N°116
30 июня 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  30.06.2003
Этот мир придуман не нами
Внеконкурсная программа XXV ММКФ. Часть 2

версия для печати
Все, чему на фестивале суждено было произойти, -- произошло, «случилось и получилось». В рамках обратившегося на сей раз к трэш-культуре «Медиафорума» негромко, но с должным пиететом показали «Пламенеющих созданий» Джека Смита, «Кровососущих уродов» Майкла Рида и просто «Уродов» Тода Браунинга. Приехал (и уехал) человек-косичка Стивен Сигал, на пресс-конференции приятно порадовавший своим желанием разговаривать исключительно о кино и философии (к слову, было довольно обидно, что Сигал был лишен возможности представить публике не только себя самого, но и свое творчество -- последняя на сегодня картина с его участием, вышедшая на видео под названием «Ни жив ни мертв» и отрецензированная не так давно газетой «Время новостей», вполне достойна широкого и даже фестивального экрана). Полный зал (народу, ей-ей, было больше, чем на Гринуэе) собрал долгожданный и оправдавший все возможные надежды «Бумер» Петра Буслова. Фестивальные программы подошли к логическому концу, но о показанных вне конкурса фильмах забывать не стоит: главные хиты в самом скором времени станут относительно доступны. И несколько названий имеет смысл взять на карандаш уже сейчас: нижеупомянутые фильмы куплены для отечественного проката. Все они шедевры высшей пробы, бьющие в самое яблочко. Надо только выучиться ждать.

«Отчуждение». Турция, 2002, режиссер Нури Белге Джейлан. Медитативная картина турецкого неоклассика, открытого в 1997 году на Берлинском кинофестивале и увенчанного нынешним Канном. К тому моменту, как фильм добрался до Москвы, «Отчуждение» успело обрасти невеселой жизненной фактурой: исполнитель одной из двух главных ролей Мехмет Эмин Топрак (разделивший с Музаффером Оздемиром каннский приз за лучшую мужскую роль) погиб в автокатастрофе. «Отчуждение», засыпанное незапланированным в сценарии снегом и длящееся куда дольше фактических часа пятидесяти, -- история взаимоотношений разведенного стамбульского фотографа Махмута и его дальнего родственника брата Юсуфа, приехавшего попытать счастья в местном порту, а вместо этого шатающегося по улицам и разглядывающего чужих женщин. Впрочем, слово «история» для обозначения происходящего на экране подходит не лучшим образом. Джейлану, как никому, удалось показать ситуацию, в которой практически ничего не происходит, и тем не менее все понятно без слов (а с какого-то момента и без дел). Фильм утомляет, выводит из себя статичными длиннотами, его то и дело хочется переключить (как Махмут, наблюдающий по телевизору за невыносимо длинным проездом из тарковского «Сталкера», щелкает пультом и настраивается на дешевую эротику), он кажется скучным... до тех пор, пока не проходит два-три дня, и становится понятно, что это выдающееся произведение искусства. Его удивительным образом начинает не хватать. Так, как только и может не хватать внезапно уехавшего дальнего родственника, приезжавшего в бесконечно растянувшиеся гости и вроде бы нарушающего привычный уклад жизни.

«Нашествие варваров». Канада--Франция, 2003, режиссер Дени Аркан. Спустя 16 лет Дени Аркан вернулся к героям своего «Падения американской империи». Результатом и стал этот фильм, показанный в ночь закрытия последнего Каннского фестиваля (где он на триста процентов заслуженно получил приз за лучший сценарий и лучшую женскую роль Мари Жозе-Кроз). Это похожее на стихи Иосифа Бродского кино -- явление потрясающей силы и чистоты, каких давно не было (пожалуй, со времен собственно аркановского «Падения»). Постаревшие осколки «империи разбитых сердец» собираются у смертного одра писателя Реми (Реми Жерар), чтобы подвести итоги и раствориться в общепримиряющем катарсисе ухода, в «золотой дозе» искусственного кайфа, лишь отдаленно, но все-таки напоминающего подлинное счастье. Уместно говорливое, изумительно сыгранное, временами гомерически смешное и неизменно точное «Нашествие варваров» отмечено как минимум двумя эпизодами, на которых не стыдно плакать. Но печаль светла и обещает встречу впереди. «Ты умеешь плакать -- ты скоро умрешь»... Стихотворение, начинавшееся с этих строк, называлось, если кто помнит, «Оптимизм». Что и требовалось доказать. Фильм Аркана в отличие от большинства картин об умирании лишен всяческого пафоса, в том числе и пафоса беспафосности, на котором поскользнулся каннский лауреат Нанни Моретти со своей «Комнатой сына». Разрывным патроном «Вторжение» попадает в то самое место, что раньше называлось душой. Анализировать фильм, пользуясь инструментарием обычного киноведческого разбора, невозможно, как вряд ли придет в голову написать репортаж с поминок близкого человека. Но смотреть его -- хотя бы один раз -- необходимо. После показанной на прошлом ММКФ «Звездной болезни» -- блистательной, но холодноватой -- Аркан вернулся в большое кино самым настоящим, необсуждаемым классиком. Фильм нобелевского уровня -- если бы за фильмы, как за стихи, давали соответствующую премию.

«Боулинг для Колумбины». США, 2002, режиссер Майкл Мур. Лауреат последнего «Оскара» за лучший документальный фильм -- язвительное, вменяемое и парадоксально патриотичное высказывание корпулентного мизантропа Мура. Лохматый и бородатый толстяк, который очень не любит Джорджа Буша-младшего, пытается разобраться, почему сколько угодно этажная Америка так любит оружие и не связана ли эта пламенная страсть с эскалацией повседневного насилия, вылившегося в спонтанные расстрелы школьников их собственными одноклассниками. Мур некорректно интервьюирует Чарльтона Хестона -- звезду Голливуда и председателя американского общества владельцев огнестрельного оружия; прогуливается по стрельбищу вместе с истыми американцами из отрядов самообороны, для которых винтовка -- это праздник; без стука заходит в дома к обыкновенным канадцам (кои владеют не меньшим количеством стволов, чем их соединенно-штатные соседи, но при этом почему-то не имеют привычки запирать свои жилища и ничего не боятся)... А самым вменяемым человеком современной Америки оказывается, как ни странно, всевечное пугало Мэрилин Мэнсон. «Боулинг» оставляет большинство вопросов без ответов. Но сами вопросы ставит так, что все становится предельно ясно. Почти наверняка позиция Мура уязвима: в некоторых местах он совершенно очевидно передергивает факты и время от времени перегибает палку (всему этому посвящена доступная в Интернете любопытная антимуровская статья «Правда о «Боулинге для Колумбины») -- но жутковато-роскошный подбор материала и неподдельная искренность (чтобы в ней убедиться, стоит хотя бы раз увидеть часто появляющееся в кадре режиссерское лицо) отменяют все возможные претензии.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  30.06.2003
Королевский балет угощал публику в основном балетами Макмиллана, но порадовал Аштоном
Королевский балет Великобритании вчера закончил свои выступления в Большом театре -- снова, как и в день открытия гастролей, был гала-концерт, но в этот раз часть пар были смешанными, русско-английскими. Жители островов не появлялись в Москве почти пятнадцать лет; прошлый раз их загнали в Театр оперетты, да и вообще Отечеству было не до балета, так что та гастроль была скомкана. Нынешний визит -- в честь 450-летия установления дипломатических отношений России и Англии -- был пышен, продюсер гастролей «Росинтерфест» расстарался вовсю, и англичане решили показать то, чем более всего гордятся. Начали с русского «Лебединого озера», но после него танцевали в основном балеты своего главного любимца -- Кеннета Макмиллана... >>
  • //  30.06.2003
Внеконкурсная программа XXV ММКФ. Часть 2
Все, чему на фестивале суждено было произойти, -- произошло, «случилось и получилось». В рамках обратившегося на сей раз к трэш-культуре «Медиафорума» негромко, но с должным пиететом показали «Пламенеющих созданий» Джека Смита, «Кровососущих уродов» Майкла Рида и просто «Уродов» Тода Браунинга. Приехал (и уехал) человек-косичка Стивен Сигал, на пресс-конференции приятно порадовавший своим желанием разговаривать исключительно о кино и философии (к слову, было довольно обидно, что Сигал был лишен возможности представить публике не только себя самого, но и свое творчество -- последняя на сегодня картина с его участием, вышедшая на видео под названием «Ни жив ни мертв» и отрецензированная не так давно газетой «Время новостей», вполне достойна широкого и даже фестивального экрана)... >>
  • //  30.06.2003
Архитектор-лауреат рассказывает о том, каким он видит будущее здание
Своим блеском Санкт-Петербург во многом обязан присутствию в городской ткани позолоченных венчаний. Такая сценография в масштабах города не может обойти своим вниманием Мариинский театр. Расположенный в сердце Петербурга, в солнечном сплетении его каналов и улиц, новый Мариинский театр должен помнить о своих корнях и быть обращенным в будущее. Этот союз истории и современности вызвал к жизни концепцию архитектуры, которая предоставляет театру наилучшую организацию его функциональных процессов и наиболее ярко символизирует Оперное Искусство... >>
  • //  30.06.2003
В Москве выступил Венский филармонический оркестр
Не избалованной в отношении хорошей музыки летней Москве в минувший четверг выпало почти сказочное счастье в виде единственного концерта Венского филармонического оркестра -- за что, как ни парадоксально, нужно было благодарить Петербург, в честь 300-летия которого Валерий Гергиев зазвал в обе столицы легендарных музыкантов. По существу, сам факт концерта лучшего оркестра мира можно было счесть выдающимся и ограничиться справедливой похвалой первого маэстро Государства Российского; однако безупречность предстоящего события была подвергнута сомнению в связи с весьма необычным выбором программы. Маэстро Гергиев и венские филармоники выбрали для своего российского мини-турне двух композиторов, которые при нормальных условиях вряд ли когда-нибудь оказались бы соседями -- Иоганна Штрауса (скромное ассорти вальсов и полек) и Чайковского (Шестая симфония). Точнее говоря, балетные сюиты Чайковского вполне импонировали бы венским миниатюрам «короля вальсов», но выбор последнего и одного из трагичных опусов композитора многих поставил в тупик... >>
  • //  30.06.2003
На Московском кинофестивале подвели итоги
На ММКФ случился забавный казус. Фестивальная публика и критика вот уже второй год оценивает конкурсную программу положительно, подчеркивая, как заслугу отборщиков, что многие картины можно смотреть без скуки, а некоторые так и с удовольствием. В то же время жюри, как никогда представительное, именно в этом году открыто заявило о своем недовольстве уровнем конкурса. В общем жюри понять можно -- публика все-таки фильмы выбирала и, ориентируясь на имена и славу национальных кинематографий, ходила на самое интересное. В то время как члены жюри от начала до конца вынуждены были отсидеть все девятнадцать положенных просмотров. Тем не менее их окончательный вердикт почти полностью совпал с общественным мнением. Только один фильм никто особо не ждал, а именно его и выбрало жюри как лучший... >>
  • //  30.06.2003
Проекту -- победителю конкурса на реконструкцию знаменитого театра еще предстоит хождение по инстанциям
В субботу в Петербурге были подведены итоги международного архитектурного конкурса на проект нового здания Мариинского театра. Победителем конкурса объявлена студия французского архитектора Доминика Перро... >>
  • //  30.06.2003
К балету: В роли кронпринца Рудольфа -- Йоханн Кобборг, в роли Марии Вечора -- Мара Галеацци. Сцена из балета "Маейерлинг" >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ