N°188
08 октября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  08.10.2003
Восемь женщин лебедя Педро
Открылся месяц современного французского танца

версия для печати
Французский танцовщик Педро Поуэльс захотел выйти на сцену «Умирающим лебедем». Выглядеть кабаретным забавником он при этом не захотел. Потому обряжаться в пачку не стал, вполне хватило нормального белого свитера (по ходу спектакля сброшенного -- обнаружилась белая майка) и обычных белых штанов. Он пригласил восемь женщин-хореографов и предложил каждой из них сочинить на знакомую всем музыку Сен-Санса восемь «лебединых» монологов. Монологи эти составили спектакль CYGN-etc -- у нас название перевели как «Лебе-ди». В понедельник желающие взглянуть на «Лебедей» зрители забили зал «Школы драматического искусства» так, как будто им саму Анну Павлову пообещали воскресить и вывести на сцену.

Ну, балерины, настолько отождествлявшей себя с Лебедем, что завещала похоронить себя в сценическом костюме, на Сретенке конечно же не было -- но спектакль начался с немых кинокадров, где она кружилась и всплескивала руками. Потом, когда на сцене появился танцовщик, на задник-экран стали проецироваться крупно выхваченные фрагменты фотографий: то рука висела в воздухе, то подбородок. Связь какой-либо части пушистого лебединого тела с каким-нибудь конкретным монологом установить не представилось возможным -- по-видимому, выбор был достаточно случаен. То есть черно-белые фото использовались только в качестве декорации.

Каждая из женщин-хореографов рассказала свою историю, воспользовавшись тоскливым лебединым мотивом. Для Анн-Мари Рейно и Одиль Дюбок смерть представлялась процессом освобождения: в первой миниатюре танцовщик, лежащий на земле чуть ли не узлом завязанный, расплетался, поднимался и распрямлял руки; во второй -- тоже из согнутой, собранной позы стремился вверх, пошатываясь, покачиваясь и опускаясь снова. Франсуаз Дюпюи выдала напоследок своему Лебедю жизнь, полную прыжков, хождения по невидимому канату и катания колесом -- смерть отрицалась вообще (когда я здесь -- ее нет, когда она здесь -- нет меня, самый мужественный и беспечный принцип). Вильфрид Пьолле сделала монолог Лебедя монологом артиста -- когда идет «текст смерти», но останавливается, прерывается ради настороженного и тяжкого взгляда в зал -- работает ли? А самая знаменитая из обитающих во Франции сочинительниц танцев, Каролин Карлсон, пренебрегла обычаем, который вот уже почти сто лет (Фокин поставил «Лебедя» для Павловой в 1907 году) казался незыблемым правилом: Лебедь у нее перестал умирать смиренно. Да, балерины по-разному трактовали (читай: переделывали) фокинский текст, кто-то изображал покорность судьбе, кто-то -- несмиряемую гордость. Но всегда эмоции были закрыты; собственно, «Лебедь» -- это не только гимн белому балету, это гимн хорошему воспитанию. Карлсон послала к чертям ситуацию тихой жертвы, ее Лебедь кричит (беззвучно, но рот искажен воплем). Он встает на стул, чтобы докричаться до небес; он сопротивляется -- но руки невидимая сила будто выворачивает в крылья; и уходит он, подняв перед собой стул, будто защищаясь в драке с заведомо более сильным противником.

Показ этого маленького спектакля (завтра он будет и в Петербурге, на сцене клуба «С'танцiя" -- то есть в ДК Первой пятилетки, соседствующем с Мариинкой) -- первый из совместных проектов «Школы драматического искусства» и Французского культурного центра в Москве, где недавно появился новый директор Ив Зоберман. Перед «Лебедями» было объявлено, что ФКЦ и театр Анатолия Васильева «становятся официальными партнерами по показу французской культуры в Москве». Кроме того, Французский центр начинает месяц французского современного танца -- и в эти выходные на сцене «Новой оперы» можно будет увидеть спектакль Клода Брюмашона «Дикие маки» (это уже совместная программа с фестивалем Dance Inversion). То есть «Лебеди» -- это только начало. Но хорошо, что для начала выбрали именно их: виден вкус нового директора к нетривиальным идеям.
Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец

  КУЛЬТУРА  
  • //  08.10.2003
Михаил Гутерман
Гришковцу пора давать звание народного артиста
«Осада» Евгения Гришковца на Новой сцене МХАТ им. Чехова -- вторая осенняя премьера (первой будем считать «Демона» с Олегом Меньшиковым), у которой есть шансы войти в десятку лучших спектаклей сезона, как бы сезон ни сложился. В «Осаде» нет явных режиссерских просчетов, равно как и актерских провалов; все сделано толково, остроумно и учтиво; текст, игра и пространство (сценограф -- Лариса Ломакина) отлично коррелируют друг с другом... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  08.10.2003
Открылся месяц современного французского танца
Французский танцовщик Педро Поуэльс захотел выйти на сцену «Умирающим лебедем». Выглядеть кабаретным забавником он при этом не захотел. Потому обряжаться в пачку не стал, вполне хватило нормального белого свитера (по ходу спектакля сброшенного -- обнаружилась белая майка) и обычных белых штанов... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  08.10.2003
Российско-немецкие выставочные проекты в рецензиях германских СМИ
Понять, хороша выставка или нет, можно не только по тому, хвалят ее в СМИ или ругают. Есть еще один критерий: адекватность. Насколько адекватен «репродуцированный» в рецензиях СМИ образ выставочного проекта кураторскому замыслу, настолько мы, в глаза его не видевшие, можем сказать, имело ли место событие, запомнилось оно или нет... >>
//  читайте тему:  Выставки
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика