N°116
30 июня 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  30.06.2003
«Ткем золоченую сень»
Архитектор-лауреат рассказывает о том, каким он видит будущее здание

версия для печати
Своим блеском Санкт-Петербург во многом обязан присутствию в городской ткани позолоченных венчаний. Такая сценография в масштабах города не может обойти своим вниманием Мариинский театр. Расположенный в сердце Петербурга, в солнечном сплетении его каналов и улиц, новый Мариинский театр должен помнить о своих корнях и быть обращенным в будущее. Этот союз истории и современности вызвал к жизни концепцию архитектуры, которая предоставляет театру наилучшую организацию его функциональных процессов и наиболее ярко символизирует Оперное Искусство.

Монументальный ряд главных сооружений Санкт-Петербурга пополнится золоченой сенью новой оперы, не повторяющей форму самого здания. Она коконом обволакивает его стены, не касаясь ни их, ни берегов канала. Она взлетает над залами воздушным куполом, укрывая собой единый гигантский объем. Как светоносная одежда, она широко развевается «вокруг тела», оставляя свободные, открытые городу пространства и продлевая их в интерьере цепочкой фойе, роскошной галереей, связывающей главную и малую сцены, рестораны, бутики, кафе et ctr.

Благодаря этой дистанции между оболочкой и строением его верхние уровни превращаются в террасы, балконы, бельведеры. Они парят над крышами города, чьи картины проникают сквозь оболочку. Верхние уровни театра открыты для всех желающих днем и ночью, во время спектаклей и репетиций, монтажа и демонтажа декораций. Они представляют собой зримую и доступную для посещений вершину айсберга, где прогуливаются, встречаются и назначают свидания -- в Опере.

Такая открытость и проницаемость архитектуры ничуть не лишает мистерию оперы ее тайны. Сквозь золотую маску мы проникаем в импозантный объем черного мрамора, где обнаруживаем большой зрительный зал, мифологическое место, всегда пышное, вечно поражающее. Здесь золото и пурпур смешиваются в огромной фреске, окрашивая собой кресла, балконы, стены и плафон зала. Создание этой фрески как ландшафта, где каждый занимает свое место, превращает зрителей в актеров, декорацию -- в ожившую картину, лирику -- в фантасмагорию.

За всем этим, как за расшитым занавесом, скрывается «орудие» оперы. Один из навесов «кокона» приоткрывает вид на всю совокупность фабрики зрелищ: подъезд для грузовиков, служебный вход, проход к репетиционным залам и обеим сценам в виде крытого атриума, обширные технологические пространства, бюро, грим-уборные и наконец балетный зал.

В этом крыле все организовано рационально; от продольного «спинного хребта» здания лежит прямой и короткий путь к каждому из помещений. Главное коммуникационное пространство, своего рода внутренняя улица для персонала и VIP-гостей -- настоящий «позвоночник» театрального организма, на котором держится вся его функциональная структура.

Благодаря продуманной геометрии возникает связующее звено между архитектоникой старого театра и пластическим строем близлежащих улиц. Своеобразие архитектурного письма фасадов нового здания обусловлено желанием приблизить его к Мариинке на другом берегу и интегрировать его в ткань города с ее площадями, улицами и каналами. Контакт с существующей Оперой носит не только визуальный, но и физический характер: из золотого кокона выдвигается телескопический мост к историческому фасаду по ту сторону канала. Фойе старой и новой Оперы можно соединить подземным переходом -- такое решение представляется вполне реалистичным. Таким образом, канонический вид на барочный храм святого Николая Чудотворца будет сохранен, и панорамы вдоль канала останутся нетронутыми.

Появление/Исчезновение -- суть вечная сценография оперы с ее артистами, декорациями, музыкой и либретто.

Присутствие/Отсутствие нашли свое отражение в архитектуре, вписывающейся в исторический силуэт и скрывающейся под золотой маской.

Традиции и современность сочетаются в способе интеграции нового в исторический центр города, при котором его очевидная красота не утрачивает своего мистического ореола.

Форма и функция вызывают к жизни рациональный и гибкий организм, чей архитектурный образ символически доказывает, что лирика еще возможна в современной культуре.
Доминик ПЕРРО, май 2003 года Материал предоставлен журналом «AD»

  КУЛЬТУРА  
  • //  30.06.2003
Королевский балет угощал публику в основном балетами Макмиллана, но порадовал Аштоном
Королевский балет Великобритании вчера закончил свои выступления в Большом театре -- снова, как и в день открытия гастролей, был гала-концерт, но в этот раз часть пар были смешанными, русско-английскими. Жители островов не появлялись в Москве почти пятнадцать лет; прошлый раз их загнали в Театр оперетты, да и вообще Отечеству было не до балета, так что та гастроль была скомкана. Нынешний визит -- в честь 450-летия установления дипломатических отношений России и Англии -- был пышен, продюсер гастролей «Росинтерфест» расстарался вовсю, и англичане решили показать то, чем более всего гордятся. Начали с русского «Лебединого озера», но после него танцевали в основном балеты своего главного любимца -- Кеннета Макмиллана... >>
  • //  30.06.2003
Внеконкурсная программа XXV ММКФ. Часть 2
Все, чему на фестивале суждено было произойти, -- произошло, «случилось и получилось». В рамках обратившегося на сей раз к трэш-культуре «Медиафорума» негромко, но с должным пиететом показали «Пламенеющих созданий» Джека Смита, «Кровососущих уродов» Майкла Рида и просто «Уродов» Тода Браунинга. Приехал (и уехал) человек-косичка Стивен Сигал, на пресс-конференции приятно порадовавший своим желанием разговаривать исключительно о кино и философии (к слову, было довольно обидно, что Сигал был лишен возможности представить публике не только себя самого, но и свое творчество -- последняя на сегодня картина с его участием, вышедшая на видео под названием «Ни жив ни мертв» и отрецензированная не так давно газетой «Время новостей», вполне достойна широкого и даже фестивального экрана)... >>
  • //  30.06.2003
Архитектор-лауреат рассказывает о том, каким он видит будущее здание
Своим блеском Санкт-Петербург во многом обязан присутствию в городской ткани позолоченных венчаний. Такая сценография в масштабах города не может обойти своим вниманием Мариинский театр. Расположенный в сердце Петербурга, в солнечном сплетении его каналов и улиц, новый Мариинский театр должен помнить о своих корнях и быть обращенным в будущее. Этот союз истории и современности вызвал к жизни концепцию архитектуры, которая предоставляет театру наилучшую организацию его функциональных процессов и наиболее ярко символизирует Оперное Искусство... >>
  • //  30.06.2003
В Москве выступил Венский филармонический оркестр
Не избалованной в отношении хорошей музыки летней Москве в минувший четверг выпало почти сказочное счастье в виде единственного концерта Венского филармонического оркестра -- за что, как ни парадоксально, нужно было благодарить Петербург, в честь 300-летия которого Валерий Гергиев зазвал в обе столицы легендарных музыкантов. По существу, сам факт концерта лучшего оркестра мира можно было счесть выдающимся и ограничиться справедливой похвалой первого маэстро Государства Российского; однако безупречность предстоящего события была подвергнута сомнению в связи с весьма необычным выбором программы. Маэстро Гергиев и венские филармоники выбрали для своего российского мини-турне двух композиторов, которые при нормальных условиях вряд ли когда-нибудь оказались бы соседями -- Иоганна Штрауса (скромное ассорти вальсов и полек) и Чайковского (Шестая симфония). Точнее говоря, балетные сюиты Чайковского вполне импонировали бы венским миниатюрам «короля вальсов», но выбор последнего и одного из трагичных опусов композитора многих поставил в тупик... >>
  • //  30.06.2003
На Московском кинофестивале подвели итоги
На ММКФ случился забавный казус. Фестивальная публика и критика вот уже второй год оценивает конкурсную программу положительно, подчеркивая, как заслугу отборщиков, что многие картины можно смотреть без скуки, а некоторые так и с удовольствием. В то же время жюри, как никогда представительное, именно в этом году открыто заявило о своем недовольстве уровнем конкурса. В общем жюри понять можно -- публика все-таки фильмы выбирала и, ориентируясь на имена и славу национальных кинематографий, ходила на самое интересное. В то время как члены жюри от начала до конца вынуждены были отсидеть все девятнадцать положенных просмотров. Тем не менее их окончательный вердикт почти полностью совпал с общественным мнением. Только один фильм никто особо не ждал, а именно его и выбрало жюри как лучший... >>
  • //  30.06.2003
Проекту -- победителю конкурса на реконструкцию знаменитого театра еще предстоит хождение по инстанциям
В субботу в Петербурге были подведены итоги международного архитектурного конкурса на проект нового здания Мариинского театра. Победителем конкурса объявлена студия французского архитектора Доминика Перро... >>
  • //  30.06.2003
К балету: В роли кронпринца Рудольфа -- Йоханн Кобборг, в роли Марии Вечора -- Мара Галеацци. Сцена из балета "Маейерлинг" >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ