N°66
15 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  16.04.2002
Где мы были до 1920 года
Издан каталог раннего российского кино

версия для печати
Словосочетание «российское кино», между прочим, применимо не только к перестроечным фильмам-ублюдкам и нынешним сомнительным картинам, но и к первому десятилетию нашей киноистории, начавшейся с «Понизовой вольницы» (1908). Даже специалисты порой могут вспомнить из этой эпохи разве что «Отца Сергия» Якова Протазанова с Иваном Мозжухиным в главной роли, что уж говорить об остальных. «Великий кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908--1919)» -- так называется фундаментальный труд, вышедший в издательстве «Новое литературное обозрение» (составители В. Иванова, В. Мыльникова С. Сковородникова, Ю. Цивьян, Р. Янгиров). Фильмов этих более трехсот -- от лубочной «Вольницы» до анонимной агитки «Зверства большевиков перед сдачей Киева». В первую очередь это справочник для киноведов. Во вторую -- культурологический проект, удачная попытка представить историю раннего российского кино глазами людей, проживших и сотворивших эту историю: каждая статья представляет собой тщательно подобранные отклики в прессе, фрагменты воспоминаний и другие материалы о том или ином фильме. И наконец в третью, но не в последнюю очередь «Великий кинемо» -- это занимательное чтение для любопытного, очень любопытного неспециалиста.

Этот самый неспециалист, открыв пятисот-с-лишком-страничный каталог, сможет узнать, например, о том, что мнение о преувеличенной и суетливой игре актеров немого кино к нам не относится. Русское кино, выросшее из отечественной литературы и мхатовских пауз, было медлительным, меланхоличным, «психологическим». Называлось все это чудным термином «тормозная школа». Так же часто, как команда «начали!», звучали на съемочной площадке странные для сегодняшнего слуха команды «пауза!», «глаза!». Актеры предпочитали играть сложные эмоциональные переходы одним дублем, без монтажных склеек -- это был высший шик актерского мастерства. А критики снисходительно писали об американском «кинематографе движения» и противопоставляли ему русскую статичную «глубину». Еще одно любопытное отличие российского дореволюционного кино -- склонность к трагическим финалам. До революции российские фильмы частенько снимались в двух версиях -- слезливой, милой чувствительному сердцу отечественного зрителя, и счастливой, с хэппи-эндом, для зрителя западного.

Краткий, но информативный раздел -- биографии. Выбрано всего 17 персоналий, но каких -- Холодная, Ханжонков, Дранков, Мозжухин... Самая интересная статья -- о Евгении Бауэре, режиссере и операторе, заново «открытом» в последние годы историками кино. Бауэр не только своеобразно преломил в своем творчестве идеи модерна (он дружил и работал со знаменитым архитектором Шехтелем), но и предложил новые схемы освещения, как принято выражаться, опередившие свое время. В частности, он впервые применил в кино контровой свет (подсветку сзади), придал объем и таинственность плоской «картинке», которая возникала при использовании стандартного верхнего освещения.

И наконец, список названий старых российских фильмов можно читать как стихи. «Вот так поцелуй», «Месть кинематографического оператора», «Один насладился, другой расплатился», «Всколыхнулась Русь сермяжная и грудью стала за святое дело», «Как дошла ты до жизни такой», «Сатана ликующий»... Это, кончено, не список кораблей из «Илиады», но тоже вещь в своем роде чрезвычайно занимательная.
Арина ИНОЗЕМЦЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  15.04.2002
Уникальная копия «Черного квадрата» все-таки была продана на аукционе «Гелоса»
Сенсации не произошло. 13 апреля 2002 года «Черный квадрат» Казимира Малевича, принадлежавший обанкротившемуся Инкомбанку, продан не был. Он не был даже выставлен на торги в аукционном доме «Гелос» вместе с так называемой «основной» частью собрания. Более того, как-то внезапно выяснилось, что никто и не собирался продавать шедевр (по крайней мере вчера), и уже в каталоге этой самой основной части коллекции указано, что дата продажи «Квадрата» будет объявлена дополнительно... >>
  • //  16.04.2002
Римас Туминас поставил в Театре им. Вахтангова бессмертную комедию Гоголя
Нет в Москве другого театра, столь упорно и добросовестно старающегося привлечь на свою сцену передовую режиссерскую мысль, как Театр Вахтангова. Мало того что здесь идут спектакли Петра Фоменко, Адольфа Шапиро, Владимира Мирзоева и Евгения Марчелли. Руководство Вахтанговского -- страшно вымолвить -- вело переговоры о постановках с таким радикально-скандальным режиссером, как Андрей Жолдак, и таким бескомпромиссным апологетом медитативного театра, как Клим. Переговоры в силу разных причин не увенчались успехом, но для академического театра это не просто смелые поступки. Это почти подвиг. Тут остается только восхищенно вздохнуть, склонить голову, снять шляпу и с грустью констатировать, что привлечение продвинутых режиссеров далеко не всегда гарантирует успех... >>
  • //  16.04.2002
Издан каталог раннего российского кино
Словосочетание «российское кино», между прочим, применимо не только к перестроечным фильмам-ублюдкам и нынешним сомнительным картинам, но и к первому десятилетию нашей киноистории, начавшейся с «Понизовой вольницы» (1908). Даже специалисты порой могут вспомнить из этой эпохи разве что «Отца Сергия» Якова Протазанова с Иваном Мозжухиным в главной роли, что уж говорить об остальных. «Великий кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908--1919)» -- так называется фундаментальный труд, вышедший в издательстве «Новое литературное обозрение» (составители В. Иванова, В. Мыльникова С. Сковородникова, Ю. Цивьян, Р. Янгиров). Фильмов этих более трехсот -- от лубочной «Вольницы» до анонимной агитки «Зверства большевиков перед сдачей Киева»... >>
  • //  15.04.2002
В минувшее воскресенье в Сеуле скончался дирижер Большого театра Марк Эрмлер. Во время репетиции с Сеульским филармоническим оркестром 69-летний музыкант потерял сознание... >>
  • //  15.04.2002
В Москве прошли «дни Бодрийяра»
Главное событие Фотобиеннале -- визит знаменитого философа-постструктуралиста Жана Бодрийяра (Baudrillard). Автор нашумевших в недалеком прошлом трудов «Символический обмен и смерть» (1976), «Симулякры и симуляции» (1981), «Америка» (1986) представил свой фотопроект «Убийство изображения». Днем позже Бодрийяр прочитал на эту тему лекцию... >>
  • //  15.04.2002
Фильм «Займемся любовью» вышел в широкий прокат
В «молодежной истории» Дениса Евстигнеева нет ничего, чем славятся заокеанские тинейджерские комедии, которым фильм «Займемся любовью» должен, по идее, составить долгожданную конкуренцию. Здесь никто не занимается рукоблудием, не выпускает громоподобно газы, не использует телесные выделения вместо геля для волос. Даже обнаженной натуры не так уж и много: вместо вулканической подростковой похабщины на экране правят бал «забавные, трогательные и неожиданные ситуации». Так что по всему видно: заокеанскому похотливому дебилизму дан достойный отпор... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика