N°116
30 июня 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  30.06.2003
Счастливая ничья
В Москве выступил Венский филармонический оркестр

версия для печати
Не избалованной в отношении хорошей музыки летней Москве в минувший четверг выпало почти сказочное счастье в виде единственного концерта Венского филармонического оркестра -- за что, как ни парадоксально, нужно было благодарить Петербург, в честь 300-летия которого Валерий Гергиев зазвал в обе столицы легендарных музыкантов. По существу, сам факт концерта лучшего оркестра мира можно было счесть выдающимся и ограничиться справедливой похвалой первого маэстро Государства Российского; однако безупречность предстоящего события была подвергнута сомнению в связи с весьма необычным выбором программы. Маэстро Гергиев и венские филармоники выбрали для своего российского мини-турне двух композиторов, которые при нормальных условиях вряд ли когда-нибудь оказались бы соседями -- Иоганна Штрауса (скромное ассорти вальсов и полек) и Чайковского (Шестая симфония). Точнее говоря, балетные сюиты Чайковского вполне импонировали бы венским миниатюрам «короля вальсов», но выбор последнего и одного из трагичных опусов композитора многих поставил в тупик. Оба автора оказались в оппозиции друг к другу: более того, такая расстановка сил обещала негласное единоборство между дирижером, признанным интерпретатором именно Шестой симфонии, и оркестром, которому нет равных в исполнении штраусовских миниатюр.

Посла того как в финале вечера смолкли последние звуки «Патетической», стало ясно, что поединок закончился ничьей. Каждая из сторон сохранила свои преимущества. Вышедшие на сцену музыканты, каждый из которых был облачен в роскошный фрак, принесли с собою ощущение совершенно другой жизни, беззаботной и пьянящей, как хорошее шампанское: слушая Штрауса в оригинальной венской версии, можно было легко себе вообразить просторный бальный зал и скользящие по блестящему паркету пары. В этом репертуаре, фактически запатентованном венцами благодаря их знаменитым новогодним концертам, им не суждено, вероятно, когда-либо обрести достойных соперников -- избегая всякой приторности и кича, они мчались, подгоняемые ритмами вальсов и полек, столь изящно и непринужденно, что невольно возникала мысль, что дирижер им в общем-то и не нужен. Не то чтобы Гергиев чувствовал себя чужим на этом празднике жизни -- просто он мудро полагался на многолетний опыт музыкантов, будучи в авангарде этой танцевальной процессии, но совершенно не претендуя на то, чтобы как-то по-новому вычерчивать их хореографический контур. Даже после этого любопытного опыта в «легком жанре» Гергиева трудно будет представить в роли веселого кутилы на венском новогоднем концерте, однако то, с какой легкостью он, предпочитающий быть лидером везде и во всем, принял правила чужой игры, достойно искреннего восхищения.

В Чайковском расстановка сил изменилась и не только потому, что здесь Гергиев вышел на первый план. Оркестру, наконец, выпала долгожданная возможность показать то, за что его называют первым из первых во всем мире, -- свою культуру звука. Венцы не разочаровали, хотя утверждения завсегдатаев их концертов о том, что духовые в этом легендарном ансамбле уступают струнным, оказались абсолютной правдой. Ощущения от игры струнников действительно трудно адекватно воспроизвести в словах -- когда от одного пиццикато контрабасов по залу проходит электрический разряд, а от лиричной темы Вальса в «Патетической» немного кружится голова. Венцы культивируют звук кристальной чистоты и благородства, окутывающий со всех сторон и полностью подчиняющий себе, что весьма кстати пришлось в лирических эпизодах симфонии. Когда же обжигающая гергиевская энергия начинает «выкипать», то они отдают залу тутти такой мощи, что кажется, что тебя сносит звуковой волной. Именно эта избыточность, при которой полностью прозвучена каждая секунда музыкального сюжета, способна была в две минуты положить на лопатки любого. В первой части и трагическом финале-эпитафии темные краски были предельно сгущены, тем более ослепительным вышел бравурный Вальс-скерцо, после которого зал непроизвольно зашелся в овациях.

Наверное, тем, кто ожидал какой-то принципиально новой концепции этого хрестоматийного опуса, и пришлось остаться не до конца удовлетворенными -- на сей раз Гергиев просто демонстрировал силу и профессиональный блеск своих подопечных, что и стало главным подарком публике. Ибо следующего раза, когда Большой зал Консерватории до краев наполнит уникальный венский звук, придется ждать еще очень долго.
Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ

  КУЛЬТУРА  
  • //  30.06.2003
Королевский балет угощал публику в основном балетами Макмиллана, но порадовал Аштоном
Королевский балет Великобритании вчера закончил свои выступления в Большом театре -- снова, как и в день открытия гастролей, был гала-концерт, но в этот раз часть пар были смешанными, русско-английскими. Жители островов не появлялись в Москве почти пятнадцать лет; прошлый раз их загнали в Театр оперетты, да и вообще Отечеству было не до балета, так что та гастроль была скомкана. Нынешний визит -- в честь 450-летия установления дипломатических отношений России и Англии -- был пышен, продюсер гастролей «Росинтерфест» расстарался вовсю, и англичане решили показать то, чем более всего гордятся. Начали с русского «Лебединого озера», но после него танцевали в основном балеты своего главного любимца -- Кеннета Макмиллана... >>
  • //  30.06.2003
Внеконкурсная программа XXV ММКФ. Часть 2
Все, чему на фестивале суждено было произойти, -- произошло, «случилось и получилось». В рамках обратившегося на сей раз к трэш-культуре «Медиафорума» негромко, но с должным пиететом показали «Пламенеющих созданий» Джека Смита, «Кровососущих уродов» Майкла Рида и просто «Уродов» Тода Браунинга. Приехал (и уехал) человек-косичка Стивен Сигал, на пресс-конференции приятно порадовавший своим желанием разговаривать исключительно о кино и философии (к слову, было довольно обидно, что Сигал был лишен возможности представить публике не только себя самого, но и свое творчество -- последняя на сегодня картина с его участием, вышедшая на видео под названием «Ни жив ни мертв» и отрецензированная не так давно газетой «Время новостей», вполне достойна широкого и даже фестивального экрана)... >>
  • //  30.06.2003
Архитектор-лауреат рассказывает о том, каким он видит будущее здание
Своим блеском Санкт-Петербург во многом обязан присутствию в городской ткани позолоченных венчаний. Такая сценография в масштабах города не может обойти своим вниманием Мариинский театр. Расположенный в сердце Петербурга, в солнечном сплетении его каналов и улиц, новый Мариинский театр должен помнить о своих корнях и быть обращенным в будущее. Этот союз истории и современности вызвал к жизни концепцию архитектуры, которая предоставляет театру наилучшую организацию его функциональных процессов и наиболее ярко символизирует Оперное Искусство... >>
  • //  30.06.2003
В Москве выступил Венский филармонический оркестр
Не избалованной в отношении хорошей музыки летней Москве в минувший четверг выпало почти сказочное счастье в виде единственного концерта Венского филармонического оркестра -- за что, как ни парадоксально, нужно было благодарить Петербург, в честь 300-летия которого Валерий Гергиев зазвал в обе столицы легендарных музыкантов. По существу, сам факт концерта лучшего оркестра мира можно было счесть выдающимся и ограничиться справедливой похвалой первого маэстро Государства Российского; однако безупречность предстоящего события была подвергнута сомнению в связи с весьма необычным выбором программы. Маэстро Гергиев и венские филармоники выбрали для своего российского мини-турне двух композиторов, которые при нормальных условиях вряд ли когда-нибудь оказались бы соседями -- Иоганна Штрауса (скромное ассорти вальсов и полек) и Чайковского (Шестая симфония). Точнее говоря, балетные сюиты Чайковского вполне импонировали бы венским миниатюрам «короля вальсов», но выбор последнего и одного из трагичных опусов композитора многих поставил в тупик... >>
  • //  30.06.2003
На Московском кинофестивале подвели итоги
На ММКФ случился забавный казус. Фестивальная публика и критика вот уже второй год оценивает конкурсную программу положительно, подчеркивая, как заслугу отборщиков, что многие картины можно смотреть без скуки, а некоторые так и с удовольствием. В то же время жюри, как никогда представительное, именно в этом году открыто заявило о своем недовольстве уровнем конкурса. В общем жюри понять можно -- публика все-таки фильмы выбирала и, ориентируясь на имена и славу национальных кинематографий, ходила на самое интересное. В то время как члены жюри от начала до конца вынуждены были отсидеть все девятнадцать положенных просмотров. Тем не менее их окончательный вердикт почти полностью совпал с общественным мнением. Только один фильм никто особо не ждал, а именно его и выбрало жюри как лучший... >>
  • //  30.06.2003
Проекту -- победителю конкурса на реконструкцию знаменитого театра еще предстоит хождение по инстанциям
В субботу в Петербурге были подведены итоги международного архитектурного конкурса на проект нового здания Мариинского театра. Победителем конкурса объявлена студия французского архитектора Доминика Перро... >>
  • //  30.06.2003
К балету: В роли кронпринца Рудольфа -- Йоханн Кобборг, в роли Марии Вечора -- Мара Галеацци. Сцена из балета "Маейерлинг" >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ