N°33
23 февраля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
  ПОИСК  
  • //  07.03.2001
Есть вещи поважнее денег
Энергетический мост должен привести Россию в Европу

версия для печати
Полвека назад понимание жизненной важности свободного доступа к природным энергоресурсам привело Францию и Германию -- прежде непримиримых врагов -- к решению объединить свои рынки угля. Созданное в 1951 году Европейское сообщество угля и стали послужило основой процесса европейской интеграции. На исходе 2000 года главы государств Европейского Союза заявили о намерении в течение десяти лет «раздвинуть» единую Европу до западных границ России, Белоруссии и Украины. Формирование качественно нового международного сообщества -- «расширенной Европы» -- стало политической реальностью. Одним из обязательных условий ее развития является стабильное обеспечение европейской экономики энергоресурсами.

По мнению Комиссии ЕС, рост энергетических потребностей «расширенной Европы» невозможно будет компенсировать из внутренних ресурсов или за счет усиления мер по энергосбережению. А это значит, что Евросоюзу придется решать эту проблему за счет развития сотрудничества со странами, которые не рассматриваются сейчас как возможные кандидаты на вступление. И здесь у России есть ряд неоспоримых преимуществ.

Во-первых, расширяющаяся Европа действительно очень нуждается в сохранении стабильных и масштабных поставок именно российских энергоресурсов, в первую очередь газа. ЕС даже в долгосрочной перспективе не сможет диверсифицировать источники энергоресурсов настолько, чтобы разовая потеря крупнейшего из них (на Россию приходится до 42% потребления газа в странах ЕС) не оказала катастрофического воздействия на европейскую экономику.

Во-вторых, Россия выгодно отличается от других газодобывающих стран своей географической близостью к европейскому рынку. Между нами и ЕС нет водных преград или очагов вооруженных конфликтов. Более того, Россия и «расширенная Европа» могут совместными усилиями обеспечить политическую и экономическую стабильность новых «транзитных» стран -- Украины и Белоруссии. Москва может и должна использовать заинтересованность ЕС в российском газе для того, чтобы наладить принципиально иные отношения со странами «новой Восточной Европы» (европейская часть СНГ). Отношения, которые будут построены не на постсоветских фобиях одних и имперской ностальгии других, а на трезвом экономическом расчете.

В-третьих, энергетическая сфера, пожалуй, одна из немногих, где Россия даже сейчас может предложить Западу довольно широкий спектр направлений сотрудничества. Важнейшими являются инвестиции в модернизацию существующих и создание новых транспортных систем, а также европейские вложения в развитие добывающих мощностей. В конце прошлого года Москва уже инициировала диалог с Европой по схеме «газ в обмен на инвестиции». Эту тему стоило бы развивать и далее. При этом дело не должно ограничиваться строительством новой «трубы». Действительно серьезное участие европейцев в нефтегазовой сфере России могло бы также включать инвестиции в развитие ее металлургической и машиностроительной промышленности, неразрывно связанной с добывающей отраслью.

Наконец, несмотря на фактическое отсутствие прогресса в экономических реформах, катастрофическое положение в сфере прав человека и законности, в общем ЕС не рассматривает Россию, наряду с Украиной, Белоруссией и Молдавией, как страну, отличную от Европы по базовым цивилизационным показателям. Худо или бедно, но материальная и духовная культура Старого Света имеет с Россией гораздо больше общего, чем со странами Северной Африки и Ближнего Востока -- другими ближайшими соседями «расширенной Европы».

Это последнее обстоятельство и определяет стратегический формат российско-европейского сотрудничества в нефтегазовой сфере. Будучи свободными от расовых и религиозных предубеждений, Россия и Европа, зацепившись за энергетическую соломинку, способны вытянуть двусторонние отношения на уровень реальной интеграции. Хотя это и потребует от Москвы принять в скором будущем ряд принципиальных политических решений.

В конце концов, главная цель России должна заключаться не в обязательном получении максимально возможной прибыли сегодня, а в обеспечении стратегии выживания российского государства в XXI веке, в использовании энергетического ресурса для того, чтобы максимально связать свою экономику с европейской. Только такая привязка может гарантировать, что после того, как запасы газа и нефти в России основательно иссякнут, она не останется на обочине подобно опустошенной канистре из-под бензина, а будет искать возможности обеспечения своей энергетической безопасности вместе с другими европейскими народами. Другими словами, запасы источников тепла и света, дарованные России Богом, могут сыграть огромную роль в спасении страны от затирания между жерновами цивилизаций и дают нам уникальный шанс все-таки «вписаться» в сообщество свободных и процветающих стран. Дело только в том, сумеем ли мы правильно этой милостью распорядиться.
ТИМОФЕЙ БОРДАЧЕВ, старший научный сотрудник Института Европы РАН

  ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ  
  • //  07.03.2001
Энергетический мост должен привести Россию в Европу
Полвека назад понимание жизненной важности свободного доступа к природным энергоресурсам привело Францию и Германию - прежде непримиримых врагов - к решению объединить свои рынки угля. На исходе 2000 года главы государств ЕС заявили о намерении «раздвинуть» единую Европу до западных границ России, Белоруссии и Украины. Одним из обязательных условий существования "расширенной Европы" является стабильное обеспечение европейской экономики энергоресурсами. >>
  • //  07.03.2001
Главная тема, без которой сегодня не обходятся ни одни переговоры между Россией и Европой, - это долги Москвы Парижскому клубу. После резкого «похолодания» в начале года, когда российское правительство заявило о проблемах с выплатами, а кредиторы ответили жесткими предупреждениями, сейчас в диалоге заметен прогресс. Об этом обозреватель газеты «Время новостей» Елена Загородняя беседовала с министром экономического развития и торговли Германом Грефом. >>
  • //  07.03.2001
О перспективах сотрудничества между Россией и Евросоюзом корреспондент газеты «Время новостей» Екатерина Лабецкая спросила Ивана Иванова, заместителя министра иностранных дел России по экономике. >>
  • //  07.03.2001
Из чего будет состоять энергетический коктейль будущего
Международное энергетическое агентство (International Energy Agency, IEA) прогнозирует, что к 2020 году потребление энергии вырастет в мире приблизительно на 65%. При этом выбросы углекислого газа в атмосферу (главная причина «парникового эффекта») увеличатся на 70%. IEA ожидает, что дополнительная потребность на 95% будет покрываться за счет сгораемых энергоносителей - нефти, газа и угля. >>
  • //  07.03.2001
Депутат Госдумы, экс-министр топлива и энергетики Сергей Генералов в интервью корреспонденту газеты «Время новостей» Николаю Горелову поделился своим видением ситуации с экспортом российских энергоносителей в Европу. >>
  • //  07.03.2001
Поспешная разработка каспийских богатств не в интересах России и Казахстана
Сегодня прикаспийские государства уже подсчитывают будущие доходы от большой каспийской нефти, а между тем им стоило бы задуматься о том, какие последствия может иметь эта нефть как для мирового рынка, так и для каждой из этих стран. Если говорить о крупнейших региональных «игроках» - России и Казахстане, - то приходится признать: вопросов пока больше, чем ответов. >>
  • //  07.03.2001
Россия уже почти 30 лет является надежным партнером западноевропейской энергетики. Какова будет ее роль в ближайшие годы и десятилетия перед лицом меняющегося рынка энергии в странах ЕС? Об этом корреспондент газеты «Время новостей» Юрий Шпаков беседует с вице-председателем Европейской комиссии, комиссаром по вопросам энергии и транспорта Лойолой де Палацио. >>
  • //  07.03.2001
К чему приведет принудительная либерализация газового рынка
Хотя со времени принятия ЕС «газовой директивы», содержащей указания по либерализации этого рынка в западноевропейских странах, прошло почти два с половиной года, дискуссии вокруг нее не затихают. По замыслу авторов, брюссельская директива призвана защитить интересы потребителей газа: благодаря росту конкуренции они смогут выбирать из большего числа поставщиков, которые в борьбе за клиента будут вынуждены снижать цены. >>
  • //  07.03.2001
О том, что стоит сейчас на повестке дня переговоров между Россией и ЕС, обозревателю газеты «Время новостей» Вере Кузнецовой рассказал вице-премьер правительства России Виктор Христенко. >>
  • //  07.03.2001
Газета «Время новостей» обратилась к экспертам России (страны-должника) и Германии (главного кредитора) с просьбой высказаться об отношениях между Москвой и Парижским клубом. Заочный «круглый стол» подготовили Екатерина Лабецкая и Юрий Шпаков. >>
  • //  07.03.2001
У Германии нет другого партнера, с которым она координировала бы свое внешнеэкономическое сотрудничество на столь высоком уровне, как с Россией. Рамочные условия для немецких инвестиций в России - центральная тема рабочей группы «Стратегия», созданной первыми лицами - федеральным канцлером Германии Шредером и президентом России Путиным. >>
  • //  23.02.2001
На Каспии первична экономика, а не политика
Энергоресурсы каспийского региона будут играть важную роль в планах энергетического сотрудничества России и Европы. Специально для газеты «Время новостей» об этом рассказывает заместитель министра иностранных дел, спецпредставитель президента России по Каспию Виктор Калюжный. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика