N°64
15 апреля 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  15.04.2010
Мечты о конкуренции
В ФАС уверены, что справедливых цен на бензин придется ждать еще несколько лет

Цены на бензин как на оптовом, так и на розничном рынке нефтепродуктов завышены на 15--20%. Об этом в ходе правительственного часа в Совете Федерации заявил вчера глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. Для борьбы с завышением стоимости ФАС предлагает наращивать объемы биржевых торгов, разделять учет по сегментам бизнеса, ограничивать долю нефтяных компаний в региональных сбытах и запрещать совмещать оптовую и розничную продажу топлива в рамках одной корпорации. Однако, несмотря на все эти меры, конкурентная справедливая цена на топливо появится, как констатируют антимонопольщики, не раньше чем через пять лет.

«Я бы очень мечтал, чтобы это было завтра или послезавтра, но думаю, что не скоро», -- посетовал вчера сенаторам глава ФАС. Впрочем, уже сегодня антимонопольное ведомство предлагает увеличить прозрачность ценообразования. Для этого необходимо разделить учет по добыче, переработке и сбыту в рамках каждой вертикально интегрированной компании. Иначе, по мнению Игоря Артемьева, невозможно «понять, сколько стоит одна тонна добытой нефти». Не забыли в ФАС и про порог доминирования. «Если вертикально интегрированная компания в границах любой области имеет долю больше 35% (а такая ситуация сложилась, по данным ведомства, более чем в 50 субъектах России), то земельные участки для строительства бензоколонок такой компании не выделять, а выделять другим компаниям», -- так, по словам г-на Артемьева, предполагается бороться с доминированием. Правда, если еще месяц назад речь шла именно о 35-процентном ограничении, то сегодня антимонопольщики готовы довольствоваться и 50%. Окончательное решение по этому вопросу должно быть в ближайшее время принято правительством.

Особые надежды антимонопольщики возлагают и на развитие биржевой торговли. В то же время в службе вынуждены констатировать, что пока нефтяники большого интереса к этому не проявляют, в частности, по налоговым соображениям. «Если компании сегодня продали около 2% от общего объема продукции через биржу, это уже неплохо, но необходимо продавать на бирже не менее 10%. И в этом году нужно достигнуть такого результата», -- считает г-н Артемьев. Напомним, что до сих пор основным орудием принуждения к рынку в арсенале ФАС были штрафы. В общей сложности за прошлый год компании российской большой четверки, в которую входят «Роснефть», ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и «Газпром нефть», были оштрафованы на 26 млрд руб. «Если бы этого не было, то бензин в России стоил бы 28 руб. (против средних по стране 21,31 руб. за литр. -- Ред.)», -- пояснил вчера членам Совета Федерации глава антимонопольной службы. Оговоримся, что продолжающаяся долгие месяцы тяжба между нефтяниками и ФАС в настоящее время дошла уже до Высшего арбитражного суда.

Тем не менее работа в заданном ФАС направлении уже ведется, отмечает аналитик «Арбат Капитала» Виталий Громадин. «ТНК-ВР еще в прошлом году решила реализовывать свои нефтепродукты через биржу. На это же нацелена и «Роснефть», -- напоминает эксперт. По его словам, подобные решения являются первым шагом на пути к формированию индикативных цен. Начальник отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрий Александров полагает, что все предлагаемые ФАС меры позволили бы последовательно сокращать наценку на 2--3%. «Если не рассматривать отдельные из ряда вон выходящие случаи, когда маржа составляет более 100%, то средняя наценка на этапе от НПЗ до бензоколонки составляет около 30%. Примерно половину от этого можно назвать справедливой маржой. Остальное может быть исключено по совокупности мер, предлагаемых ФАС», -- уверен эксперт. При этом сами компании пострадать не должны. 15-процентное снижение цены в течение пятилетнего периода вряд ли может оказать драматическое воздействие на финансовые результаты нефтяных компаний. К значительному сокращению капитальных затрат оно не приведет, а сам по себе сегмент не потеряет инвестиционной привлекательности.

Руководство «Газпром нефти» опасается за развитие компании в свете последних инициатив антимонопольщиков, заявила вчера в рамках форума РСПП замгендиректора по правовым вопросам компании Елена Илюхина. «Второй и третий пакет создали и создадут еще больше неопределенности. Нарушение нечетко прописанных правил влечет за собой ответственность за несовершенные действия. Таким образом, компания становится без вины виноватой», -- сказала г-жа Илюхина. Она добавила, что так называемые исторические дела (так глава ФАС Артемьев назвал процесс против большой четверки ) через 100 лет вряд ли будут вспоминаться как ключевые, а 2010 год запомнится в первую очередь как история про контроль за ценами, а не история конкуренции, направленной на развитие эффективности экономических процессов. РИА НОВОСТИ
Петр ГЕЛЬТИЩЕВ

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  15.04.2010
Антон Кавашкин
ЕС обещает Туркменистану «безопасную и стабильную среду»
Посетив торжественное начало стройки газопровода «Северный поток» (см. «Время новостей» от 9 и 12 апреля), новый еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер (на снимке) отправился в каспийское турне добывать сырье для газопровода Nabucco... >>
  • //  15.04.2010
В ФАС уверены, что справедливых цен на бензин придется ждать еще несколько лет
Цены на бензин как на оптовом, так и на розничном рынке нефтепродуктов завышены на 15--20%. Об этом в ходе правительственного часа в Совете Федерации заявил вчера глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев... >>
  • //  15.04.2010
АP
Fitch: Греция скоро попросит о помощи
Положение Греции далеко от стабилизации: вчера там прошли очередные акции протеста недовольных финансовыми мерами правительства. Между тем германские экономисты намерены инициировать судебный процесс против предоставления помощи Греции со стороны Евросоюза... >>
  • //  15.04.2010
Иван Рогожин
Грузовики пользуются «неоправданными преимуществами»
Российское правительство рассматривает возможность ввести плату за проезд по дорогам страны грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн. Об этом вчера заявил вице-премьер Сергей Иванов. Правда, он сразу же сообщил и хорошую для дальнобойщиков новость: в течение 2010 года новый сбор точно не появится... >>
  • //  15.04.2010
Федеральная корпорация по страхованию депозитов США (FDIC) увеличивает продажи находящихся на ее балансах активов банков-банкротов. Благодаря беспроцентному финансированию со стороны агентства частные инвесторы охотно их покупают. Впрочем, эксперты предупреждает, что FDIC подвергает свои фонды существенным рискам.... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама