватке нефтепродуктов виноваты исключительно российские холдинги. Хотя они согласились до 1 июня «держать» цены. ТНК-ВР перед этим власти намекнули на возможность реприватизации завода, а ЛУКОЙЛу обещали вернуть НДС, который ему задолжал бюджет (к середине года сумма долга составит 60 млн долл.). Тем не менее чуда не произошло: госрегулирование цен привело к дефициту нефтепродуктов. Поставки сырья на Украину по понятным причинам снизились. Правда, вчера Минтопэнерго сообщило, что договорилось с ЛУКОЙЛом о возобновлении реализации нефтепродуктов за наличный расчет. В то же время со вчерашнего дня ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР отпускают для каждого автомобиля только по 10 литров. Как заявляют компании, мера введена в связи с ажиотажным спросом и усилившейся в связи с этим спекуляцией.

Вчера утром, еще до заявлений Виктора Ющенко, г-жа Тимошенко пообещала построить через полтора года в Одессе еще один нефтеперерабатывающий завод, который будет перерабатывать сырье «нероссийского происхождения». «После того как мы подпишем соглашение с Казахстаном, я думаю, мы выйдем примерно на треть реальной диверсификации», -- сказала премьер. Правительство уже поручило госкомпании «Нафтогаз Украины» ежемесячно импортировать 300--400 тыс. тонн казахской нефти. По данным Минтопэнерго, украинские НПЗ в нынешнем году пока не импортировали казахстанскую нефть. Всего в стране в апреле было переработано 1,4 млн тонн нефти.

Эксперты к планам правительства относятся со скепсисом. «В Одессе и соседнем Херсоне НПЗ уже есть, а очереди из желающих их загружать нет», -- отмечает директор по развитию агентства Argus Михаил Перфилов. Он подчеркивает, что решения о строительстве заводов, как правило, принимают компании, исходя из коммерческой целесообразности. «А попытки украинского руководства использовать нефтяную инфраструктуру для достижения политических целей по опыту приводят к противоположным результатам», -- говорит эксперт, по мнению которого желание диверсифицировать поставки сырья также малореализуемо. «Россия -- единственный источник больших объемов дешевой нефти для Украины. Для казахстанских производителей Украина не является привлекательным рынком сбыта сырья. Российские нефтяники, владеющие украинскими НПЗ, не хотят создавать себе конкурентов и покупают казахстанскую нефть по заниженным ценам. Возможно, украинская национальная компания сможет предложить более выгодные условия, учитывая наличие межправительственного соглашения между двумя странами. Но окончательно решить эту проблему можно только рыночными способами», -- уверен г-н Перфилов.

Совещание у Виктора Ющенко намечено на четверг. Вчера в российских компаниях ничего не знали о том, кто из их руководителей направится в Киев. В конце апреля переговоры с Юлией Тимошенко вели исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан и глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.
Денис РЕБРОВ
//  читайте тему  //  Ситуация на Украине


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  17.05.2005
Американская валюта опять стоит больше 28 рублей
На фоне пробуждения доллара на мировом рынке американская валюта отыгрывает позиции и в России. Вчера впервые за три месяца доллар преодолел отметку в 28 руб. Впрочем, хоронить евро эксперты не спешат... >>
  • //  17.05.2005
AP
А Виктор Ющенко -- российских нефтяников
Разразившийся в последние дни на Украине бензиновый кризис стал первым следствием политики правительства Юлии Тимошенко на снижение энергетической зависимости от России. Политический кризис может стать вторым последствием... >>
//  читайте тему:  Ситуация на Украине
  • //  17.05.2005
Вячеслав Кочетков
Новый американский лайнер проектируется при участии России
Презентация нового, еще не до конца спроектированного пассажирского самолета Boeing-787 прошла вчера в Москве. Авиастроительная компания Boeing планирует завершить разработку этой машины в следующем году, а с 2008 года начать поставлять ее заказчикам... >>
  • //  17.05.2005
Роман Мухаметжанов
ONGC напоминает "Роснефти" о договоренности вместе работать на российском рынке
Индийская государственная Oil & Natural Gas Corporation (ONGC) решила напомнить, что по-прежнему рассчитывает получить существенную долю на российском нефтяном рынке... >>
  • //  17.05.2005
ИТАР-ТАСС
Антимонопольная служба продолжает наступление на РЖД
ФАС вчера нашла очередное нарушение законодательства «Российскими железными дорогами». Монополист признан виновным в дискриминации компании «Золотое звено» -- владельца пограничного железнодорожного перехода между Россией и Китаем... >>
  • //  17.05.2005
Кирилл Каллиников
ФАС возбудила дела против Сбербанка
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила сразу два дела о недобросовестной конкуренции в отношении Сбербанка. По словам чиновников, тверское отделение госбанка потребовало от своих клиентов согласовывать с ним получение кредитов в других кредитных организациях... >>
Реклама