Время новостей
     N°8, 20 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.01.2003
Яка кака намалевана
Пасторальные пришельцы Василия Цаголова в галерее Марата Гельмана
«Он бачь, яка кака намалевана!» Этими возгласами диканькских баб Николай Васильевич Гоголь заканчивает свою повесть «Ночь перед Рождеством». Бабы имеют в виду намалеванного кузнецом Вакулой черта, который летал с Вакулой «в Петембург» к императрице Екатерине за черевичками. Наваристая, густая и смачная, как украинский борщ, проза «Вечеров на хуторе близ Диканьки» -- с хлопцами, молодицами, Солохой, Сорочинской ярмаркой, лысым дидькой и родственной ему другой прирученной нечистью -- нежданно-негаданно вспоминается сегодня в зале галереи Марата Гельмана, где открылась выставка киевского концептуалиста Василия Цаголова «Украинские X-files».

Что изображено? Прямо напротив входа картина с эпическим картофельным полем, которое окучивают синюшные, лысые, голые, со стрекозьими глазами и антеннами на лбах инопланетные герои популярного телесериала. Окучивают вполне себе мирно и старательно. На другой картине малые «прибульцi» (пришельцы), стоя в ряд, жрут морковь и свеклу. На третьей -- прибульцi-парубки катают на летающей тарелке гарнiх дивчин. На четвертой -- запорожец без штанов в огородном сортире, а над чубом -- НЛО. На пятой -- лавочка в парке с судачащими бабульками, на коленях у одной мирно сидит свесив ножки «стрекоглазый» мальчиш из другой галактики и хрумкает кукурузный початок.

Как изображено? Снова вспоминается украинский борщ. Жирно, щедро, сытно. Красное -- выдавленный свекольный сок. Зеленое -- нашинкованная петрушка с укропом. Желтое -- плавающие ломтики сала. Фактура приправлена импрессионистическими специями. Порции немалые -- на продольной стене галереи умещаются лишь две картины. Стиль реалистический, простой и внятный. Хвала борщу! В подобном духе художники соцреализма рисовали «Колхозные праздники», а соцартовцы Дубоссарский--Виноградов изображают вырвавшиеся на волю массмедийные фантазмы.

Конечно, аранжировка отработанных культурой медиальных клише, сделанная в кодовой системе отработанного соцреализма, позволяет проект Цаголова считать вторичным по отношению к продукции фирмы «Дубоссарский--Виноградов». В обоих случаях явлено то, что хозяйка известной галереи XL Елена Селина называет виртуальным заказом: рекламный ролик, где Сталлоне рисует Шварценеггера в кругу детей, или Анка-пулеметчица летит на «птице-тройке» и отстреливается от бесов, или где НЛО с героями X-files завис над присевшим по нужде украинским дедом. Однако сопоставление опусов Дубоссарского--Виноградова с опусами Цаголова позволяет четко обозначить проблему: культура столицы -- культура провинции. У «столичных» Дубоссарского--Виноградова в героях ходят все звезды, от известных писателей, киноактеров до поп-див и даже «актуальных» галерейщиков. Их мир напоминает рекламу «Баунти»: сочная мякоть кокоса, много экзотических животных, буйство красок и плоти. Поселившись в этом мире, чувствуешь себя вечным постояльцем пятизвездочного отеля: шик, комфорт и изобилие надоели, а уюта нет, поговорить по душам не с кем. Совсем не то в мире Цаголова. Если это и рекламный ролик, то уж очень малобюджетный. Со случайной массовкой, недорогими художником по костюмам и сценографом. Денег на выезд в Баунти не хватило -- решили снимать на хуторах близ «незалежной» украинской столицы.

И правильно сделали. Богатством смысла сериал Цаголова похвастаться может. Тема провинции предусматривает новый поворот сюжета: культурная идентичность. Родине Цаголова историей суждено быть буфером разных культур и цивилизаций, провинцией Западного мира и Малой Россией. Там всяк чумак в родстве с кацапом. Никто ничему не удивляется. В огороде -- леший бродит. В саду -- русалка на ветвях сидит. Там к пану Пузатому Пацюку прыгают из миски в рот вареники. Там катаются на козлоногих «немцах» и летающих тарелках. И вслух читают повести Николая Васильевича Гоголя.

Сергей ХАЧАТУРОВ