N°8
20 января 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  20.01.2003
Яка кака намалевана
Пасторальные пришельцы Василия Цаголова в галерее Марата Гельмана

версия для печати
«Он бачь, яка кака намалевана!» Этими возгласами диканькских баб Николай Васильевич Гоголь заканчивает свою повесть «Ночь перед Рождеством». Бабы имеют в виду намалеванного кузнецом Вакулой черта, который летал с Вакулой «в Петембург» к императрице Екатерине за черевичками. Наваристая, густая и смачная, как украинский борщ, проза «Вечеров на хуторе близ Диканьки» -- с хлопцами, молодицами, Солохой, Сорочинской ярмаркой, лысым дидькой и родственной ему другой прирученной нечистью -- нежданно-негаданно вспоминается сегодня в зале галереи Марата Гельмана, где открылась выставка киевского концептуалиста Василия Цаголова «Украинские X-files».

Что изображено? Прямо напротив входа картина с эпическим картофельным полем, которое окучивают синюшные, лысые, голые, со стрекозьими глазами и антеннами на лбах инопланетные герои популярного телесериала. Окучивают вполне себе мирно и старательно. На другой картине малые «прибульцi» (пришельцы), стоя в ряд, жрут морковь и свеклу. На третьей -- прибульцi-парубки катают на летающей тарелке гарнiх дивчин. На четвертой -- запорожец без штанов в огородном сортире, а над чубом -- НЛО. На пятой -- лавочка в парке с судачащими бабульками, на коленях у одной мирно сидит свесив ножки «стрекоглазый» мальчиш из другой галактики и хрумкает кукурузный початок.

Как изображено? Снова вспоминается украинский борщ. Жирно, щедро, сытно. Красное -- выдавленный свекольный сок. Зеленое -- нашинкованная петрушка с укропом. Желтое -- плавающие ломтики сала. Фактура приправлена импрессионистическими специями. Порции немалые -- на продольной стене галереи умещаются лишь две картины. Стиль реалистический, простой и внятный. Хвала борщу! В подобном духе художники соцреализма рисовали «Колхозные праздники», а соцартовцы Дубоссарский--Виноградов изображают вырвавшиеся на волю массмедийные фантазмы.

Конечно, аранжировка отработанных культурой медиальных клише, сделанная в кодовой системе отработанного соцреализма, позволяет проект Цаголова считать вторичным по отношению к продукции фирмы «Дубоссарский--Виноградов». В обоих случаях явлено то, что хозяйка известной галереи XL Елена Селина называет виртуальным заказом: рекламный ролик, где Сталлоне рисует Шварценеггера в кругу детей, или Анка-пулеметчица летит на «птице-тройке» и отстреливается от бесов, или где НЛО с героями X-files завис над присевшим по нужде украинским дедом. Однако сопоставление опусов Дубоссарского--Виноградова с опусами Цаголова позволяет четко обозначить проблему: культура столицы -- культура провинции. У «столичных» Дубоссарского--Виноградова в героях ходят все звезды, от известных писателей, киноактеров до поп-див и даже «актуальных» галерейщиков. Их мир напоминает рекламу «Баунти»: сочная мякоть кокоса, много экзотических животных, буйство красок и плоти. Поселившись в этом мире, чувствуешь себя вечным постояльцем пятизвездочного отеля: шик, комфорт и изобилие надоели, а уюта нет, поговорить по душам не с кем. Совсем не то в мире Цаголова. Если это и рекламный ролик, то уж очень малобюджетный. Со случайной массовкой, недорогими художником по костюмам и сценографом. Денег на выезд в Баунти не хватило -- решили снимать на хуторах близ «незалежной» украинской столицы.

И правильно сделали. Богатством смысла сериал Цаголова похвастаться может. Тема провинции предусматривает новый поворот сюжета: культурная идентичность. Родине Цаголова историей суждено быть буфером разных культур и цивилизаций, провинцией Западного мира и Малой Россией. Там всяк чумак в родстве с кацапом. Никто ничему не удивляется. В огороде -- леший бродит. В саду -- русалка на ветвях сидит. Там к пану Пузатому Пацюку прыгают из миски в рот вареники. Там катаются на козлоногих «немцах» и летающих тарелках. И вслух читают повести Николая Васильевича Гоголя.
Сергей ХАЧАТУРОВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  20.01.2003
Пасторальные пришельцы Василия Цаголова в галерее Марата Гельмана
Наваристая, густая и смачная, как украинский борщ, проза «Вечеров на хуторе близ Диканьки» - с хлопцами, молодицами, Солохой, Сорочинской ярмаркой, лысым дидькой и родственной ему другой прирученной нечистью - нежданно-негаданно вспоминается сегодня в зале галереи Марата Гельмана, где открылась выставка киевского концептуалиста Василия Цаголова «Украинские X-files»... >>
  • //  20.01.2003
Этим летом тихо-мирно прекратилось существование журнала «Новая русская книга», издававшегося питерским Гуманитарным агентством «Академический проект». Печально, конечно, но, как выяснилось, не слишком. Свято место пусто не бывает -- тут же загуляли слухи о том, что перебравшийся в Москву главный редактор «НРК» Глеб Морев покорит мир журналом «Критическая масса». Сначала говорили, что «Критическая масса» будет выпускаться империей «Нового литературного обозрения» -- наряду с собственно «НЛО» и «Неприкосновенным запасом». Публика гадала, как «три медведя» в одной берлоге уживутся. В «НЛО» ныне весьма привечают «актуальную словесность», а «НЗ» вовсю окучивает ниву интеллектуальных мод. В результате новый журнал издается вовсе не «НЛО», а фондом «Прагматика культуры», курьезное название которого не помешало выпустить в конце минувшего года несколько «продвинутых» философических книг (как переводных, так и склоняющих западную левую гуманитарную мысль «на русский лад»)... >>
  • //  20.01.2003
В Центре драматургии и режиссуры сыграли пьесу братьев Пресняковых «Пленные духи»
Хорошо известно, что у Пушкина было четыре сына, и все идиоты. Об этом интересном факте сообщил когда-то Даниил Хармс, но никому из поздних исследователей так и не удалось проследить судьбу убогих отпрысков Александра Сергеевича, не умевших сидеть на стуле. Братья Пресняковы, прикинувшись двумя сыновьями Хармса, решили в своей новой пьесе рассказать историю про двух пушкинских ребятишек. Одного звали Александр и, как положено, Александрович. Другого -- отчего-то Борисом Николаевичем, но сам он называл себя Андреем. Да что с него возьмешь? Идиот. Как хочет, так себя и называет... >>
  • //  20.01.2003
«Человек с поезда» на московских экранах
Если счастливое чудо под названием «Амели» вынести за скобки, Патрису Леконту едва ли не в одиночку приходится отвечать за все французское кино. Среди монструозных исторических «блокбастеров» и вялых драматических комедий «об отношениях» этот фильм один воплощает тот дух легкости, артистизма и остроумия, который не случайно во всех языках называется по-французски -- bel esprit... >>
  • //  20.01.2003
На сцене театра «ПО.В.С.Танцы» возникли «Листья тел»
Первый раз «Листья тел» сыграли в конце прошлого сезона -- день в день с визитом в Москву труппы Евгения Панфилова, с его надрывным, блескучим и трагическим «Щелкунчиком», на который, естественно, и отправились балетные обозреватели всех газет. «Листья» сыграли без прессы, кассету прислали в экспертный совет «Золотой маски», и спектакль оказался в числе номинантов этого года. Так что в минувшую пятницу в Центре имени Мейерхольда отпочковавшийся несколько лет назад от труппы Геннадия Абрамова театр не просто пригласил журналистов на игравшуюся во второй раз премьеру, но неофициально открыл показ отобранных «Золотой маской» достижений прошлого сезона, что будут предъявлены Москве. (Сам фестиваль пройдет в этом году в Петербурге.).. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика