Время новостей
     N°92, 30 мая 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.05.2007
Лицо просит асфальта
Госдума попытается увеличить расходы на строительство дорог
Госдума приступает к реализации положений послания президента Федеральному Собранию, касающихся развития транспортной инфраструктуры. Депутаты внесли на рассмотрение палаты поправки в бюджет этого года, предусматривающие дополнительное выделение на дорожное строительство 20 млрд руб. Причем это лишь пятая часть из общей суммы в 100 млрд руб., которую президент в послании Федеральному Собранию поручил направить на развитие автодорожной сети в дополнение к уже запланированным расходам. Как позже пояснил министр транспорта Игорь Левитин, весь объем дополнительных средств предполагается освоить в 2007--2009 годах.

По словам председателя комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Госдумы Мартина Шаккума, 20 млрд руб. пойдут на строительство, реконструкцию и ремонт улично-дорожной сети. Депутат подчеркнул, что финансовое обеспечение данных расходов будет осуществлено правительством с учетом поступлений задолженности нефтяной компании ЮКОС по налоговым и неналоговым платежам, подлежащим зачислению в бюджетную систему страны. Правда, не факт, что законопроект депутатов будет принят. Пока неизвестно, как к нему отнеслись в правительстве. А без положительного отзыва кабинета министров подобный закон принять невозможно.

Ни для кого не секрет, что дорог в России не хватало всегда, а качество тех, что есть, оставляет желать лучшего. Причем касается это даже трасс федерального значения -- без преувеличения, «дорожного» лица страны. От неразвитости дорожной сети страна несет многомиллиардные убытки. По экспертным оценкам, из-за низкой плотности дорог транспортная составляющая затрат в конечной цене российской продукции достигает 15--20%, а в США и Европе не превышает 7--10%. В целом ежегодные потери России от плохих дорог, по разным оценкам, составляют от 450 млрд до 1,6 трлн рублей.

Владимир Путин в последнем послании Федеральному Собранию оценил экономические потери от неразвитости дорожной инфраструктуры более чем в 3% ВВП. «Вспомним, что на всю оборону мы с вами тратим 2,7% ВВП в год. А мобильность, подвижность населения России почти в 2,5 раза ниже, чем в развитых зарубежных странах», -- сказал тогда президент. Экономические потери не идут ни в какое сравнение с людскими: на дорогах страны, в том числе из-за их плохого качества, ежегодно гибнут примерно по 35 тыс. человек.

Понятно, что в 90-е годы, когда бюджет был хронически дефицитен, дорожное строительство финансировалось на минимальном уровне. Однако ситуация усложнилась в 2000 году, когда был упразднен Федеральный дорожный фонд, а территориальные стали необязательными. По данным «Росавтодора», с 2000 по 2005 год объемы финансирования дорожной отрасли снизились с 2,9% до 1,1% ВВП. Причем улучшения по этому показателю не наблюдалось ни в прошлом, ни в нынешнем году. Аналогичная картина, похоже, сохранится и в ближайшие годы. Между тем в большинстве развитых стран на дороги тратится 3--4% ВВП. Впрочем, кто-то может сказать, что мы идем на уровне Японии и США. Но, во-первых, там объемы ВВП не чета российскому: там 1,1--1,5% составляют примерно 80 и 120 млрд долл. соответственно. Во-вторых, дорожная сеть в этих странах развита давно и хорошо.

Сравнивая затраты на дорожное строительство в развитых странах, тех же Японии и США, и России (2007 год -- 192,7 млрд руб., 2008-й -- 250,6 млрд руб., 2009-й -- до 260,9 млрд руб.), становится понятно, что отечественные дороги еще долго, а быть может, и никогда не смогут сравниться с мировым уровнем. Как по плотности на единицу территории, так и по качеству. Причем на это есть объективные причины, и огромные ассигнования тут вряд ли спасут. Это и огромные расстояния, и суровые природные условия, связанные с большими перепадами температур, осадками и влажностью.

Поэтому решено сосредоточиться на приоритетах, что будет отражено в программе развития дорожной сети до 2015 года. Безусловный приоритет -- строительство высококачественных федеральных трасс и реконструкция дорог, формирующих международные транспортные коридоры в европейской части России по направлениям север--юг и центр--Урал, а также по направлениям, обеспечивающим реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Сибири. Одна из таких трасс -- федеральная трасса М4 «Дон». В послании Федеральному Собранию Владимир Путин упомянул ее «персонально».

Реконструкция здесь идет уже много лет, но конца не видно. Дорога, построенная в конце 50-х -- середине 60-х годов прошлого столетия и рассчитанная на пропуск 3 тыс. автомобилей в сутки, сегодня явно устарела. По трассе на различных участках проходит от 9 до 33 тыс., а в Подмосковье -- 67 тыс. (!) автомобилей в сутки. Причем в летний период интенсивность движения резко возрастает. То есть, по словам главы «Росавтодора» Олега Белозерова, на всем протяжении требуется автомобильная дорога I категории с четырьмя--восемью полосами движения. В то же время сегодня этой категории соответствует лишь 39% протяженности дороги. А на 16% трассы «Дон» возможно «обслуживание» лишь 4,5 тыс. машин в сутки. Как говорит г-н Белозеров, на реконструкцию «Дона» предполагается направить 60 млрд руб. из 100 млрд руб., о которых говорил г-н Путин в послании Федеральному Собранию. Эти средства позволят в 2009 году разделить транспортные потоки практически на всем протяжении автомагистрали -- от Москвы до города Горячий Ключ.

Ситуация на трассе «Дон», равно как и на других автотрассах страны, доказывает, что дороги все еще остаются одной из самых серьезных инфраструктурных проблем России. И упование на развитие сети платных дорог проблему не решит. Дорожная инфраструктура -- забота прежде всего государства и госбюджета. И в конечном счете, какими бы ни были затраты казны на эти цели, в условиях развивающейся России они окупятся. Причем не только с точки зрения экономики, но и отношением граждан к власти. Ведь все больше и больше россиян становятся автомобилистами, которые судят о делах власти не только и не столько по тому, что говорят по телевизору, а по тому, как выглядят те дороги, по которым они ездят.

Михаил ВОРОБЬЕВ