Время новостей
     N°82, 08 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.05.2003
Грэм Уайброу: «Где же ваши истории?»
Лондонский театр «Роял Корт» славен тем, что открывает новые имена драматургов. Любой человек может прислать туда пьесу, получить ответ, а если пьеса поставлена -- гонорар и известность. Литературный директор театра Грэм УАЙБРОУ пишет авторам до 90 писем в неделю и читает в день по десятку пьес. В 1999 году он впервые приехал в Москву и ужаснулся отсутствию перспектив для молодых драматургов. Спустя четыре года посетил российскую столицу еще раз. Провел во МХАТе семинар для московских завлитов при поддержке Британского совета и куратора проекта Татьяны Осколковой, посетил несколько спектаклей по современным пьесам и дал интервью нашему корреспонденту Екатерине ВАСЕНИНОЙ.

-- Сколько времени понадобилось «Роял Корт», чтобы обрести статус открывателя пьес?

-- «Роял Корт», основанный в 1956 году, с самого начала был заявлен как театр драматурга. Режиссер, художник и актеры обслуживают автора. Первая наша пьеса -- «Оглянись во гневе» Джона Осборна. Создание театра совпало с появлением нового поколения писателей, и «Роял Корт» активно участвовал в их выращивании. У нас состоялись английские премьеры пьес Брехта и Ионеско и мировые премьеры Сэмюэла Беккета -- «Конец игры», «Не я» (последняя -- в постановке самого Беккета).

Почти 40 лет театр ставит пьесы известных и неизвестных писателей. И порой состоявшемуся автору нужно больше поддержки и внимания, чем начинающему. Зачастую юнец-дебютант с единственной пьесой за душой летит на драматургический конгресс в Лос-Анджелес делиться опытом -- так в Англии велико уважение к новым пьесам.

В начале 90-х в британской драматургии был кризис, отчасти из-за очередного поворота к режиссерскому театру и преобладанию классики в репертуаре. К 1994 году для молодых писателей опять наступили светлые деньки -- театры вновь заинтересовались современностью. Состоялись мировые премьеры первых пьес Сары Кейн, Марка Равенхилла, Мартина Макдонаха, Коннара Макферсона. За последние восемь лет поставлено 50 новых пьес. Прошли мировые премьеры «Прах к праху» Гарольда Пинтера, «Далеко» и «Количество» Кэрол Черчилл. (Эта пьеса удостоилась нашей самой престижной премии для драматургов -- от газеты Evening Standart.) В 1999 году «Роял Корт» получил высшую европейскую театральную награду в Таормине -- «За нахождение и постановку текстов нового поколения авторов». Многие из найденных нами пьес были переведены на другие языки, например «Королева красоты из Линнена» Мартина Макдонаха переведена на 28 языков и поставлена в 39 странах. Первоначально она шла на малой сцене, а потом переехала на Бродвей в зал на 900 мест и игралась там более года. Пьесы Сары Кейн идут во многих театрах Европы. В Германии ее «Томление» ставилось в 15 театрах (премьера была в 2000 году). Это результат нашей политики абсолютной открытости. Наш художественный руководитель называет завлита «секретным оружием театра». Мы отвечаем на письмо с пьесой в течение 48 часов: авторы могут смириться с отказом, но очень болезненно реагируют на проволочки. Мы поставили немало хороших спектаклей по пьесам не слишком образованных авторов. Нужна тщательная редакторская работа, беспрестанный поиск, только и всего. Вообще-то я больше надеюсь на острую современную пьесу, написанную плотником или футболистом, нежели писателем.

Я много путешествую и не раз слышал: «У нас в стране мало пьес, и они плохие». Думаю, это неправда. Задача театра -- создавать условия для развития драматургической культуры. Мы все несем ответственность за создаваемый театр -- директор, художник, режиссер, актер, критики, публика и финансирующие органы. И нет нам прощения, если новых пьес нет.

-- Что вы думаете о развитии новой драмы в России?

-- Первый раз я приехал в Москву в 1999 году на семинар для писателей и режиссеров. Условия для новой пьесы у вас тогда были проблематичные. За четыре года произошли значительные изменения. Много новых театральных компаний, конкурсы, фестиваль «Новая драма». Активизировались такие крупные структуры, как МХАТ. Из Лондона трудно оценить, каков интерес публики. Мое главное наблюдение -- условия существования новой драмы стали значительно лучше.

В последнее время мы стали больше интересоваться современными неанглийскими пьесами. Из русских пьес поставили «Пластилин» Василия Сигарева (февраль 2002 года). Пьеса эта принесла Сигареву, как самому многообещающему драматургу, премию газеты Evening Standard (50 тыс. долларов). За 50 лет существования премии ее впервые получил не британец! Еще мы поставили «Терроризм» и «Изображая жертву» братьев Пресняковых -- последняя премьера будет представлена на фриндже Эдинбургского фестиваля в августе.

-- Эти спектакли пользуются успехом у публики?

-- Важно, что они успешны в художественном смысле. Это оригинальные, вызывающие работы, с энтузиазмом встреченные и критикой, и публикой. На протяжении восьми недель (столько идет у нас всякая постановка) зал был полон.

-- Каковы ваши гонорары?

-- Единая ставка -- 5000 долларов за постановку на малой сцене и 8000 -- на большой. В гонорар частично включена предоплата кассового процента. Дальше они получают 10% от кассовых сборов.

-- В Британии новую драму пропагандирует только «Роял Корт»?

-- Есть и другие. Современную драматургию ставят национальные театры, региональные, частные. Но именно нас называют национальным театром новой драмы. Каждый год мы делаем 17 полнометражных постановок. О читках и не говорю.

-- Занимаетесь ли вы издательской деятельностью?

-- Британские издательства-мейджоры -- Methuen, Faber, Nick Hern Books, Oberon Books -- издают все пьесы, которые мы ставим. К программке всегда прилагается книжечка с текстом пьесы.

-- Как вы оцениваете перспективы развития вашего метода работы с драматургами в России?

-- Спросите об этом российских театральных практиков. В России талантов много, существуют великие театральные традиции, полно новых сюжетов. Мне кажется, у вас продолжается время социальных, экономических, политических, культурных перемен. Поэтому мировая театральная общественность все время хочет у вас спросить: «Где же ваши истории?»

Беседовала Екатерина ВАСЕНИНА