N°193
15 октября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  15.10.2003
Враг номер один
версия для печати
Решительный бой объявляется «актуальности». Энциклопедический синоним слова «актуальность» -- «злободневность». Искусство (в широком значении) -- уникальная форма коммуникации. Любой художественный текст (музыкальный ли, живописный ли, литературный ли) состоятелен именно тогда, когда «актуальность» и «злободневность» освобождаются от диктата пространства и времени, а значит, отменяют самих себя. «Мы воспринимаем тексты искусства с предварительно сложившимися суждениями, недоступными нашему контролю, -- они способны наделить эти создания свойством повышенного резонанса, свойством, которое не совпадает с их подлинным содержанием и с их подлинным значением. Лишь когда отомрут все такого рода актуальные связи, выступит их подлинный облик, лишь тогда откроется возможность понимания того, что действительно сказано ими, понимания того, что с полным основанием может притязать на общезначимость», -- писал один из основоположников философской герменевтики Ханс Георг Гадамер в своей книге «Актуальность прекрасного». Когда же оппозиционная искусству актуальность втирается в доверие артсообщества, она зомбирует умы, развращает сердца. Пресловутый поганый золотой телец требует жертв и ритуальных хороводов. Помимо того что это слово уже как плесень разъело российскую (а может, и мировую?) тусовку, Contemporary Art, наши крупнейшие культурные институции заворожены и приворожены его "черной магией". Актуальность для них -- тот же гарант коллективной безответственности, каким в недавнее время являлись постановления последних пленумов ЦК КПСС по вопросам искусства.

Доказательства? Получайте: большинство крупнейших российских выставочных проектов последнего времени вылупилось на свет благодаря священной актуальности и, кроме нее, явить миру ничего не смогло. А с тем искусством, которое не актуально: традиционное, древнее, классическое -- работа ведется из рук вон плохо. Запомнилось лишь несколько выставок в Третьяковской галерее (Дионисия например) да проекты Эрмитажа. Пожалуй, петербургский музей -- единственный, которому позволено в нашем art community отвечать не за актуальность, а за вечность. И именно поэтому его экспозиции достойно встраиваются в мировой, а не тусовочный контекст. Вот пример. Несколько дней назад в нью-йоркском Метрополитен-музее открылась крупнейшая за последнюю четверть века ретроспектива великого художника второй половины XVI столетия Эль Греко. 70 работ из музеев со всех концов земли («Во за страховку-то заплатили!» -- посетуют некоторые. -- «А чего ради -- актуальности-то никакой») принадлежат кисти мистика-скитальца, непостижимым образом соединившего в своем творчестве исихастский свет греческой веры (художник родился на острове Крит) с интеллектуальной традицией католического Запада (Эль Греко странствовал из Венеции в Рим, из Рима в Толедо). Куратор выставки, член научных сообществ крупнейших музеев мира (Лондонской национальной галереи, мадридского Прадо, музея Метрополитен) профессор Дэвид Дэвис (David Davis), рассказывает, что современники считали Эль Греко очень уж неактуальным. У него не было школы и последователей. Им заинтересовались лишь полтора века назад. Причем именно те, кто сейчас символизирует респектабельность мирового артмейнстрима: Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Пабло Пикассо, Джексон Поллок.

Какая российская выставка в данный момент своей всемирно отзывчивой «неактуальностью» равноценна ретроспективе Эль Греко? С натяжкой (о качестве подготовки выставок «за бугром» в сравнении со всеми нашими -- по умолчанию) можно назвать одну -- открывающуюся сегодня в Николаевском зале Зимнего дворца экспозицию «Коллекция Строгановых». Сотни "единиц хранения" -- из Эрмитажа, Русского музея, Павловска, Петербургской академии художеств и т.д. -- уже несколько лет катались по планете (от США до Амстердама). И знакомили охочих до неактуального искусства людей с коллекцией, которая собиралась знатнейшей в России династией Строгановых на протяжении двух столетий. Включала в себя древнерусские иконы, Боттичелли, Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, кабинет минералов, этнографический раздел. Любопытно, что в 1931 году по причине неактуальности коллекции Строгановых для Советского Союза добрая часть была распродана. Да и то, что осталось, расквартировали по разным музеям. Теперь плод неактуальных занятий одной российской семьи поднимает рейтинг российской культуры во всем мире.
Сергей Хачатуров

  КУЛЬТУРА  
  • //  15.10.2003
Русская словесность на Франкфуртской книжной ярмарке
Любая ярмарка -- действо пышное, громкое, шебутное и до какой-то степени бестолковое. Франкфуртский смотр книжных достижений исключением не стал. Во всяком случае в его «русской части», которой придавалось особое значение как организаторами ярмарки (к «почетному гостю» предъявляются высокие требования), так и нашими многочисленными соотечественниками, прибывшими в город на Майне... >>
  • //  15.10.2003
Фестиваль аниме-фильмов в кинотеатре «Пионер»
В течение четырех вечеров начиная с завтрашнего в московском кинотеатре «Пионер» будут править бал пубертатные девочки-убийцы, охотники на вампиров и инопланетные музыканты, на раз покоряющие земную аудиторию... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  15.10.2003
Решительный бой объявляется «актуальности». Энциклопедический синоним слова «актуальность» -- «злободневность». Искусство (в широком значении) -- уникальная форма коммуникации. Любой художественный текст (музыкальный ли, живописный ли, литературный ли) состоятелен именно тогда, когда «актуальность» и «злободневность» освобождаются от диктата пространства и времени, а значит, отменяют самих себя... >>
  • //  15.10.2003
Я лично, грешным делом, не понимаю, что такое «тяжелая музыка». По идее, «тяжелая» значит «плохая». Тяжесть формы (зафузованная гитара, бочка, стучащая шестнадцатыми, пульсирующий бас) не всегда спасает от попсовости. Так что термин «тяжелая музыка» -- это все из области идеологии. Тем не менее в разряд «тяжелых» групп иногда попадают просто достойные группы, и игнорировать их существование нет решительно никаких причин... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика