N°12
24 января 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  24.01.2002
Деликатесы с душком
Сегодня в московский прокат выходят «Приключений трупа»

версия для печати
Психоаналитик (психиатр, гипнотизер) -- идеальный киногерой. Его работа с человеческим сознанием -- психический эквивалент того, что кинематографист делает с материальным миром. Он проникает в глубину подсознания, освещает его, делает невидимое видимым. Психоаналитик -- и один из столпов либерального общества, основная задача которого примирить замученных обывателей с жизнью, и его слабое звено, неспособное исцелить самое себя. В кино (от «Кабинета доктора Калигари» до «Комнаты сына»», от хичкоковского «Завороженного» до «Клетки» с Дженнифер Лопес) он и добрый следователь, исполненный решимости разгадать последнюю тайну, и жестокий манипулятор, превращающий пациента в безвольную марионетку, и жертва, неспособная справиться с так называемым трансфером -- потоком неконтролируемых эмоций пациента, которые, высвобождаясь во время сеанса, переносятся на врача.

«Смертельный трансфер» -- так называется в оригинале фильм француза Жан-Жака Бенекса, выходящий в московский прокат под названием «Приключения трупа». Режиссер, специализировавшийся на странных жанровых гибридах триллера и love story («Дива», «37,2 по утрам»), не снимал игровое кино восемь лет. За это время он занимался живописью, учился играть на фортепиано и создал несколько документальных картин (в том числе фильм о Жане Доминике Боби, полностью парализованном экс-редакторе Elle, который написал свои мемуары с помощью условной морзянки -- моргая глазом). Несмотря на заявления Бенекса о том, что восьмилетний перерыв позволил ему «вернуться к корням», по сути в его мире ничего не изменилось: все та же гипертрофированная стилистическая энергия в сочетании с эмоциональной и интеллектуальной апатией.

Душевный покой психоаналитика Мишеля Дюрана (Жан-Юг Англад) смущает жена сомнительного олигарха, клептоманка и мазохистка Ольга Кюблер (Элен де Фужроль). Устав от ее изощренных эротических фантазий, Дюран засыпает во время сеанса. Пробудившись, он обнаруживает на кушетке труп Ольги. Оставшиеся полтора часа фильма будут посвящены не столько вопросу о том, кто ее убил (загадки без разгадок кажутся европейским режиссерам хорошим тоном), сколько попыткам Дюрана избавиться от трупа. Когда на экране появится пироманьяк (Мики Манойлович), одержимый страстью к сжиганию крупных купюр, а затем и некрофил-сатанист, ночью на кладбище употребляющий надувных кукол, фильм окончательно забудет о том, что задумывался он как триллер, и превратится в «черную комедию». На мой взгляд, не очень смешную.

В фильме есть эпизод, который пересказывают едва ли не все рецензенты (неудивительно -- он для этого и придуман). Психоаналитик грузит труп в лифт и на минутку возвращается в квартиру. Дверь предательски захлопывается, и лифт вместе с Ольгой уезжает по вызову на первый этаж. Когда лифт вновь поднимается, в компании трупа оказывается ни о чем не подозревающий слепой, насвистывающий мелодию из классического триллера «М» Фрица Ланга. Киноманы в восторге, а иного и не требовалось. Цитаты аккуратно препарированы и поданы на блюдечке: угощайтесь. От иронических кавычек рябит в глазах. Навязчивая мысль «лишь бы меня не приняли всерьез!» превращается в настоящую манию. Режиссер, копающийся в своем подсознании, не находит там ничего, кроме фрагментов любимых фильмов. Несколько эффектных кадров, снятых режиссером в память о великом Хичкоке, -- вот и все, что останется от «Приключений трупа». И пусть прекрасный труп в исполнении красавицы де Фужроль в фильме не подвержен разложению, от залежавшейся эстетики Бенекса веет явственный трупный запах.
Алексей МЕДВЕДЕВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  24.01.2002
Но их перевоспитает фестиваль «Белые Столбы»
С 28 января по 1 февраля в Госфильмофонде России в шестой раз пройдет фестиваль архивного кино «Белые Столбы». И если большинству кинофестивалей приходится искать баланс между коммерческим кино и «кино не для всех», то фестиваль в Белых Столбах может позволить себе редкую роскошь: сосредоточиться на удовольствиях для киногурманов, оценить которые в полной мере смогут прежде всего профессионалы -- критики, киноведы, актеры, режиссеры. Сверхзадача организатора фестиваля заместителя директора Госфильмофонда Владимира Дмитриева -- «стать для молодых российских режиссеров тем же, чем была Парижская синематека Анри Ланглуа для режиссеров «новой волны»... >>
  • //  24.01.2002
Проект «24» подходит к концу
По странному совпадению выставка Кати Голицыной «ПереУЛОК» (в Московском Доме фотографии) открылась в один день с большой «женской» выставкой в Третьяковской галерее. И хотя куратор проекта «24», посвященного искусству архитектуры, Юрий Аввакумов отрицает намеренную связь этих событий, выставка Голицыной упрямо ложится в контекст «женского творчества». Сама техника ее работ -- сложная ручная ретушь по «не застывшему» еще отпечатку -- провоцирует разговоры о женском рукоделии... >>
  • //  24.01.2002
В Большом готовится новая премьера
«Тщетная предосторожность», балет более чем с двухвековой историей, станет следующей новинкой этого сезона в Большом театре. Первый раз спектакль на этот сюжет (имени композитора в анналах не сохранилось) поставил Жак Доберваль 1 июля 1789 года, и балетные, меняя музыку и постановщиков, без затей отсчитывают историю «Тщетной» именно с этой даты... >>
  • //  24.01.2002
Сегодня в московский прокат выходят «Приключений трупа»
Психоаналитик (психиатр, гипнотизер) -- идеальный киногерой. Его работа с человеческим сознанием -- психический эквивалент того, что кинематографист делает с материальным миром. Он проникает в глубину подсознания, освещает его, делает невидимое видимым. Психоаналитик -- и один из столпов либерального общества, основная задача которого примирить замученных обывателей с жизнью, и его слабое звено, неспособное исцелить самое себя. В кино (от «Кабинета доктора Калигари» до «Комнаты сына»», от хичкоковского «Завороженного» до «Клетки» с Дженнифер Лопес) он и добрый следователь, исполненный решимости разгадать последнюю тайну, и жестокий манипулятор, превращающий пациента в безвольную марионетку, и жертва, неспособная справиться с так называемым трансфером -- потоком неконтролируемых эмоций пациента, которые, высвобождаясь во время сеанса, переносятся на врача... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика