N°8
20 января 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  20.01.2003
Идиоты
В Центре драматургии и режиссуры сыграли пьесу братьев Пресняковых «Пленные духи»

версия для печати
Хорошо известно, что у Пушкина было четыре сына, и все идиоты. Об этом интересном факте сообщил когда-то Даниил Хармс, но никому из поздних исследователей так и не удалось проследить судьбу убогих отпрысков Александра Сергеевича, не умевших сидеть на стуле. Братья Пресняковы, прикинувшись двумя сыновьями Хармса, решили в своей новой пьесе рассказать историю про двух пушкинских ребятишек. Одного звали Александр и, как положено, Александрович. Другого -- отчего-то Борисом Николаевичем, но сам он называл себя Андреем. Да что с него возьмешь? Идиот. Как хочет, так себя и называет.

Возможно, вы еще не догадались, но наследники Хармса сочинили пьесу про Александра Блока и Андрея Белого (Бориса Бугаева). А поставил «Пленных духов» Владимир Агеев, доселе слывший весьма глубокомысленным режиссером и в театральном хулиганстве не замеченный.

Аутентичных анекдотов Хармса так мало, что по пальцам пересчитать можно. Самодельных подражаний -- тьмы и тьмы. Но до сих пор персонажами анекдотов становились преимущественно литераторы XIX века: то Гоголь Пушкиным прикинется, то Тургенев в Баден-Баден рванет. Теперь дошла очередь и до Серебряного века. Старший из Пресняковых, Олег, про Белого знает не понаслышке, и для него эта «историческая» пьеса стала естественным продолжением его кандидатской диссертации про стиль романа «Петербург».

Если свести содержание «Пленных духов» к короткому хармсовскому анекдотцу, то получится вот что. Однажды Андрей Белый прикинулся кентавром и прискакал к Блоку в Шахматово. «Давай, говорит, Блок, показывай свою Прекрасную Даму. Брюсов требует прототип предъявить». Блок весь покраснел и за маму спрятался. Потому что не было у него никакой Прекрасной Дамы. Он для вдохновения мужика Сеньку в белое платье переодевал и по деревне бегать заставлял. Пришлось маме срочно бежать к соседскому химику Дмитрию Ивановичу. У него была длинная накладная борода, собственная таблица и дочь, которая при определенном освещении могла сойти за Прекрасную Даму. Таким макаром Любовь Дмитриевна Менделеева и обернулась Прекрасной Дамой. А Андрею Белому стало очень стыдно, и он даже по молодости лет сначала стреляться с Блоком хотел. Но потом передумал. Зачем ему баба, которая не любит пиво «Пит»?

Блока (Артем Смола), как положено, обрядили в костюм печального Пьеро. Белый (Анатолий Белый) щеголяет в красном домино Арлекина. На стулья они не садятся, потому что не умеют. И потому много бегают. То Белый о Блока споткнется, то Блок о Белого. То оба они -- о химика Дмитрия Ивановича (Алексей Багдасаров).

Актеры казанцевско-рощинского центра любят хулиганить на сцене, и делают это вдохновенно и смешно. У них это будто бы и не актерская, а просто детская игра. В прошлогоднем спектакле «Облом off» Михаила Угарова, неожиданно прогремевшем на всю Москву, те же самые ребята учились складывать руки над головой и говорить: «Я в домике». Линия инфантильного театра продолжена в «Пленных духах»: Андрей Белый играет с обитателями шахматовского имения в кентавров, учит их галопировать и падать замертво. Но самое главное в любой детской игре -- момент, когда она заканчивается. «Облом off» затевался именно ради этого и потому так мощно прозвучал. В «Пленных духах» ребятишки заигрались. Уже и мама зовет их со двора: «Дети, дети, пора обедать», а они все никак не уймутся. Бесконечный анекдот длится и длится, веселье не затихает, уголки рта застывают в гримасе. И в какой-то момент уже хочется наконец, чтобы на сцену вышла знаменитая хармсовская девочка и сказала: «Театр закрывается. Нас всех тошнит. От смеха».
Глеб СИТКОВСКИЙ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  20.01.2003
Пасторальные пришельцы Василия Цаголова в галерее Марата Гельмана
Наваристая, густая и смачная, как украинский борщ, проза «Вечеров на хуторе близ Диканьки» - с хлопцами, молодицами, Солохой, Сорочинской ярмаркой, лысым дидькой и родственной ему другой прирученной нечистью - нежданно-негаданно вспоминается сегодня в зале галереи Марата Гельмана, где открылась выставка киевского концептуалиста Василия Цаголова «Украинские X-files»... >>
  • //  20.01.2003
Этим летом тихо-мирно прекратилось существование журнала «Новая русская книга», издававшегося питерским Гуманитарным агентством «Академический проект». Печально, конечно, но, как выяснилось, не слишком. Свято место пусто не бывает -- тут же загуляли слухи о том, что перебравшийся в Москву главный редактор «НРК» Глеб Морев покорит мир журналом «Критическая масса». Сначала говорили, что «Критическая масса» будет выпускаться империей «Нового литературного обозрения» -- наряду с собственно «НЛО» и «Неприкосновенным запасом». Публика гадала, как «три медведя» в одной берлоге уживутся. В «НЛО» ныне весьма привечают «актуальную словесность», а «НЗ» вовсю окучивает ниву интеллектуальных мод. В результате новый журнал издается вовсе не «НЛО», а фондом «Прагматика культуры», курьезное название которого не помешало выпустить в конце минувшего года несколько «продвинутых» философических книг (как переводных, так и склоняющих западную левую гуманитарную мысль «на русский лад»)... >>
  • //  20.01.2003
В Центре драматургии и режиссуры сыграли пьесу братьев Пресняковых «Пленные духи»
Хорошо известно, что у Пушкина было четыре сына, и все идиоты. Об этом интересном факте сообщил когда-то Даниил Хармс, но никому из поздних исследователей так и не удалось проследить судьбу убогих отпрысков Александра Сергеевича, не умевших сидеть на стуле. Братья Пресняковы, прикинувшись двумя сыновьями Хармса, решили в своей новой пьесе рассказать историю про двух пушкинских ребятишек. Одного звали Александр и, как положено, Александрович. Другого -- отчего-то Борисом Николаевичем, но сам он называл себя Андреем. Да что с него возьмешь? Идиот. Как хочет, так себя и называет... >>
  • //  20.01.2003
«Человек с поезда» на московских экранах
Если счастливое чудо под названием «Амели» вынести за скобки, Патрису Леконту едва ли не в одиночку приходится отвечать за все французское кино. Среди монструозных исторических «блокбастеров» и вялых драматических комедий «об отношениях» этот фильм один воплощает тот дух легкости, артистизма и остроумия, который не случайно во всех языках называется по-французски -- bel esprit... >>
  • //  20.01.2003
На сцене театра «ПО.В.С.Танцы» возникли «Листья тел»
Первый раз «Листья тел» сыграли в конце прошлого сезона -- день в день с визитом в Москву труппы Евгения Панфилова, с его надрывным, блескучим и трагическим «Щелкунчиком», на который, естественно, и отправились балетные обозреватели всех газет. «Листья» сыграли без прессы, кассету прислали в экспертный совет «Золотой маски», и спектакль оказался в числе номинантов этого года. Так что в минувшую пятницу в Центре имени Мейерхольда отпочковавшийся несколько лет назад от труппы Геннадия Абрамова театр не просто пригласил журналистов на игравшуюся во второй раз премьеру, но неофициально открыл показ отобранных «Золотой маской» достижений прошлого сезона, что будут предъявлены Москве. (Сам фестиваль пройдет в этом году в Петербурге.).. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика