N°82
08 мая 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  08.05.2003
Грэм Уайброу: «Где же ваши истории?»
версия для печати
Лондонский театр «Роял Корт» славен тем, что открывает новые имена драматургов. Любой человек может прислать туда пьесу, получить ответ, а если пьеса поставлена -- гонорар и известность. Литературный директор театра Грэм УАЙБРОУ пишет авторам до 90 писем в неделю и читает в день по десятку пьес. В 1999 году он впервые приехал в Москву и ужаснулся отсутствию перспектив для молодых драматургов. Спустя четыре года посетил российскую столицу еще раз. Провел во МХАТе семинар для московских завлитов при поддержке Британского совета и куратора проекта Татьяны Осколковой, посетил несколько спектаклей по современным пьесам и дал интервью нашему корреспонденту Екатерине ВАСЕНИНОЙ.

-- Сколько времени понадобилось «Роял Корт», чтобы обрести статус открывателя пьес?

-- «Роял Корт», основанный в 1956 году, с самого начала был заявлен как театр драматурга. Режиссер, художник и актеры обслуживают автора. Первая наша пьеса -- «Оглянись во гневе» Джона Осборна. Создание театра совпало с появлением нового поколения писателей, и «Роял Корт» активно участвовал в их выращивании. У нас состоялись английские премьеры пьес Брехта и Ионеско и мировые премьеры Сэмюэла Беккета -- «Конец игры», «Не я» (последняя -- в постановке самого Беккета).

Почти 40 лет театр ставит пьесы известных и неизвестных писателей. И порой состоявшемуся автору нужно больше поддержки и внимания, чем начинающему. Зачастую юнец-дебютант с единственной пьесой за душой летит на драматургический конгресс в Лос-Анджелес делиться опытом -- так в Англии велико уважение к новым пьесам.

В начале 90-х в британской драматургии был кризис, отчасти из-за очередного поворота к режиссерскому театру и преобладанию классики в репертуаре. К 1994 году для молодых писателей опять наступили светлые деньки -- театры вновь заинтересовались современностью. Состоялись мировые премьеры первых пьес Сары Кейн, Марка Равенхилла, Мартина Макдонаха, Коннара Макферсона. За последние восемь лет поставлено 50 новых пьес. Прошли мировые премьеры «Прах к праху» Гарольда Пинтера, «Далеко» и «Количество» Кэрол Черчилл. (Эта пьеса удостоилась нашей самой престижной премии для драматургов -- от газеты Evening Standart.) В 1999 году «Роял Корт» получил высшую европейскую театральную награду в Таормине -- «За нахождение и постановку текстов нового поколения авторов». Многие из найденных нами пьес были переведены на другие языки, например «Королева красоты из Линнена» Мартина Макдонаха переведена на 28 языков и поставлена в 39 странах. Первоначально она шла на малой сцене, а потом переехала на Бродвей в зал на 900 мест и игралась там более года. Пьесы Сары Кейн идут во многих театрах Европы. В Германии ее «Томление» ставилось в 15 театрах (премьера была в 2000 году). Это результат нашей политики абсолютной открытости. Наш художественный руководитель называет завлита «секретным оружием театра». Мы отвечаем на письмо с пьесой в течение 48 часов: авторы могут смириться с отказом, но очень болезненно реагируют на проволочки. Мы поставили немало хороших спектаклей по пьесам не слишком образованных авторов. Нужна тщательная редакторская работа, беспрестанный поиск, только и всего. Вообще-то я больше надеюсь на острую современную пьесу, написанную плотником или футболистом, нежели писателем.

Я много путешествую и не раз слышал: «У нас в стране мало пьес, и они плохие». Думаю, это неправда. Задача театра -- создавать условия для развития драматургической культуры. Мы все несем ответственность за создаваемый театр -- директор, художник, режиссер, актер, критики, публика и финансирующие органы. И нет нам прощения, если новых пьес нет.

-- Что вы думаете о развитии новой драмы в России?

-- Первый раз я приехал в Москву в 1999 году на семинар для писателей и режиссеров. Условия для новой пьесы у вас тогда были проблематичные. За четыре года произошли значительные изменения. Много новых театральных компаний, конкурсы, фестиваль «Новая драма». Активизировались такие крупные структуры, как МХАТ. Из Лондона трудно оценить, каков интерес публики. Мое главное наблюдение -- условия существования новой драмы стали значительно лучше.

В последнее время мы стали больше интересоваться современными неанглийскими пьесами. Из русских пьес поставили «Пластилин» Василия Сигарева (февраль 2002 года). Пьеса эта принесла Сигареву, как самому многообещающему драматургу, премию газеты Evening Standard (50 тыс. долларов). За 50 лет существования премии ее впервые получил не британец! Еще мы поставили «Терроризм» и «Изображая жертву» братьев Пресняковых -- последняя премьера будет представлена на фриндже Эдинбургского фестиваля в августе.

-- Эти спектакли пользуются успехом у публики?

-- Важно, что они успешны в художественном смысле. Это оригинальные, вызывающие работы, с энтузиазмом встреченные и критикой, и публикой. На протяжении восьми недель (столько идет у нас всякая постановка) зал был полон.

-- Каковы ваши гонорары?

-- Единая ставка -- 5000 долларов за постановку на малой сцене и 8000 -- на большой. В гонорар частично включена предоплата кассового процента. Дальше они получают 10% от кассовых сборов.

-- В Британии новую драму пропагандирует только «Роял Корт»?

-- Есть и другие. Современную драматургию ставят национальные театры, региональные, частные. Но именно нас называют национальным театром новой драмы. Каждый год мы делаем 17 полнометражных постановок. О читках и не говорю.

-- Занимаетесь ли вы издательской деятельностью?

-- Британские издательства-мейджоры -- Methuen, Faber, Nick Hern Books, Oberon Books -- издают все пьесы, которые мы ставим. К программке всегда прилагается книжечка с текстом пьесы.

-- Как вы оцениваете перспективы развития вашего метода работы с драматургами в России?

-- Спросите об этом российских театральных практиков. В России талантов много, существуют великие театральные традиции, полно новых сюжетов. Мне кажется, у вас продолжается время социальных, экономических, политических, культурных перемен. Поэтому мировая театральная общественность все время хочет у вас спросить: «Где же ваши истории?»
Беседовала Екатерина ВАСЕНИНА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  08.05.2003
Субъективные итоги «Мастерской Арт-Москвы» совпали с объективными
Свершилось нечто сверхъестественное. Наша газета оказалась единственной, обнародовавшей результаты первого конкурса проектов Contemporary Art «Мастерская Арт-Москвы» за день до официального объявления решения жюри. В номере от 5 мая ваш покорный слуга в критическом запале объявил вотум недоверия жюри арткритиков и выбрал собственного «альтернативного» победителя выставки, группу Escape... >>
  • //  08.05.2003
«База «Клейтон» на московских экранах
Доподлинно известно, что у режиссера Джона Мактирнена (8.12.1965, Олбани, Нью-Йорк) две руки. Об этом свидетельствуют доступные в Интернете фотоснимки, а также документальный фильм «Раз оно истекает кровью, то мы можем его убить», посвященный созданию «Хищника», где Мактирнена можно рассмотреть во всей красе. Впрочем, убедиться о наличии у этого режиссера двух конечностей можно и без всяких визуальных подтверждений: совершенно очевидно, что примерно половину своих картин режиссер снимал одной рукой, скажем, правой, а другую (меньшую, но худшую) -- левой. И истинно одна конечность не ведает, что творит другая. Другого объяснения феномену Мактирнена, пожалуй, не найти: трудно поверить, что автор первого и третьего «Крепких орешков», того же «Хищника» и «Аферы Томаса Крауна» и создатель «Знахаря», «Тринадцатого воина» и уж тем более «Роллербола» образца 2002 года -- один и тот же человек. Поэтому на каждый новый его фильм приходится отправляться с некоторым предубеждением: кто его знает, с какой руки любимый режиссер встал на этот раз... >>
  • //  08.05.2003
Лондонский театр «Роял Корт» славен тем, что открывает новые имена драматургов. Любой человек может прислать туда пьесу, получить ответ, а если пьеса поставлена -- гонорар и известность. Литературный директор театра Грэм УАЙБРОУ пишет авторам до 90 писем в неделю и читает в день по десятку пьес. В 1999 году он впервые приехал в Москву и ужаснулся отсутствию перспектив для молодых драматургов. Спустя четыре года посетил российскую столицу еще раз. Провел во МХАТе семинар для московских завлитов при поддержке Британского совета и куратора проекта Татьяны Осколковой, посетил несколько спектаклей по современным пьесам и дал интервью нашему корреспонденту Екатерине ВАСЕНИНОЙ... >>
  • //  08.05.2003
Британская статистика свидетельствует: рок-н-ролл скорее жив, чем мертв
Британская индустрия звукозаписи (BPI) зафиксировала, что в этой стране количество проданных за последний год рок-альбомов превысило, впервые за много лет, продажи записей поп-музыки. По данным, опубликованным газетой Independent, совокупные продажи альбомов британских и зарубежных исполнителей рок-музыки (точнее, тех, кого принято так называть сейчас, -- от Coldplay до Nirvana), выросли в прошлом году на 3% и теперь занимают 31% рынка. В то же время количество проданных записей попсы снизилось на 1,3% и составляет 30,3%. Таким образом, рынок рок-записей сейчас достиг высшей за десять лет точки. В поп-секторе -- гораздо меньше по сравнению с прошлыми годами альбомов, проданных миллионными тиражами (Робби Уильямс, Пинк, Энрике Иглесиас)... >>
  • //  08.05.2003
Нина Аловерт показывает Владимира Малахова
Балетных издательств -- таких, чтобы понимали, что делают, а не просто старались что-то бросить на лоток, схватить денежки и убежать, -- мало до чрезвычайности. Толковые книги о балете выходят примерно раз в год; даже мусорных -- и тех немного. Поэтому том Нины Аловерт «Владимир Малахов», выпущенный новым московским издательством «Алеаторика», кажется не просто внятной хроникой жизни лучшего танцовщика планеты, но событием какого-то дивного завтра, которого никто уже и не ждал. Просто никто не верил, что в России можно издавать балетные книги такого полиграфического качества... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама