N°92
30 мая 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  30.05.2007
Евгений Петрийчук
Лицо просит асфальта
Госдума попытается увеличить расходы на строительство дорог

версия для печати
Госдума приступает к реализации положений послания президента Федеральному Собранию, касающихся развития транспортной инфраструктуры. Депутаты внесли на рассмотрение палаты поправки в бюджет этого года, предусматривающие дополнительное выделение на дорожное строительство 20 млрд руб. Причем это лишь пятая часть из общей суммы в 100 млрд руб., которую президент в послании Федеральному Собранию поручил направить на развитие автодорожной сети в дополнение к уже запланированным расходам. Как позже пояснил министр транспорта Игорь Левитин, весь объем дополнительных средств предполагается освоить в 2007--2009 годах.

По словам председателя комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Госдумы Мартина Шаккума, 20 млрд руб. пойдут на строительство, реконструкцию и ремонт улично-дорожной сети. Депутат подчеркнул, что финансовое обеспечение данных расходов будет осуществлено правительством с учетом поступлений задолженности нефтяной компании ЮКОС по налоговым и неналоговым платежам, подлежащим зачислению в бюджетную систему страны. Правда, не факт, что законопроект депутатов будет принят. Пока неизвестно, как к нему отнеслись в правительстве. А без положительного отзыва кабинета министров подобный закон принять невозможно.

Ни для кого не секрет, что дорог в России не хватало всегда, а качество тех, что есть, оставляет желать лучшего. Причем касается это даже трасс федерального значения -- без преувеличения, «дорожного» лица страны. От неразвитости дорожной сети страна несет многомиллиардные убытки. По экспертным оценкам, из-за низкой плотности дорог транспортная составляющая затрат в конечной цене российской продукции достигает 15--20%, а в США и Европе не превышает 7--10%. В целом ежегодные потери России от плохих дорог, по разным оценкам, составляют от 450 млрд до 1,6 трлн рублей.

Владимир Путин в последнем послании Федеральному Собранию оценил экономические потери от неразвитости дорожной инфраструктуры более чем в 3% ВВП. «Вспомним, что на всю оборону мы с вами тратим 2,7% ВВП в год. А мобильность, подвижность населения России почти в 2,5 раза ниже, чем в развитых зарубежных странах», -- сказал тогда президент. Экономические потери не идут ни в какое сравнение с людскими: на дорогах страны, в том числе из-за их плохого качества, ежегодно гибнут примерно по 35 тыс. человек.

Понятно, что в 90-е годы, когда бюджет был хронически дефицитен, дорожное строительство финансировалось на минимальном уровне. Однако ситуация усложнилась в 2000 году, когда был упразднен Федеральный дорожный фонд, а территориальные стали необязательными. По данным «Росавтодора», с 2000 по 2005 год объемы финансирования дорожной отрасли снизились с 2,9% до 1,1% ВВП. Причем улучшения по этому показателю не наблюдалось ни в прошлом, ни в нынешнем году. Аналогичная картина, похоже, сохранится и в ближайшие годы. Между тем в большинстве развитых стран на дороги тратится 3--4% ВВП. Впрочем, кто-то может сказать, что мы идем на уровне Японии и США. Но, во-первых, там объемы ВВП не чета российскому: там 1,1--1,5% составляют примерно 80 и 120 млрд долл. соответственно. Во-вторых, дорожная сеть в этих странах развита давно и хорошо.

Сравнивая затраты на дорожное строительство в развитых странах, тех же Японии и США, и России (2007 год -- 192,7 млрд руб., 2008-й -- 250,6 млрд руб., 2009-й -- до 260,9 млрд руб.), становится понятно, что отечественные дороги еще долго, а быть может, и никогда не смогут сравниться с мировым уровнем. Как по плотности на единицу территории, так и по качеству. Причем на это есть объективные причины, и огромные ассигнования тут вряд ли спасут. Это и огромные расстояния, и суровые природные условия, связанные с большими перепадами температур, осадками и влажностью.

Поэтому решено сосредоточиться на приоритетах, что будет отражено в программе развития дорожной сети до 2015 года. Безусловный приоритет -- строительство высококачественных федеральных трасс и реконструкция дорог, формирующих международные транспортные коридоры в европейской части России по направлениям север--юг и центр--Урал, а также по направлениям, обеспечивающим реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Сибири. Одна из таких трасс -- федеральная трасса М4 «Дон». В послании Федеральному Собранию Владимир Путин упомянул ее «персонально».

Реконструкция здесь идет уже много лет, но конца не видно. Дорога, построенная в конце 50-х -- середине 60-х годов прошлого столетия и рассчитанная на пропуск 3 тыс. автомобилей в сутки, сегодня явно устарела. По трассе на различных участках проходит от 9 до 33 тыс., а в Подмосковье -- 67 тыс. (!) автомобилей в сутки. Причем в летний период интенсивность движения резко возрастает. То есть, по словам главы «Росавтодора» Олега Белозерова, на всем протяжении требуется автомобильная дорога I категории с четырьмя--восемью полосами движения. В то же время сегодня этой категории соответствует лишь 39% протяженности дороги. А на 16% трассы «Дон» возможно «обслуживание» лишь 4,5 тыс. машин в сутки. Как говорит г-н Белозеров, на реконструкцию «Дона» предполагается направить 60 млрд руб. из 100 млрд руб., о которых говорил г-н Путин в послании Федеральному Собранию. Эти средства позволят в 2009 году разделить транспортные потоки практически на всем протяжении автомагистрали -- от Москвы до города Горячий Ключ.

Ситуация на трассе «Дон», равно как и на других автотрассах страны, доказывает, что дороги все еще остаются одной из самых серьезных инфраструктурных проблем России. И упование на развитие сети платных дорог проблему не решит. Дорожная инфраструктура -- забота прежде всего государства и госбюджета. И в конечном счете, какими бы ни были затраты казны на эти цели, в условиях развивающейся России они окупятся. Причем не только с точки зрения экономики, но и отношением граждан к власти. Ведь все больше и больше россиян становятся автомобилистами, которые судят о делах власти не только и не столько по тому, что говорят по телевизору, а по тому, как выглядят те дороги, по которым они ездят.
Михаил ВОРОБЬЕВ


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  30.05.2007
Евгений Петрийчук
Госдума попытается увеличить расходы на строительство дорог
Госдума приступает к реализации положений послания президента Федеральному Собранию, касающихся развития транспортной инфраструктуры... >>
  • //  30.05.2007
Денис Рытенков
Общественная палата заинтересовалась «дачной амнистией»
Новый дачный сезон, похоже, пока не порадует владельцев земельных участков, пытающихся оформить в собственность полученные при Советском Союзе три--шесть соток... >>
  • //  30.05.2007
Амурским губернатором станет депутат Госсовета Татарстана
Президент Владимир Путин (о чем вчера кратко сообщала газета "Время новостей") наконец внес на рассмотрение Амурского совета народных депутатов своего кандидата на пост губернатора области -- Николая Колесова, депутата Госсовета Татарстана, первого протеже такого уровня полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Камиля Исхакова... >>
  • //  30.05.2007
Фискалы нашли новый способ борьбы с недобросовестными налогоплательщиками
О том, что любой адвокат может повернуть закон так, как ему необходимо, знают все. Но не всем известно, что такими способностями обладает ряд госчиновников... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ