N°66
15 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  15.04.2002
Больше квадратов -- хороших и одинаковых
Уникальная копия «Черного квадрата» все-таки была продана на аукционе «Гелоса»

версия для печати
Сенсации не произошло. 13 апреля 2002 года «Черный квадрат» Казимира Малевича, принадлежавший обанкротившемуся Инкомбанку, продан не был. Он не был даже выставлен на торги в аукционном доме «Гелос» вместе с так называемой «основной» частью собрания. Более того, как-то внезапно выяснилось, что никто и не собирался продавать шедевр (по крайней мере вчера), и уже в каталоге этой самой основной части коллекции указано, что дата продажи «Квадрата» будет объявлена дополнительно. Затем последовали и другие объяснения (письменные, на официальных бланках Министерства культуры, Инкомбанка и «Гелоса») отсутствия «Квадрата» на вчерашних торгах. Из одного следовало, что он находится на экспертизе в Эрмитаже и приехать не успел. Из второго, что на шедевр претендует государство, которое даже имеет преимущественное право на его покупку (до сих пор считалось, что, несмотря на внушительные долги Инкомбанка российским музеям, в соответствии с законом, не они, а частные кредиторы стоят в очереди за долгами первыми). Осталось неясным, как все объяснения согласуются друг с другом, зачем понадобились дополнительные экспертизы картины, подлинность которой подтверждена многократно весьма солидными экспертами, а также почему «Квадрат» активно используют в каталоге аукциона и его рекламе, если продавать не хотят (или не могут).

Украшенный отсутствовавшим на аукционе (по уважительной причине?) «Черным квадратом» каталог, на зависть известнейшим аукционным домам, включал еще два произведения Малевича -- «Автопортрет» и «Портрет жены». Картины были проданы за 600 000 и 90 000 долларов соответственно. По сведениям газеты «Время новостей», они украсят Московский музей современного искусства, и страхи о бесследном исчезновении шедевров в лапах таинственных частных коллекционеров не оправданы. Борьба за картины Надежды Удальцовой, Роберта Фалька, Давида Бурлюка, Архистарха Лентулова завершилась продажей по вполне приличным и сопоставимым с западными ценам. Самым дорогим лотом после картин Малевича оказался великолепный пейзаж Удальцовой (его цена поднялась в 11 раз -- с 5000 до 55 000 долларов).

Парадоксы отечественного культурного сознания особенно ярко проявились при продаже фотографий по ценам, явно превышающим разумные. За виды Москвы конца прошлого века боролись всерьез, и цены зашкаливали за тысячу долларов. Еще дороже (до 3 тысяч долларов) покупали современные отпечатки с авторских негативов Александра Родченко с фрагментами храма Христа Спасителя. Главным любителем исторических видов был представитель Московского музея современного искусства (директор -- Зураб Церетели). Он же был одним из основных покупателей современной части коллекции Инкомбанка. Именно с ней оказались связаны маленькие скандалы инкомбанковской распродажи. Впервые со времен аукциона «Сотбис», открывшего моду на советских тогда еще художников, оказались опубликованы (пусть в несколько искаженном виде) тайные тайны -- цены на современное российское искусство. Вчера продавались картины, которые были (кем-то, оставшимся неизвестным) отобраны и включены в самую ценную, музейную часть коллекции и оценены довольно высоко. Оставшиеся вещи продавали на рядовых аукционах без огласки и каталогов. Разделение современной части коллекции на ценную и «товарную массу» никаким логическим объяснениям не поддается, зато вот цены на них отличались принципиально. В результате с первыми обращались как с произведениями искусства, а «массу» брали руками без перчаток, оставляя, к примеру, на фотографиях (соответственно объявленным ценам, по пяти долларов за штуку) видные из середины зала отпечатки пальцев. Странности отбора можно объяснить на выбор: традиционным разгильдяйством, тщательно продуманным заговором или особенностями российского художественного рынка. В пользу разгильдяйства -- комические ошибки в написании имен, путаница с техниками и безответственные цены. Дошло до того, что одно произведение было обозначено как «картина», а другое -- как «натюрморт», и в этом качестве они предлагались к продаже. Полное отсутствие информации и смешные стартовые цены продаж менее ценной части коллекции (картины приблизительно тех же художников, что вошли в «музейную», а иногда и более значительных и известных) сделали возможной скупку задешево, что свидетельствует скорее о заговоре. Особенности же нашего рынка проявились в том, что цифр никто официально не называет, и «Гелос» мог их запросто не знать (а спросить не догадались).

Занятно, что никто особенно не расстроился из-за публичного унижения уважаемых имен низкими ценами и на демпинг не обиделся. Даже кризисный управляющий Инкомбанка, вроде бы заинтересованный именно в получении возможно больших сумм, поскольку собирает деньги для раздачи долгов, остался всем доволен (видимо, и не надеялся за картинки много получить). Лафа была кратковременной: как только о распродажах заговорили (народ, привыкший жить в информационном вакууме, и без рекламы все узнал), в унылом соответствии с законами рынка появилась конкуренция, и цены стали подниматься (иногда в 100 раз, иногда в 600). В результате они оказались немного ниже галерейных (но тайных) и намного выше объявленных аукционом (будем считать, что по незнанию, а не по злому умыслу). Информации, правда, пока еще явно недостаточно, чтобы по образцу цивилизованного мира публиковать справочники с ценами последних проданных (а не подаренных) работ художников, но шаг вперед сделан.

Чтобы непонятного оставалось все же больше, под конец аукциона продавался (с благотворительной целью) специально изготовленный, совершенно новый «Черный квадрат» -- точная копия того, который проходит - сейчас экспертизу. - С использованием новейших технологий его изготовили так, что ни спереди, ни сзади, ни по размеру, ни по виду нельзя было отличить от настоящего. Обычно так изготавливают не копии, а подделки. Стоила копия недорого, зато доступно -- всего тысячу долларов. Можно было бы надеяться, что битвы вокруг «Квадрата» завершатся решением более чем соломоновым -- «по «Квадрату» в каждый дом», но отчего-то написали, что повторное воспроизведение «данной работы» невозможно. Опять непонятно, почему воспроизведение «Квадрата» возможно, а его раскрашенной копии -- нет. Как и многие другие шедевры почившего Инкомбанка (кроме настоящего «Черного квадрата»), эту смешную штучку приобрел Московский музей современного искусства.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

  КУЛЬТУРА  
  • //  15.04.2002
Уникальная копия «Черного квадрата» все-таки была продана на аукционе «Гелоса»
Сенсации не произошло. 13 апреля 2002 года «Черный квадрат» Казимира Малевича, принадлежавший обанкротившемуся Инкомбанку, продан не был. Он не был даже выставлен на торги в аукционном доме «Гелос» вместе с так называемой «основной» частью собрания. Более того, как-то внезапно выяснилось, что никто и не собирался продавать шедевр (по крайней мере вчера), и уже в каталоге этой самой основной части коллекции указано, что дата продажи «Квадрата» будет объявлена дополнительно... >>
  • //  16.04.2002
Римас Туминас поставил в Театре им. Вахтангова бессмертную комедию Гоголя
Нет в Москве другого театра, столь упорно и добросовестно старающегося привлечь на свою сцену передовую режиссерскую мысль, как Театр Вахтангова. Мало того что здесь идут спектакли Петра Фоменко, Адольфа Шапиро, Владимира Мирзоева и Евгения Марчелли. Руководство Вахтанговского -- страшно вымолвить -- вело переговоры о постановках с таким радикально-скандальным режиссером, как Андрей Жолдак, и таким бескомпромиссным апологетом медитативного театра, как Клим. Переговоры в силу разных причин не увенчались успехом, но для академического театра это не просто смелые поступки. Это почти подвиг. Тут остается только восхищенно вздохнуть, склонить голову, снять шляпу и с грустью констатировать, что привлечение продвинутых режиссеров далеко не всегда гарантирует успех... >>
  • //  16.04.2002
Издан каталог раннего российского кино
Словосочетание «российское кино», между прочим, применимо не только к перестроечным фильмам-ублюдкам и нынешним сомнительным картинам, но и к первому десятилетию нашей киноистории, начавшейся с «Понизовой вольницы» (1908). Даже специалисты порой могут вспомнить из этой эпохи разве что «Отца Сергия» Якова Протазанова с Иваном Мозжухиным в главной роли, что уж говорить об остальных. «Великий кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908--1919)» -- так называется фундаментальный труд, вышедший в издательстве «Новое литературное обозрение» (составители В. Иванова, В. Мыльникова С. Сковородникова, Ю. Цивьян, Р. Янгиров). Фильмов этих более трехсот -- от лубочной «Вольницы» до анонимной агитки «Зверства большевиков перед сдачей Киева»... >>
  • //  15.04.2002
В минувшее воскресенье в Сеуле скончался дирижер Большого театра Марк Эрмлер. Во время репетиции с Сеульским филармоническим оркестром 69-летний музыкант потерял сознание... >>
  • //  15.04.2002
В Москве прошли «дни Бодрийяра»
Главное событие Фотобиеннале -- визит знаменитого философа-постструктуралиста Жана Бодрийяра (Baudrillard). Автор нашумевших в недалеком прошлом трудов «Символический обмен и смерть» (1976), «Симулякры и симуляции» (1981), «Америка» (1986) представил свой фотопроект «Убийство изображения». Днем позже Бодрийяр прочитал на эту тему лекцию... >>
  • //  15.04.2002
Фильм «Займемся любовью» вышел в широкий прокат
В «молодежной истории» Дениса Евстигнеева нет ничего, чем славятся заокеанские тинейджерские комедии, которым фильм «Займемся любовью» должен, по идее, составить долгожданную конкуренцию. Здесь никто не занимается рукоблудием, не выпускает громоподобно газы, не использует телесные выделения вместо геля для волос. Даже обнаженной натуры не так уж и много: вместо вулканической подростковой похабщины на экране правят бал «забавные, трогательные и неожиданные ситуации». Так что по всему видно: заокеанскому похотливому дебилизму дан достойный отпор... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика