N°33
23 февраля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
  ПОИСК  
  • //  07.03.2001
«Увеличение российских поставок -- объективная необходимость»
версия для печати
Депутат Госдумы, экс-министр топлива и энергетики Сергей Генералов в интервью корреспонденту газеты «Время новостей» Николаю Горелову поделился своим видением ситуации с экспортом российских энергоносителей в Европу.

-- С осени прошлого года в Европе обсуждается так называемый «план Проди» -- существенное увеличение поставок российских энергоносителей в ЕС. С чем связано появление такой инициативы?

-- Эти инициативы появились во время крайне высоких цен на нефть. Евросоюз намерен добиваться снижения цен на энергоносители путем расширения предложения. Поэтому увеличение поставок российских газа и нефти на европейский рынок -- объективная необходимость. У России есть реальная возможность увеличить добычу нефти, и по факту это уже происходит. Серьезное наращивание экспорта нефти упирается только в одно -- в наличие экспортных мощностей, маршрутов. Я не могу сказать, что государство этим не занимается. Это и строительство Балтийской трубопроводной системы, и расширение пропускной способности порта в Новороссийске, и другие проекты. Правда, есть проблема -- какие избрать механизмы регулирования, в том числе экономические, чтобы производители не вывезли вообще все и не оставили голым внутренний рынок...

Что же касается газа, то просто взять и быстро увеличить его поставки невозможно. Однако решить эту задачу в среднесрочной перспективе путем привлечения инвестиций европейских стран в разработку наших месторождений вполне реально. Поэтому Россия и вступила в предметный диалог с ЕС, и даже была создана соответствующая рабочая группа.

-- Какими, на ваш взгляд, должны стать основные направления ее работы?

-- Во-первых, разобраться с законодательством и нормативными актами по разделу продукции. Нужно, чтобы, с одной стороны, не были ущемлены интересы государства, а с другой -- схема должна быть привлекательной для инвесторов из ЕС. Во-вторых, это комплексная реформа налогового законодательства в части добычи углеводородов. Это и переход на систему налогообложения с использованием налога на дополнительный доход, который заменит акцизы и таможенные пошлины. Плюс к этому не только введение четкой и прозрачной системы рыночных цен, но одновременное снижение платы за недра, чтобы сделать привлекательной разработку трудноизвлекаемых углеводородов. Кроме того, надо дать возможность нефтяным компаниям продавать на экспорт все, что добыто сверх потребности внутреннего рынка, и это будет сильнейший стимул увеличивать добычу.

Кроме того, рабочая группа вместе с представителями ЕС должна разработать проект совместного комплексного топливно-энергетического баланса на ближайшие 20--30 лет. Четко просчитать, сколько и где нужно инвестиций, проработать нормативную базу, чтобы эти инвестиции пришли, тогда все свяжется. А позиция ультиматума «Дайте денег, а то будете без газа» не пройдет -- не дадут.

-- Первый крупный проект в рамках сотрудничества России и ЕС -- строительство газопровода в обход Украины -- натолкнулся на сопротивление Польши. Как Евросоюз будет ее решать?

-- ЕС уже взял на себя переговоры с Польшей. Именно поэтому позиция польской стороны серьезно смягчилась. В Польше, правда, скоро выборы, и я не уверен, что до выборов этот вопрос будет окончательно решен. Хотя во время встречи в Давосе я разговаривал с одним из руководителей Ruhrgas, и он уверял меня, что Польшу удастся «убедить» еще до выборов. Вопрос ведь ставится жестко: вы определитесь, с кем хотите дружить -- с Украиной или с ЕС? Евросоюзу нужен газопровод. Главный вопрос с Польшей уже стоит по конкретному маршруту газопровода. Польша хочет, во-первых, получить газ на ряд своих предприятий и, во-вторых, максимально удлинить маршрут прохождения трубопровода по своей территории, т.к. чем длиннее маршрут, тем больше отчисления за транзит. Словакия хочет того же. Поэтому даже если политический вопрос с Польшей будет решен в кратчайшие сроки, то когда будут согласованы все экономические вопросы -- неизвестно, т.к. Польша хочет за свое политическое согласие больших экономических уступок.

-- Как увеличение поставок российского газа может отразиться на других странах-экспортерах?

-- На европейском газовом рынке сейчас действуют Россия, Алжир, Норвегия и Великобритания. Других крупных поставщиков практически нет. При нынешнем уровне потребления газа в Европе разведанных запасов норвежского и британского газа хватит лет на десять. Поэтому, если не будут открыты новые месторождения, их доля будет снижаться, и останутся два поставщика -- Россия и Алжир...

-- Алжир будет конкурентом России?

-- Да, но реально конкуренция не будет очень острой. Во-первых, для масштабного вытеснения российского газа объемов Алжира недостаточно. Во-вторых, маршрут транспортировки -- через Средиземное море и Италию -- довольно длинный...

-- А как же диверсификация, о которой только и говорит Евросоюз?

-- Говоря о диверсификации, Евросоюз не имеет в виду страну, в которой добывается газ. Принцип ЕС: должно быть как можно больше продавцов. Допустим, газ российский, но добывают и поставляют его в Европу предприятия с участием British Petroleum или British Gas. Это и есть диверсификация и конкуренция продавцов. Не исключено, что в большинстве проектов по добыче в качестве одного из партнеров будет участвовать «Газпром», но он уже не будет монополистом с точки зрения поставки.

-- Выдержит ли «Газпром» конкуренцию с другими поставщиками?

-- В «Газпроме» сегодня есть понятия «старый газ» и «новый газ». Старый газ -- это тот, который добывается на месторождениях, где основные капиталовложения были осуществлены еще во времена Советского Союза. Его себестоимость сегодня довольно низкая. И есть новый газ, который может быть получен на новых месторождениях только с помощью новых масштабных инвестиций (иностранных или собственных инвестиций «Газпрома»), и он будет значительно дороже. В его себестоимость будет включена реальная норма возврата капвложений. Поэтому пока есть старый газ, конкурентоспособность «Газпрома» сомнений не вызывает. Но когда останется только новый, то «Газпром» окажется в более жестких конкурентных рамках. И здесь уже не последнюю роль будут играть объемы. Хотя понятно, что в ближайшей перспективе осуществить из других стран поставки, сравнимые с российскими объемами экспорта, практически невозможно. Во Францию алжирский газ, а в Германию норвежский можно поставить без особенных трудностей, и там может быть конкуренция с российским. Но до Польши, например, алжирский газ уже не дойдет из-за отсутствия газопроводов. Поэтому я думаю, что постепенно может произойти раздел карты Европы: одну часть накрывает российский газ, другую -- алжирский и небольшая доля норвежского, пока он еще есть.

-- Есть страны, которые конкурируют с Россией за европейские инвестиции в газодобычу?

-- Да, прежде всего Туркмения, Иран и Ирак. Эти страны имеют серьезные запасы газа и могут поставлять на экспорт объемы, сравнимые с теми, что сейчас поставляет Россия. Но пока они не оказывают влияния на ЕС, потому что не имеют возможности самостоятельно поставлять газ в Европу. Например, Туркмения может сейчас поставить только то, что пропустит по своим трубам «Газпром».

-- Говоря об увеличении поставок российских энергоносителей, какими вы видите перспективы экспорта электроэнергии?

-- Честно говоря, сегодня я не вижу очень широких перспектив в этой сфере. Это объясняется постоянным ростом стоимости топлива и невысоким средним КПД наших тепловых электростанций. Если не брать атомную энергетику, то у нас только одна крупная современная станция -- Северо-Западная ТЭЦ. Еще несколько небольших, но эффективных станций может появиться в ближайшее время у нефтяников. Они сегодня развивают производство электроэнергии на попутном газе и закупают для этого самые современные технологии. И все.

-- Европа нуждается в российской электроэнергии?

-- Европа нуждается в любых поставках, т.к. они помогут снизить цену. После либерализации рынка энергии в странах Европы чем больше предложение -- тем ниже цена. Однако если нынешние тенденции сохранятся и цены в Европе будут идти вниз, а затраты в России -- вверх, то очень скоро привлекательность экспорта электроэнергии в Европу заметно снизится.

-- Но ведь постоянно идут разговоры о том, что в Европе под давлением «зеленых» будут закрываться АЭС. Если это произойдет, то возникнет дефицит электроэнергии и цена пойдет вверх...

-- Бездумно атомные станции закрывать не будут. Это же не Украина, где сначала принимают решение закрыть Чернобыльскую АЭС, а потом ищут, за счет чего же лампочки в домах гореть-то будут. Кроме того, было бы странно закрыть свои достаточно эффективные и надежные АЭС для того, чтобы покупать энергию у России, которая производится на менее надежных, с точки зрения ЕС, атомных станциях. Ведь именно электроэнергия, произведенная на атомных станциях, имеет больше шансов пойти на экспорт в Европу. Я думаю, что давление «зеленых» будет постепенно ослабевать, и АЭС, особенно во Франции, будут работать еще очень долго.
Беседовал Николай ГОРЕЛОВ

  ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ  
  • //  07.03.2001
Энергетический мост должен привести Россию в Европу
Полвека назад понимание жизненной важности свободного доступа к природным энергоресурсам привело Францию и Германию - прежде непримиримых врагов - к решению объединить свои рынки угля. На исходе 2000 года главы государств ЕС заявили о намерении «раздвинуть» единую Европу до западных границ России, Белоруссии и Украины. Одним из обязательных условий существования "расширенной Европы" является стабильное обеспечение европейской экономики энергоресурсами. >>
  • //  07.03.2001
Главная тема, без которой сегодня не обходятся ни одни переговоры между Россией и Европой, - это долги Москвы Парижскому клубу. После резкого «похолодания» в начале года, когда российское правительство заявило о проблемах с выплатами, а кредиторы ответили жесткими предупреждениями, сейчас в диалоге заметен прогресс. Об этом обозреватель газеты «Время новостей» Елена Загородняя беседовала с министром экономического развития и торговли Германом Грефом. >>
  • //  07.03.2001
О перспективах сотрудничества между Россией и Евросоюзом корреспондент газеты «Время новостей» Екатерина Лабецкая спросила Ивана Иванова, заместителя министра иностранных дел России по экономике. >>
  • //  07.03.2001
Из чего будет состоять энергетический коктейль будущего
Международное энергетическое агентство (International Energy Agency, IEA) прогнозирует, что к 2020 году потребление энергии вырастет в мире приблизительно на 65%. При этом выбросы углекислого газа в атмосферу (главная причина «парникового эффекта») увеличатся на 70%. IEA ожидает, что дополнительная потребность на 95% будет покрываться за счет сгораемых энергоносителей - нефти, газа и угля. >>
  • //  07.03.2001
Депутат Госдумы, экс-министр топлива и энергетики Сергей Генералов в интервью корреспонденту газеты «Время новостей» Николаю Горелову поделился своим видением ситуации с экспортом российских энергоносителей в Европу. >>
  • //  07.03.2001
Поспешная разработка каспийских богатств не в интересах России и Казахстана
Сегодня прикаспийские государства уже подсчитывают будущие доходы от большой каспийской нефти, а между тем им стоило бы задуматься о том, какие последствия может иметь эта нефть как для мирового рынка, так и для каждой из этих стран. Если говорить о крупнейших региональных «игроках» - России и Казахстане, - то приходится признать: вопросов пока больше, чем ответов. >>
  • //  07.03.2001
Россия уже почти 30 лет является надежным партнером западноевропейской энергетики. Какова будет ее роль в ближайшие годы и десятилетия перед лицом меняющегося рынка энергии в странах ЕС? Об этом корреспондент газеты «Время новостей» Юрий Шпаков беседует с вице-председателем Европейской комиссии, комиссаром по вопросам энергии и транспорта Лойолой де Палацио. >>
  • //  07.03.2001
К чему приведет принудительная либерализация газового рынка
Хотя со времени принятия ЕС «газовой директивы», содержащей указания по либерализации этого рынка в западноевропейских странах, прошло почти два с половиной года, дискуссии вокруг нее не затихают. По замыслу авторов, брюссельская директива призвана защитить интересы потребителей газа: благодаря росту конкуренции они смогут выбирать из большего числа поставщиков, которые в борьбе за клиента будут вынуждены снижать цены. >>
  • //  07.03.2001
О том, что стоит сейчас на повестке дня переговоров между Россией и ЕС, обозревателю газеты «Время новостей» Вере Кузнецовой рассказал вице-премьер правительства России Виктор Христенко. >>
  • //  07.03.2001
Газета «Время новостей» обратилась к экспертам России (страны-должника) и Германии (главного кредитора) с просьбой высказаться об отношениях между Москвой и Парижским клубом. Заочный «круглый стол» подготовили Екатерина Лабецкая и Юрий Шпаков. >>
  • //  07.03.2001
У Германии нет другого партнера, с которым она координировала бы свое внешнеэкономическое сотрудничество на столь высоком уровне, как с Россией. Рамочные условия для немецких инвестиций в России - центральная тема рабочей группы «Стратегия», созданной первыми лицами - федеральным канцлером Германии Шредером и президентом России Путиным. >>
  • //  23.02.2001
На Каспии первична экономика, а не политика
Энергоресурсы каспийского региона будут играть важную роль в планах энергетического сотрудничества России и Европы. Специально для газеты «Время новостей» об этом рассказывает заместитель министра иностранных дел, спецпредставитель президента России по Каспию Виктор Калюжный. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика