N°82
15 мая 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  15.05.2009
Зритель -- враг номер один
Новый спектакль Александра Пепеляева

версия для печати
Агентство театров танца «Цех» после довольно вялого сезона решило доказать, что contemporary dance в Москве все-таки существует, и ныне май в «Актовом зале» культурного центра «Проект Фабрика» объявлен месяцем премьер. В следующие выходные впервые появятся в новых спектаклях Анна Абалихина, Александр Андрияшкин, Илья Беленков, Дарья Бузовкина и Ольга Цветкова, еще через неделю можно будет взглянуть на работы Татьяны Гордеевой, Александры Конниковой и Альберта Альберта. Начался же премьерный месяц со свежего сочинения идейного вдохновителя «Цеха» Александра Пепеляева. Нельзя сказать, что это был удачный выбор.

Пепеляев терпеть не может зрителей. То есть вот как артист он купается во внимании, соотносит свои движения по сцене с реакцией зала, там уберет акцент, там надавит. Но вот как постановщик он, по-моему, зрителей ненавидит. Потому что основная метода построения его спектаклей -- это монотонный пластический бубнеж на одну и ту же тему. (Бывают исключения -- как разнообразная и яркая «Чайка», но это именно исключения.) Мрачный, однообразный, грубый и главный пепеляевский фокус состоит в том, чтобы довести зрителей до изнеможения, а потом попробовать устроить катарсис. Когда все ахают -- а, так вот что он хотел сказать, и уже по дороге домой вычисляют, что в муторном предыдущем тексте обозначало твердую дорожку к финалу.

Это довольно опасное занятие -- во-первых, зрители начинают уходить с середины, не дождавшись финала. (Когда пепеляевская труппа, ныне называющаяся «Театр форм и фигур», играет на других площадках -- массово, когда в «Актовом зале», откуда не выйдешь, не подняв ряд и не устроив таким образом демонстрации, -- редко, но эффектно.) Во-вторых, когда устроить действительно эффектный финал не получается -- весь спектакль скрывается в такой яме, что слово «провал» кажется вежливым комплиментом.

Нынешнее сочинение -- «Старуха и...» -- именно такой случай. Пепеляев снова заводит любимую мелодию абсурдности человеческого существования и снова на подмогу зовет Хармса. Впрочем, лобовых цитат в спектакле нет, а что сам Пепеляев, большую часть времени сидящий за открытым ноутбуком, одет в старушечью юбку -- так это еще не повод говорить о рифмах. В течение часа две девушки (Татьяна Гордеева и Ольга Цветкова) и два молодых человека (Илья Шабуров и Стас Шмелин) рисуют нам картинки нелепой и обыденной жизни. Вот парочка довольно тупым образом флиртует; вот ведут застольную беседу два опустившихся джентльмена; при этом используется лишь мимика и намеренно убогая жестикуляция, фразы же, которыми обмениваются герои, возникают на заднике-экране в «облачках», как речи обитателей комиксов. Убогость ежедневного существования разбавляется лихорадочными танцами (линди-хоп, надо сказать, дается артистам с трудом, танцовщик оборачивает вокруг себя партнершу с таким напряжением, словно это не профи на сцене, а пришедший на первый урок модных танцев любитель). Финал составлен из двух частей -- сначала вспыхивают танцы в райском саду (куда явно попадает герой, только что умерший на сцене); рай тот утащен с картин «Таможенника Руссо», этакие мультфильмовые заросли отъявленной зелени, затем персонаж оказывается лицом к лицу с обозначением зимнего пейзажа (какие-то утонувшие в сугробах дальние плетни, вселенское одиночество, только воя волков не хватает). Надо полагать, это ад. Вот тут надо испытывать катарсис. Но на деле чувствуешь только облегчение -- ну слава богу, перестали рассказывать про то, как тупы и скучны обыденные люди, сейчас нас из этого зала выпустят.
Анна ГОРДЕЕВА




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  15.05.2009
В российской театральной академии меняют ректора
История, которая со среды разворачивается вокруг крупнейшего российского театрального вуза РАТИ-ГИТИСа, к сожалению, не уникальна; напротив, она в высшей степени отчетливо характеризует состояние культуры в стране... >>
  • //  15.05.2009
По информации, полученной из пресс-службы Государственной Третьяковской галереи, с 1 июня согласно распоряжению руководства Министерства культуры в должность генерального директора ГТГ вступит Ирина Лебедева, являющаяся сейчас заместителем гендиректора по научной работе... >>
  • //  15.05.2009
Открылся Каннский кинофестиваль
13 мая в Канне открылся главный кинофестиваль мира -- Каннский, 62-й по счету. Открытие на этот раз оказалось веселым и несколько необычным. Публике предъявили последнюю продукцию диснеевской студии «Пиксар» -- 3D-мультик «Вверх» Пита Доктера и Боба Петерсона... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  15.05.2009
«Ангелы и демоны» на экранах Москвы и всего мира
И снова здравствуйте! Гарвардский специалист по символам Роберт Лэнгдон (Том Хэнкс) опять вынужден влезть с головой в католические разборки: вроде бы представители ордена иллюминатов похитили четырех наиболее вероятных претендентов на папский престол и в соответствии с четырьмя стихиями собираются их умучить... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  15.05.2009
Две московские выставки чествуют советские журналы
Мир советских журналов, детских, сатирических, с увлекательными красочными картинками и искрометными текстами, привлекает многих умных, тонких, интегрированных в проблематику современного искусства людей. Оно и немудрено... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  15.05.2009
Новый спектакль Александра Пепеляева
Агентство театров танца «Цех» после довольно вялого сезона решило доказать, что contemporary dance в Москве все-таки существует, и ныне май в «Актовом зале» культурного центра «Проект Фабрика» объявлен месяцем премьер... >>
//  читайте тему:  Танец
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика