N°12
24 января 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  24.01.2002
Режиссеры ленивы и нелюбопытны
Но их перевоспитает фестиваль «Белые Столбы»

версия для печати
С 28 января по 1 февраля в Госфильмофонде России в шестой раз пройдет фестиваль архивного кино «Белые Столбы». И если большинству кинофестивалей приходится искать баланс между коммерческим кино и «кино не для всех», то фестиваль в Белых Столбах может позволить себе редкую роскошь: сосредоточиться на удовольствиях для киногурманов, оценить которые в полной мере смогут прежде всего профессионалы -- критики, киноведы, актеры, режиссеры. Сверхзадача организатора фестиваля заместителя директора Госфильмофонда Владимира Дмитриева -- «стать для молодых российских режиссеров тем же, чем была Парижская синематека Анри Ланглуа для режиссеров «новой волны». Нынешние же российские кинематографисты ленивы, нелюбопытны и смотрят лишь «плохие видеокопии». Пока они не ликвидируют свою кинематографическую безграмотность, желательно без помощи видеотехники, о хорошем кино нечего и мечтать. Дмитриев надеется, что «новая волна» в российском кино не за горами. Однако будут ли ее творцы в числе зрителей на фестивале «Белые Столбы», пока неясно.

Хотя фестиваль архивного кино и рассчитан на профессионалов, рамками узкопрофессионального мероприятия он не ограничивается. Это неудивительно: в коллекции Госфильмофонда, насчитывающей 60 тысяч фильмов, хранится столько шедевров и любопытных редкостей, что любой неравнодушный зритель найдет для себя что-то интересное.

Как всегда, большая часть программы отведена под редкие архивные ленты. Названия программ звучат интригующе. «Великие столетия» отдадут дань великим кинематографистам прошлого, которым в этом году исполнилось бы сто лет, -- Любови Орловой, Эрасту Гарину, Леониду Траубергу, Чезаре Дзаваттини, Уильяму Уайлеру. Будем надеяться, что применительно к юбиляру Лени фон Рифеншталь частица «бы» не потребуется, и она отпразднует свое столетие 22 августа 2002 года в добром здравии -- как запланировано, премьерой нового фильма. Фестиваль же отметит ее приближающийся юбилей показом романтической фантазии «Голубой свет» (1932) -- в своем режиссерском дебюте Рифеншталь выступила и как исполнительница главной роли. Другие тематические циклы -- «Расовые проблемы», «Китай близко?» (в рамках этой программы будет показан пропагандистский «Красный женский батальон», снятый в 1970 году), «Мы их глазами». Любопытно будет познакомиться со взглядом американцев на Россию в фильме 1943 года «Миссия в Москве»: он оказался настолько комплиментарным, что позднее сценарист этой картины попал в «черные списки» эпохи маккартизма. Но самой интересной и провокационной обещает быть программа «В поисках сексуальной толерантности». На фестивале покажут немецкую картину Рихарда Освальда «Иначе, чем другие» (1919), считающуюся первым в истории кино игровым фильмом о гомосексуалистах. Главную роль гомосексуалиста, который становится жертвой шантажа, сыграл великий актер Конрад Фейдт -- сомнамбула из классического «Кабинета доктора Калигари» Роберта Вине. А также зрители получат уникальную возможность сравнить два фильма американского классика Уильяма Уайлера (известного у нас в основном по «Римским каникулам») -- «Эти трое» (1936) и «Детский час» (1961). Оба фильма сняты по знаменитой пьесе Лиллиан Хеллман «Детский час», но в первой экранизации гомосексуальный конфликт заменен банальным любовным треугольником. И лишь 25 лет спустя Уайлер решился показать на экране влечение героини Ширли Маклейн к очаровательной учительнице в исполнении Одри Хепберн. И хотя сама Маклейн, отвечая пару лет назад на вопрос вашего корреспондента, сожалела о том, что Уайлер снял лесбийскую любовь далеко не так откровенно, как ей хотелось, «Детский час» занял свое место и в истории кино, и в истории нравов.

Но архивными радостями дело не ограничится. Откроется фестиваль новым фильмом Сергея Овчарова «Про Федота-стрельца, удалого молодца», снятым по мотивам фольклорной стилизации Леонида Филатова. Даст бог, на открытии появится не только съемочная группа, но и автор сказа. Ожидает зрителей и трагическая премьера фрагментов фильма, который никогда не будет окончен. Режиссер Алексей Балабанов представит около сорока минут смонтированного материала из картины «Река», съемки которой были остановлены в связи с гибелью исполнительницы главной роли.
Алексей МЕДВЕДЕВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  24.01.2002
Но их перевоспитает фестиваль «Белые Столбы»
С 28 января по 1 февраля в Госфильмофонде России в шестой раз пройдет фестиваль архивного кино «Белые Столбы». И если большинству кинофестивалей приходится искать баланс между коммерческим кино и «кино не для всех», то фестиваль в Белых Столбах может позволить себе редкую роскошь: сосредоточиться на удовольствиях для киногурманов, оценить которые в полной мере смогут прежде всего профессионалы -- критики, киноведы, актеры, режиссеры. Сверхзадача организатора фестиваля заместителя директора Госфильмофонда Владимира Дмитриева -- «стать для молодых российских режиссеров тем же, чем была Парижская синематека Анри Ланглуа для режиссеров «новой волны»... >>
  • //  24.01.2002
Проект «24» подходит к концу
По странному совпадению выставка Кати Голицыной «ПереУЛОК» (в Московском Доме фотографии) открылась в один день с большой «женской» выставкой в Третьяковской галерее. И хотя куратор проекта «24», посвященного искусству архитектуры, Юрий Аввакумов отрицает намеренную связь этих событий, выставка Голицыной упрямо ложится в контекст «женского творчества». Сама техника ее работ -- сложная ручная ретушь по «не застывшему» еще отпечатку -- провоцирует разговоры о женском рукоделии... >>
  • //  24.01.2002
В Большом готовится новая премьера
«Тщетная предосторожность», балет более чем с двухвековой историей, станет следующей новинкой этого сезона в Большом театре. Первый раз спектакль на этот сюжет (имени композитора в анналах не сохранилось) поставил Жак Доберваль 1 июля 1789 года, и балетные, меняя музыку и постановщиков, без затей отсчитывают историю «Тщетной» именно с этой даты... >>
  • //  24.01.2002
Сегодня в московский прокат выходят «Приключений трупа»
Психоаналитик (психиатр, гипнотизер) -- идеальный киногерой. Его работа с человеческим сознанием -- психический эквивалент того, что кинематографист делает с материальным миром. Он проникает в глубину подсознания, освещает его, делает невидимое видимым. Психоаналитик -- и один из столпов либерального общества, основная задача которого примирить замученных обывателей с жизнью, и его слабое звено, неспособное исцелить самое себя. В кино (от «Кабинета доктора Калигари» до «Комнаты сына»», от хичкоковского «Завороженного» до «Клетки» с Дженнифер Лопес) он и добрый следователь, исполненный решимости разгадать последнюю тайну, и жестокий манипулятор, превращающий пациента в безвольную марионетку, и жертва, неспособная справиться с так называемым трансфером -- потоком неконтролируемых эмоций пациента, которые, высвобождаясь во время сеанса, переносятся на врача... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама