Время новостей
     N°193, 15 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.10.2003
Враг номер один
Решительный бой объявляется «актуальности». Энциклопедический синоним слова «актуальность» -- «злободневность». Искусство (в широком значении) -- уникальная форма коммуникации. Любой художественный текст (музыкальный ли, живописный ли, литературный ли) состоятелен именно тогда, когда «актуальность» и «злободневность» освобождаются от диктата пространства и времени, а значит, отменяют самих себя. «Мы воспринимаем тексты искусства с предварительно сложившимися суждениями, недоступными нашему контролю, -- они способны наделить эти создания свойством повышенного резонанса, свойством, которое не совпадает с их подлинным содержанием и с их подлинным значением. Лишь когда отомрут все такого рода актуальные связи, выступит их подлинный облик, лишь тогда откроется возможность понимания того, что действительно сказано ими, понимания того, что с полным основанием может притязать на общезначимость», -- писал один из основоположников философской герменевтики Ханс Георг Гадамер в своей книге «Актуальность прекрасного». Когда же оппозиционная искусству актуальность втирается в доверие артсообщества, она зомбирует умы, развращает сердца. Пресловутый поганый золотой телец требует жертв и ритуальных хороводов. Помимо того что это слово уже как плесень разъело российскую (а может, и мировую?) тусовку, Contemporary Art, наши крупнейшие культурные институции заворожены и приворожены его "черной магией". Актуальность для них -- тот же гарант коллективной безответственности, каким в недавнее время являлись постановления последних пленумов ЦК КПСС по вопросам искусства.

Доказательства? Получайте: большинство крупнейших российских выставочных проектов последнего времени вылупилось на свет благодаря священной актуальности и, кроме нее, явить миру ничего не смогло. А с тем искусством, которое не актуально: традиционное, древнее, классическое -- работа ведется из рук вон плохо. Запомнилось лишь несколько выставок в Третьяковской галерее (Дионисия например) да проекты Эрмитажа. Пожалуй, петербургский музей -- единственный, которому позволено в нашем art community отвечать не за актуальность, а за вечность. И именно поэтому его экспозиции достойно встраиваются в мировой, а не тусовочный контекст. Вот пример. Несколько дней назад в нью-йоркском Метрополитен-музее открылась крупнейшая за последнюю четверть века ретроспектива великого художника второй половины XVI столетия Эль Греко. 70 работ из музеев со всех концов земли («Во за страховку-то заплатили!» -- посетуют некоторые. -- «А чего ради -- актуальности-то никакой») принадлежат кисти мистика-скитальца, непостижимым образом соединившего в своем творчестве исихастский свет греческой веры (художник родился на острове Крит) с интеллектуальной традицией католического Запада (Эль Греко странствовал из Венеции в Рим, из Рима в Толедо). Куратор выставки, член научных сообществ крупнейших музеев мира (Лондонской национальной галереи, мадридского Прадо, музея Метрополитен) профессор Дэвид Дэвис (David Davis), рассказывает, что современники считали Эль Греко очень уж неактуальным. У него не было школы и последователей. Им заинтересовались лишь полтора века назад. Причем именно те, кто сейчас символизирует респектабельность мирового артмейнстрима: Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Пабло Пикассо, Джексон Поллок.

Какая российская выставка в данный момент своей всемирно отзывчивой «неактуальностью» равноценна ретроспективе Эль Греко? С натяжкой (о качестве подготовки выставок «за бугром» в сравнении со всеми нашими -- по умолчанию) можно назвать одну -- открывающуюся сегодня в Николаевском зале Зимнего дворца экспозицию «Коллекция Строгановых». Сотни "единиц хранения" -- из Эрмитажа, Русского музея, Павловска, Петербургской академии художеств и т.д. -- уже несколько лет катались по планете (от США до Амстердама). И знакомили охочих до неактуального искусства людей с коллекцией, которая собиралась знатнейшей в России династией Строгановых на протяжении двух столетий. Включала в себя древнерусские иконы, Боттичелли, Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, кабинет минералов, этнографический раздел. Любопытно, что в 1931 году по причине неактуальности коллекции Строгановых для Советского Союза добрая часть была распродана. Да и то, что осталось, расквартировали по разным музеям. Теперь плод неактуальных занятий одной российской семьи поднимает рейтинг российской культуры во всем мире.

Сергей Хачатуров