N°104
18 июня 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  18.06.2001
Золото брата Тома
В Сочи вручили призы международного кинофестиваля

версия для печати
В отличие от результатов Открытого российского фестиваля, итоги VIII Международного кинофестиваля в Сочи были восприняты спокойно и благодушно. Произошло это, возможно, еще и потому, что немалая часть кинотавровской публики оказалась знакома с иностранными лауреатами в лучшем случае по каталожной аннотации, гораздо больше интереса проявляя к российскому конкурсу и в большинстве своем предпочитая смотреть виденный еще в Москве отечественный фильм по второму разу, нежели неизвестную европейскую картину. Но те, кто ознакомился с международной программой чуть более плотно, не могли не признать, что жюри во главе с Удо Киром на самом деле удостоило вниманием лучших, выбрав картины значительные или как минимум любопытные. Специальное упоминание жюри получили сразу два фильма, рассматривающие тему взаимодействия кинематографа и безумия, -- югославская картина Милутина Петровича «Земля правды, любви и свободы» (эпатажный, смешной и язвительный фильм о пациентах переведенной в бомбоубежище белградской психиатрической клиники, где разыгрываются эксцентрические киносюжеты) и «Тайная вечеря» из Словении, поставленная Войко Анзельцем (про пару психически неуравновешенных приятелей, сбежавших из больницы, дабы снять приключенческую мелодраму). Занятно, что в конкурсе была представлена еще одна работа со схожим посылом -- полудокументальный «Мой босс -- это я» австрийского режиссера Ники Листа, рассказывающий о дауне, по сценарию которого Ники Лист (играющий сам себя) ставит небольшой, но во всех отношениях примечательный «фильм в фильме» под названием «Горячая любовь». Лист умудрился избежать традиционного политкорректного подхода к теме и не превратил свой фильм в навязчиво умильную декларацию «гуманного отношения» к несчастным. С героем «Босса» Кристианом, страдающим синдромом Дауна, окружающие общаются не только потому, что он несчастный больной и заслуживает сострадания. Он на самом деле интересный человек, остроумный и очевидно талантливый. И Лист показывает это наглядно и убедительно, не опускаясь до, казалось бы, неизбежного сюсюканья. Фильм этот вполне мог претендовать хотя бы на спецприз жюри, который в результате отошел другому австрийскому фильму, причудливому, но откровенно старомодному «авангардистскому» творению Кристиана Фроша «К. аФ.ка. -- фрагмент», о которой читатели газеты «Время новостей» уже могли прочесть 7 июня.

Лучшей актрисой была признана хорватка Дора Полич, сыгравшая главную роль в фильме Далибора Матанича «Кассирша хочет поехать на море» -- очаровательной и очень смешной социальной трагикомедии, напоминающей одновременно о фильмах Альмодовара и Кустурицы и озвученной безупречной подборкой хитов югославской эстрады шестидесятых-семидесятых годов. Судя по реакции зала, встречавшей едва ли не каждую сцену фильма дружным и одобрительным хохотом, «Кассирша» вполне могла бы получить приз зрительских симпатий, если бы таковой на сочинском МКФ существовал. Гран-при (второй по значимости приз в фестивальном регламенте) и приз ФИПРЕССИ получила лента Ивы Шварцовой «Когда дедушка любил Риту Хейворт», совместная германо-швейцарско-чешская копродукция и единственный фильм конкурса, снятый женщиной. Фильм основан на воспоминаниях Шварцовой, которая, будучи еще маленькой девочкой, была вынуждена покинуть Чехию в 1969 году и переехать в Германию. Фильм нашел на фестивале немало поклонников, и наверняка не последнюю роль в присуждении ему Гран-при сыграло присутствие в жюри знаменитого чешского режиссера Войцеха Ясного, который знаком с изображенной в «Дедушке» проблематикой не понаслышке -- после оккупации Чехии советскими войсками он сам был вынужден эмигрировать и даже собирался поставить фильм по пьесе Солженицына «Знают истину танки». Впрочем, фильм Шварцовой не столько о политической ситуации, сколько о том, как сложно маленькой девочке Ханне приспособиться к непривычным условиям жизни. История эта вполне личная, и воспоминания о дедушке, обожавшем голливудскую звезду Риту Хэйворт, кажутся куда более важными, чем причины, по которым семья Ханны покинула родину.

Наконец, «Золотая роза» -- сочинский аналог каннской «Пальмовой ветви» -- и награда за лучшую мужскую роль достались фильму, который заслуживал этого в наибольшей степени. Английская лента «Мой брат Том» дебютанта Дома Родероу, мрачная и завораживающая история о тождественности любви и греха, виртуозно снятая знаменитым оператором Робби Мюллером (сотрудничавшим с Вимом Вендерсом и Джимом Джармушом, стоявшем, в частности, за камерой на гениальном джармушевском «Мертвеце»), стала для большинства экспертов как раз тем настоящим, надолго оставшимся в памяти кинематографическим впечатлением, без которого, как ни крути, не обходился ни один международный сочинский фестиваль за восемь лет своего существования. Правда, в большинстве случаев такие фильмы-потрясения (от «Велорикши» или «Чункинкского экспресса» до картин Ларса фон Триера) были представлены в информационном показе или в рамках ретроспектив. Тем приятнее, что «Мой брат Том» оказался фильмом конкурсным и ему можно было воздать по заслугам. Картина Родероу требует куда более серьезного анализа и разбора, нежели это подразумевает отчет о фестивальных призах, поэтому разговор о ней еще впереди. Тем более что не доехавшие до Сочи киноманы будут иметь возможность убедиться в достоинствах «Тома» воочию -- компания Cosmopol Film планирует выпустить картину в артхаусный прокат.
Станислав Ф. Ростоцкий

  КУЛЬТУРА  
  • //  18.06.2001
«Кинотавр» продемонстрировал российский вариант фабрики грез
Присудив главный приз фильму Сергея Соловьева «Нежный возраст» и никак не отметив «Второстепенных людей» Киры Муратовой, «Кинотавр» еще раз подтвердил, что главным для него является не искусство кино, а его социальное значение. В 1999 году Александр Сокуров обиделся на Марка Рудинштейна после того, как «Молоха», отданного на конкурс «Кинотавра», обошли наградой, присудив первый приз «Блокпосту». Теперь Сокуров сменил гнев на милость, но «Тельца» в конкурс не отдал, разрешив лишь информационный показ. И правильно сделал, поскольку на «Кинотавре» художественный поиск принимается лишь от молодых. >>
  • //  18.06.2001
Шансы появления «Большой Российской энциклопедии» повышаются
Конфликт в издательстве «Большая Российская энциклопедия» разрешился: 9 июня заместитель министра печати Владимир Григорьев представил коллективу нового директора. Место отставленного от должностей директора и главного редактора Александра Горкина занял Сергей Кравец. >>
  • //  18.06.2001
Русско-японская опера на Театральной олимпиаде
Одним из ключевых проектов Театральной олимпиады стали «Видения Лира» в постановке Тадаши Сузуки. Имя знаменитого японского режиссера, принадлежащего к числу тех, кто придумал саму идею олимпиады, служило в спектакле главной приманкой. Пессимистическая картина мира, которой известен Сузуки, была предъявлена публике в полном объеме: «Весь мир -- больница, в нем женщины и мужчины -- пациенты. Догадываюсь, что я сам тоже пациент этой больницы, а Лир -- один из симптомов моей болезни», -- так печально напутствовал режиссер свое детище. >>
  • //  18.06.2001
Вчера Тверская превратилась в главную театральную площадку столицы. Именно по ней прошел "Парад карнавалов", которым открылась долгожданная программа уличных театров, последнее и самое фантастическое мероприятие, припасенное организаторами олимпиады для и так уже объевшихся театром москвичей. >>
  • //  18.06.2001
В Сочи вручили призы международного кинофестиваля
В отличие от результатов Открытого российского фестиваля, итоги VIII Международного кинофестиваля в Сочи были восприняты спокойно и благодушно. Произошло это, возможно, еще и потому, что немалая часть кинотавровской публики оказалась знакома с иностранными лауреатами в лучшем случае по каталожной аннотации, гораздо больше интереса проявляя к российскому конкурсу и в большинстве своем предпочитая смотреть виденный еще в Москве отечественный фильм по второму разу, нежели неизвестную европейскую картину. Но те, кто ознакомился с международной программой чуть более плотно, не могли не признать, что жюри во главе с Удо Киром на самом деле удостоило вниманием лучших, выбрав картины значительные или как минимум любопытные. >>
  • //  18.06.2001
На 83-м году жизни умер великий актер Михаил Андреевич Глузский. Нет смысла писать дежурные слова. Перечислять роли (а их свыше ста) -- они на памяти у всех неравнодушных зрителей. Просто он из числа тех актеров, без которых наше кино было бы скучнее, глупее, площе. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ