N°104
18 июня 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  18.06.2001
Восток -- Дальний Восток -- Запад
Русско-японская опера на Театральной олимпиаде

версия для печати
Одним из ключевых проектов Театральной олимпиады стали «Видения Лира» в постановке Тадаши Сузуки. Имя знаменитого японского режиссера, принадлежащего к числу тех, кто придумал саму идею олимпиады, служило в спектакле главной приманкой. Пессимистическая картина мира, которой известен Сузуки, была предъявлена публике в полном объеме: «Весь мир -- больница, в нем женщины и мужчины -- пациенты. Догадываюсь, что я сам тоже пациент этой больницы, а Лир -- один из симптомов моей болезни», -- так печально напутствовал режиссер свое детище. Шекспировский сюжет он переработал до полуторачасового дайджеста, старика Лира, переживающего «трагедию седьмого возраста», посадил в инвалидную коляску, в провожатые ему дал странноватого медбрата-японца с томиком Шекспира в руках, время от времени разбавлявшего английский текст японской речью.

Больше ничего трагического на сцене не наблюдалось. Скорее наоборот -- эффектные костюмы, красочная, неоимпрессионистская музыка и элегантная разводка актеров, движения которых были чуть приправлены японским колоритом. Смысл действа заключался явно не в постановочной части. «Видения Лира» при ближайшем рассмотрении оказались просто высококлассной современной оперой, принадлежащей перу хорошо известного в мире композитора Тошио Хосокавы, корректно поставленной Сузуки и, что самое главное, озвученной российскими музыкантами.

История проекта такова: в 1998 году «Видения Лира» были заказаны специализирующейся на современных операх Мюнхенской биеннале. Для Сузуки это стало первой работой в оперном жанре, на который основатель собственного театрального метода согласился только из-за особой любви к шекспировской трагедии и из-за свежести музыкального текста. На традиционную оперу он никогда бы не решился -- там «певцы считают себя намного более великими, чем постановщики, с ними трудно работать».

Второй раз «Видения Лира» игрались на прошлой Театральной олимпиаде, проходившей в японском городе Шизуока. И вот в третий раз -- у нас. Для этого в московских оперных театрах были набраны солисты и отправлены в Японию для двухнедельного обучения.

Про результаты обучения строгий Сузуки отзывался не без некоторой доли скепсиса. Но, на мой взгляд, они оказались потрясающими. Певцы прекрасно усвоили контраст между заторможенной пластикой движений и эмоциональным музыкальным языком, между внешним, архаичным холодом, сковывающим актерские позы, и внутренним огнем, в полную волю бушующим в партитуре. Огонь высекала именитая исполнительница на ударных Мидори Такада -- она украсила камерный ансамбль из Большого театра, исправно ведомый дирижером Алексеем Степановым. Из союза Востока с Дальним Востоком получилось ровно то, что нужно, -- стильная западная постановка.
Екатерина БИРЮКОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  18.06.2001
«Кинотавр» продемонстрировал российский вариант фабрики грез
Присудив главный приз фильму Сергея Соловьева «Нежный возраст» и никак не отметив «Второстепенных людей» Киры Муратовой, «Кинотавр» еще раз подтвердил, что главным для него является не искусство кино, а его социальное значение. В 1999 году Александр Сокуров обиделся на Марка Рудинштейна после того, как «Молоха», отданного на конкурс «Кинотавра», обошли наградой, присудив первый приз «Блокпосту». Теперь Сокуров сменил гнев на милость, но «Тельца» в конкурс не отдал, разрешив лишь информационный показ. И правильно сделал, поскольку на «Кинотавре» художественный поиск принимается лишь от молодых. >>
  • //  18.06.2001
Шансы появления «Большой Российской энциклопедии» повышаются
Конфликт в издательстве «Большая Российская энциклопедия» разрешился: 9 июня заместитель министра печати Владимир Григорьев представил коллективу нового директора. Место отставленного от должностей директора и главного редактора Александра Горкина занял Сергей Кравец. >>
  • //  18.06.2001
Русско-японская опера на Театральной олимпиаде
Одним из ключевых проектов Театральной олимпиады стали «Видения Лира» в постановке Тадаши Сузуки. Имя знаменитого японского режиссера, принадлежащего к числу тех, кто придумал саму идею олимпиады, служило в спектакле главной приманкой. Пессимистическая картина мира, которой известен Сузуки, была предъявлена публике в полном объеме: «Весь мир -- больница, в нем женщины и мужчины -- пациенты. Догадываюсь, что я сам тоже пациент этой больницы, а Лир -- один из симптомов моей болезни», -- так печально напутствовал режиссер свое детище. >>
  • //  18.06.2001
Вчера Тверская превратилась в главную театральную площадку столицы. Именно по ней прошел "Парад карнавалов", которым открылась долгожданная программа уличных театров, последнее и самое фантастическое мероприятие, припасенное организаторами олимпиады для и так уже объевшихся театром москвичей. >>
  • //  18.06.2001
В Сочи вручили призы международного кинофестиваля
В отличие от результатов Открытого российского фестиваля, итоги VIII Международного кинофестиваля в Сочи были восприняты спокойно и благодушно. Произошло это, возможно, еще и потому, что немалая часть кинотавровской публики оказалась знакома с иностранными лауреатами в лучшем случае по каталожной аннотации, гораздо больше интереса проявляя к российскому конкурсу и в большинстве своем предпочитая смотреть виденный еще в Москве отечественный фильм по второму разу, нежели неизвестную европейскую картину. Но те, кто ознакомился с международной программой чуть более плотно, не могли не признать, что жюри во главе с Удо Киром на самом деле удостоило вниманием лучших, выбрав картины значительные или как минимум любопытные. >>
  • //  18.06.2001
На 83-м году жизни умер великий актер Михаил Андреевич Глузский. Нет смысла писать дежурные слова. Перечислять роли (а их свыше ста) -- они на памяти у всех неравнодушных зрителей. Просто он из числа тех актеров, без которых наше кино было бы скучнее, глупее, площе. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ