N°82
08 мая 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  08.05.2003
Обманываться рад
«База «Клейтон» на московских экранах

версия для печати
Доподлинно известно, что у режиссера Джона Мактирнена (8.12.1965, Олбани, Нью-Йорк) две руки. Об этом свидетельствуют доступные в Интернете фотоснимки, а также документальный фильм «Раз оно истекает кровью, то мы можем его убить», посвященный созданию «Хищника», где Мактирнена можно рассмотреть во всей красе. Впрочем, убедиться о наличии у этого режиссера двух конечностей можно и без всяких визуальных подтверждений: совершенно очевидно, что примерно половину своих картин режиссер снимал одной рукой, скажем, правой, а другую (меньшую, но худшую) -- левой. И истинно одна конечность не ведает, что творит другая. Другого объяснения феномену Мактирнена, пожалуй, не найти: трудно поверить, что автор первого и третьего «Крепких орешков», того же «Хищника» и «Аферы Томаса Крауна» и создатель «Знахаря», «Тринадцатого воина» и уж тем более «Роллербола» образца 2002 года -- один и тот же человек. Поэтому на каждый новый его фильм приходится отправляться с некоторым предубеждением: кто его знает, с какой руки любимый режиссер встал на этот раз.

В случае с «Базой «Клейтон» можно не беспокоиться: на сей раз дело Мактирнена -- правое. Фильм начинается как вполне традиционный военный триллер в духе какой-нибудь «Генеральской дочери», солидный и отутюженный фильм-мундир. В районе Панамского канала на учениях пропадает группа рейнджеров с военной базы «Клейтон», возглавляемая легендарным сержантом-держимордой Уэстом (Сэмюэль Л. Джексон). Остатки отряда все-таки обнаруживают, но единственный человек, который может пролить свет на произошедшее в джунглях, отказывается говорить с кем бы то ни было, кроме такого же, как он, рейнджера. И штатные ищейки с базы вынуждены позвать на помощь Тома Харди (Джон Траволта) -- бывшего рейнджера, а ныне сотрудника отдела по борьбе с наркотиками, подозреваемого к тому же в порочащих связях с местными наркобаронами. Харди приезжает на базу и берется за дело.

Вне всякого сомнения, в «Базе «Клейтон» Траволта сыграл одну из лучших своих ролей посттарантиновского периода. Его Харди -- обаятельнейший грубиян, остроумец и гений дедуктивного метода, смесь Жеглова и Холмса, держащий в голове всю бейсбольную статистику (на случай, если подозреваемый вдруг окажется спортивным фанатом -- совсем как Глеб Егорыч на коммунальной кухне гражданки Груздевой: «Да мы же с вами болельщики!») и способный выставить коллегу в смешном свете, если того требуют интересы следствия. Но даже его способностей не хватает, чтобы разобраться в рейнджерской заварухе. Показания свидетелей противоречат друг другу, подозреваемые в рассказах разных людей меняют с легкостью необыкновенной имена и цвет кожи, а нити тотального заговора и круговой поруки тянутся к высшим чинам базы и еще дальше -- в глубину джунглей, где, по слухам, действует «Восьмерка» -- отряд рейнджеров-дезертиров, не значащихся ни в каких списках и контролирующих наркобизнес.

Больше ничего об этой картине знать не надо. Большинство западных рецензий пестрят угрожающими предупреждениями: «Не читайте этот текст, если еще не видели фильм». Неожиданных поворотов, ставящих сюжет с ног на голову, в фильме выше крыши: по количеству ложных финалов «База «Клейтон» способна соперничать разве что с пьесой Владимира Сорокина «Щи». Адекватно передать ощущение от тотальной обманки, не вдаваясь при этом в подробности, очень трудно. Просто попробуйте представить, к примеру, что Кайзер Сози из «Обычных подозреваемых» был заодно с допрашивающим его полицейским, которого сыграл Чарльз Палминтьери. И все стало в тысячу раз интереснее.

Безупречно снятая и придуманная «База «Клейтон» оставляет восхитительное ощущение, описанное классиком: «Ах, обмануть меня не трудно...». Когда тебя обводят вокруг пальца с таким изяществом и азартом, невозможно удержаться от аплодисментов. «Главное -- правильно рассказать историю», -- то и дело повторяют герои фильма. Мактирнен рассказывает ее правильно. И когда по экрану пойдут финальные титры, хочется поскорее разыскать режиссера и пожать ему его мужественную руку. Правую, разумеется.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  08.05.2003
Субъективные итоги «Мастерской Арт-Москвы» совпали с объективными
Свершилось нечто сверхъестественное. Наша газета оказалась единственной, обнародовавшей результаты первого конкурса проектов Contemporary Art «Мастерская Арт-Москвы» за день до официального объявления решения жюри. В номере от 5 мая ваш покорный слуга в критическом запале объявил вотум недоверия жюри арткритиков и выбрал собственного «альтернативного» победителя выставки, группу Escape... >>
  • //  08.05.2003
«База «Клейтон» на московских экранах
Доподлинно известно, что у режиссера Джона Мактирнена (8.12.1965, Олбани, Нью-Йорк) две руки. Об этом свидетельствуют доступные в Интернете фотоснимки, а также документальный фильм «Раз оно истекает кровью, то мы можем его убить», посвященный созданию «Хищника», где Мактирнена можно рассмотреть во всей красе. Впрочем, убедиться о наличии у этого режиссера двух конечностей можно и без всяких визуальных подтверждений: совершенно очевидно, что примерно половину своих картин режиссер снимал одной рукой, скажем, правой, а другую (меньшую, но худшую) -- левой. И истинно одна конечность не ведает, что творит другая. Другого объяснения феномену Мактирнена, пожалуй, не найти: трудно поверить, что автор первого и третьего «Крепких орешков», того же «Хищника» и «Аферы Томаса Крауна» и создатель «Знахаря», «Тринадцатого воина» и уж тем более «Роллербола» образца 2002 года -- один и тот же человек. Поэтому на каждый новый его фильм приходится отправляться с некоторым предубеждением: кто его знает, с какой руки любимый режиссер встал на этот раз... >>
  • //  08.05.2003
Лондонский театр «Роял Корт» славен тем, что открывает новые имена драматургов. Любой человек может прислать туда пьесу, получить ответ, а если пьеса поставлена -- гонорар и известность. Литературный директор театра Грэм УАЙБРОУ пишет авторам до 90 писем в неделю и читает в день по десятку пьес. В 1999 году он впервые приехал в Москву и ужаснулся отсутствию перспектив для молодых драматургов. Спустя четыре года посетил российскую столицу еще раз. Провел во МХАТе семинар для московских завлитов при поддержке Британского совета и куратора проекта Татьяны Осколковой, посетил несколько спектаклей по современным пьесам и дал интервью нашему корреспонденту Екатерине ВАСЕНИНОЙ... >>
  • //  08.05.2003
Британская статистика свидетельствует: рок-н-ролл скорее жив, чем мертв
Британская индустрия звукозаписи (BPI) зафиксировала, что в этой стране количество проданных за последний год рок-альбомов превысило, впервые за много лет, продажи записей поп-музыки. По данным, опубликованным газетой Independent, совокупные продажи альбомов британских и зарубежных исполнителей рок-музыки (точнее, тех, кого принято так называть сейчас, -- от Coldplay до Nirvana), выросли в прошлом году на 3% и теперь занимают 31% рынка. В то же время количество проданных записей попсы снизилось на 1,3% и составляет 30,3%. Таким образом, рынок рок-записей сейчас достиг высшей за десять лет точки. В поп-секторе -- гораздо меньше по сравнению с прошлыми годами альбомов, проданных миллионными тиражами (Робби Уильямс, Пинк, Энрике Иглесиас)... >>
  • //  08.05.2003
Нина Аловерт показывает Владимира Малахова
Балетных издательств -- таких, чтобы понимали, что делают, а не просто старались что-то бросить на лоток, схватить денежки и убежать, -- мало до чрезвычайности. Толковые книги о балете выходят примерно раз в год; даже мусорных -- и тех немного. Поэтому том Нины Аловерт «Владимир Малахов», выпущенный новым московским издательством «Алеаторика», кажется не просто внятной хроникой жизни лучшего танцовщика планеты, но событием какого-то дивного завтра, которого никто уже и не ждал. Просто никто не верил, что в России можно издавать балетные книги такого полиграфического качества... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика