Время новостей
     N°82, 08 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.05.2003
Обманываться рад
«База «Клейтон» на московских экранах
Доподлинно известно, что у режиссера Джона Мактирнена (8.12.1965, Олбани, Нью-Йорк) две руки. Об этом свидетельствуют доступные в Интернете фотоснимки, а также документальный фильм «Раз оно истекает кровью, то мы можем его убить», посвященный созданию «Хищника», где Мактирнена можно рассмотреть во всей красе. Впрочем, убедиться о наличии у этого режиссера двух конечностей можно и без всяких визуальных подтверждений: совершенно очевидно, что примерно половину своих картин режиссер снимал одной рукой, скажем, правой, а другую (меньшую, но худшую) -- левой. И истинно одна конечность не ведает, что творит другая. Другого объяснения феномену Мактирнена, пожалуй, не найти: трудно поверить, что автор первого и третьего «Крепких орешков», того же «Хищника» и «Аферы Томаса Крауна» и создатель «Знахаря», «Тринадцатого воина» и уж тем более «Роллербола» образца 2002 года -- один и тот же человек. Поэтому на каждый новый его фильм приходится отправляться с некоторым предубеждением: кто его знает, с какой руки любимый режиссер встал на этот раз.

В случае с «Базой «Клейтон» можно не беспокоиться: на сей раз дело Мактирнена -- правое. Фильм начинается как вполне традиционный военный триллер в духе какой-нибудь «Генеральской дочери», солидный и отутюженный фильм-мундир. В районе Панамского канала на учениях пропадает группа рейнджеров с военной базы «Клейтон», возглавляемая легендарным сержантом-держимордой Уэстом (Сэмюэль Л. Джексон). Остатки отряда все-таки обнаруживают, но единственный человек, который может пролить свет на произошедшее в джунглях, отказывается говорить с кем бы то ни было, кроме такого же, как он, рейнджера. И штатные ищейки с базы вынуждены позвать на помощь Тома Харди (Джон Траволта) -- бывшего рейнджера, а ныне сотрудника отдела по борьбе с наркотиками, подозреваемого к тому же в порочащих связях с местными наркобаронами. Харди приезжает на базу и берется за дело.

Вне всякого сомнения, в «Базе «Клейтон» Траволта сыграл одну из лучших своих ролей посттарантиновского периода. Его Харди -- обаятельнейший грубиян, остроумец и гений дедуктивного метода, смесь Жеглова и Холмса, держащий в голове всю бейсбольную статистику (на случай, если подозреваемый вдруг окажется спортивным фанатом -- совсем как Глеб Егорыч на коммунальной кухне гражданки Груздевой: «Да мы же с вами болельщики!») и способный выставить коллегу в смешном свете, если того требуют интересы следствия. Но даже его способностей не хватает, чтобы разобраться в рейнджерской заварухе. Показания свидетелей противоречат друг другу, подозреваемые в рассказах разных людей меняют с легкостью необыкновенной имена и цвет кожи, а нити тотального заговора и круговой поруки тянутся к высшим чинам базы и еще дальше -- в глубину джунглей, где, по слухам, действует «Восьмерка» -- отряд рейнджеров-дезертиров, не значащихся ни в каких списках и контролирующих наркобизнес.

Больше ничего об этой картине знать не надо. Большинство западных рецензий пестрят угрожающими предупреждениями: «Не читайте этот текст, если еще не видели фильм». Неожиданных поворотов, ставящих сюжет с ног на голову, в фильме выше крыши: по количеству ложных финалов «База «Клейтон» способна соперничать разве что с пьесой Владимира Сорокина «Щи». Адекватно передать ощущение от тотальной обманки, не вдаваясь при этом в подробности, очень трудно. Просто попробуйте представить, к примеру, что Кайзер Сози из «Обычных подозреваемых» был заодно с допрашивающим его полицейским, которого сыграл Чарльз Палминтьери. И все стало в тысячу раз интереснее.

Безупречно снятая и придуманная «База «Клейтон» оставляет восхитительное ощущение, описанное классиком: «Ах, обмануть меня не трудно...». Когда тебя обводят вокруг пальца с таким изяществом и азартом, невозможно удержаться от аплодисментов. «Главное -- правильно рассказать историю», -- то и дело повторяют герои фильма. Мактирнен рассказывает ее правильно. И когда по экрану пойдут финальные титры, хочется поскорее разыскать режиссера и пожать ему его мужественную руку. Правую, разумеется.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ